Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО
консультация
Консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №68» НМР РТ
«Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО»
(выступление)
Подготовила:
старший воспитатель Шигапова З.Ф.
Основополагающей целью ФГОС дошкольного образования является создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее полно реализовать собственные возможности. В центре развивающей предметно-пространственной среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение (педагогический коллектив) предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на развитие самобытности, уникальности и индивидуальности каждой личности. В такой среде ребенок-дошкольник активно включается в познавательную творческую деятельность, развивается его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит развитие личности. Предметная среда детства обеспечивает разные виды деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности.
Во-первых, она необходима для удовлетворения потребностей ребенка в определенный момент своего развития. Во-вторых, деятельность в условиях обогащенной предметной среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому осмыслению познанного. Необходимо также учитывать, что размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенностями ребенка. Развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности и является эффективным средством поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка до школы, а также служит непосредственным организатором деятельности детей, и влияет на воспитательный процесс.
Воспитатель должен помочь ребенку обнаружить в себе и развить то, что ребенку органично присуще. Поэтому педагог, для обучения и саморазвития личности ребенка, его способностей, самостоятельности и инициативности творчества, ставит перед собой следующие задачи:
- конструировать и наполнять РППС соответствующим содержанием;
- обеспечить продуктивность использования предметно-развивающей среды.
Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на дошкольника. Для этого необходимо соблюдать следующие условия.
Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду должна:
- иметь привлекательный вид;
- выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
- снимать утомляемость;
- положительно влиять на эмоциональное состояние;
- помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
- давать возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью.
Если среда организована неправильно, она не вызывает новых впечатлений, не создает условия для развития воображения, фантазии, желания играть. В ней нет элемента неожиданности: все знакомо с первого дня и остается неизменным. Такая среда создает внутреннюю напряженность, создает у ребенка ощущение постоянного присутствия большого количества детей, и не отвечает основным детским потребностям.
В последнее время появились понятия «предметно-развивающая среда», «образовательная среда».
В ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда употребляются два сходных термина, которые относятся, тем не менее, к разному содержанию и которые следует различать:
Развивающая предметно пространственная среда – это специфические для каждой программы организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами распределения пространства организации (группы).
Под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, в том числе, РППС, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия, перечисленные в стандарте.
РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможность для уединения.
- Реализацию различных образовательных программ;
- Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- Учет возрастных особенностей.
РППС должна быть:
- содержательно-насыщенной;
- трансформируемой;
- вариативной;
- доступной, безопасной;
- иметь привлекательный вид;
- помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир.
Среда должна создавать условия творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все потенциальные возможности каждого ребенка.
Основные принципы РППС:
- принцип дистанции, позиции при взаимодействии,
- принцип активности, самостоятельности, творчества,
- принцип стабильности,
- принцип комплексирования и гибкого зонирования,
- принцип сочетания привычных и неординарных элементов,
- принцип учета «половых и возрастных» различий,
- принцип открытости,
- принцип эмоциогенности среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС ДО»
Цель: формирование у педагогов психолого-педагогической готовности к проектированию развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для обеспечения разнообразной деятельности детей в соответствии с р...

Письменный отчет о построении развивающей предметно – пространственной среды музыкального зала в соответствии с ФГОС ДО, отражающий творческий подход в ее построении
Письменный отчет о построении развивающей предметно – пространственной среды музыкального зала в соответствии с ФГОС ДО, отражающий творческий подход в ее построении...

Педагогический совет «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО»
Сценарий педагогического совета...

«Построение развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО»
Материал содержит рекомендации воспитателям по построению развивающей предметно-пространственной среды в детском саду....

Фотоотчет "Организация зоны сюжетно-ролевых игр с учетом принципов построения развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС"
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В сюжетно-ролевой игре знания ребенка пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это дел...

Презентация "Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС"
Методическое сопровождение педагогов и воспитателей....

Статья на тему «Построение развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с учетом требований ФГОС»
Развивающая предметно-пространственная среда должна отвечать потребностям обоих участников организации образовательного процесса-педагога и детей в совместной партнерской деятельности, а также в свобо...