Статья на тему «Построение развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с учетом требований ФГОС»
статья
Развивающая предметно-пространственная среда должна отвечать потребностям обоих участников организации образовательного процесса-педагога и детей в совместной партнерской деятельности, а также в свободной самостоятельной деятельности детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УДК
«Построение развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с учетом требований ФГОС»
Жевлакова Е.А., Мурка Е.Н., Пачина О.В.
МАДОУ д/с «Юбилейный» Саратовская область, г. Балашов.
Аннотация
Актуальность: качество дошкольного образования определяется организационно-педагогическими условиями, среди которых построение развивающей предметно-пространственной среды является важным и значимым.
Цель: обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных.
Метод исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; педагогическое моделирование; метод индивидуального и коллективного творчества; анализ федеральных, региональных, муниципальных, директивных документов по образованию.
Результат: создание развивающей предметно-пространственной среды способствует удовлетворению потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическому и культурному развитию в целом, а также обеспечивает активную жизнедеятельность ребенка, развития творческих проявлений, побуждающих к самовыражению средствами.
Ключевые слова: предметно-пространственная среда.
Вывод: развивающая предметно-пространственная среда должна отвечать потребностям обоих участников организации образовательного процесса-педагога и детей в совместной партнерской деятельности, а также в свободной самостоятельной деятельности детей.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых.
Развивающая среда выполняет по отношению к личности дошкольника информационную функцию, является средством передачи социального опыта, так как всякий предмет несет в себе определенные сведения об окружающем мире.
Выделяют основные функции развивающей среды для взрослых и детей.
Для детей: удовлетворение потребности в деятельности, познании; ориентировка в окружающем; накопление опыта эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками; источник становления субъектного опыта ребенка; развитие инициативы, воображения, творчества; условие для развития всех специфических детских видов деятельности; реализация ребенком права на свободу выбора деятельности.
Для взрослых: реализация содержания образовательной программы; предоставление детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности; эффективное средство поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка до школы; организация деятельности детей; влияние на воспитательный процесс.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду, необходимо:
- учитывать полоролевую специфику и обеспечить среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков;
- систематически проводить анализ состояния развивающей среды с целью приведения ее в соответствии с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями, подразумевающими единство стиля, гармонию цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ.
Основными направлениями преобразования развивающей среды в группах детского сада должны быть: отказ от жесткого зонирования в размещении развивающих центров, обогащение игровыми материалами в соответствии с основными направлениями развития детей дошкольного возраста, обеспечение соответствия оборудования и материалов, их размещение в пространстве с учетом возрастных и половых особенностей детей.
Во ФГОС ДО в п.3.3. сформулированы требования к развивающей среде.
3.3.1. Развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее- участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
3.3.2. Развивающая среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей ( в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3.3.3. Развивающая среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
3.3.4. Развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полуфункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
Развивающая среда не может быть построена окончательно. Примерно раз в два месяца часть необходимо заменять, переставлять оборудование. В группе нужно иметь «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящиках сосредоточены разные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, которые позволят детям самостоятельно изменять пространственную среду с позиции их интересов.
Литература:
- Артамонова О.В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии // Дошкольное воспитание.2005.№4.
- Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду М.: СПб.: ДДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: "Построение развивающей предметно-пространственной среды и оснащение центра музыкального развития"
В методической разработке даются рекомендации по построению развивающей предметно-пространственной среды и оснащению центра музыкального развития в группе....
Статья на тему: "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС"
Представлены материалы описывающие основные требования, которые предъявляются к организации развивающей предметно-пространственной среды...
Доклад на тему: Построение развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования.
П остроение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования,,,,,,,,,,,,...
Статья на тему: «Создание развивающей предметно - пространственной среды в группе в соответствии ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы»
Статья содержит краткое описание создания развивающей предметно - пространственной среды в группе в соответствии ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы. ...
Выступление на методическом объединении на тему: «Построение развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС во второй группе раннего возраста»
Выступление на методическом объединении на тему: «Построение развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС во второй группе раннего возраста»...
Представление опыта работы «Технология Шулешко Е. Е. «Блуждание по картине» на городском методическом объединении воспитателей групп комбинированной направленности по теме «Построение развивающей предметно-пространственной среды с учётом образовательных
Социо-игровая технология Евгения Евгеньевича Шулешко – «Блуждание по картине» представляет собой работу по сюжетной картине на любую лексическую тему и тему н...
Статья на тему: "Особенности развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ в дошкольных группах в условиях внедрения ФГОС"
Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к...