Воспитание детей на основе моральных ценностей.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Семья – часть общества, в которой есть условия для самореализации ребенка, для его полноценного развития.
Семейные традиции древней Руси отражают основные ценности общества: справедливость, трудолюбие, гостеприимство, верность, заботу о родных и близких. Они основывались на уважении к старшим, соблюдении родительского авторитета, взаимной помощи и поддержке в трудные времена.
И если взрослые учитывают традиции своего народа, это оказывает влияние на младших членов семьи, т. е. детей. Дети впитывают в себя народную, национальную мудрость поколений. Живя в Санкт-Петербурге,в России жители должны обращать внимание на национальный компоненты: язык народа, национальные праздники, обычаи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание детей на основе моральных ценностей. | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья – часть общества, в которой есть условия для самореализации ребенка, для его полноценного развития.
Семейные традиции древней Руси отражают основные ценности общества: справедливость, трудолюбие, гостеприимство, верность, заботу о родных и близких. Они основывались на уважении к старшим, соблюдении родительского авторитета, взаимной помощи и поддержке в трудные времена.
И если взрослые учитывают традиции своего народа, это оказывает влияние на младших членов семьи, т. е. детей. Дети впитывают в себя народную, национальную мудрость поколений. Живя в Санкт-Петербурге,в России жители должны обращать внимание на национальный компоненты: язык народа, национальные праздники, обычаи.
Какое значение имеет патриотическое воспитание детей:
*Прививается любовь к родине
*Воспитывается любовь к языку народа, окружающим людям
*Формируется желание внести свой вклад в развитие традиций
*Формируется чувство гордости за нацию, страну в целом
*Формируются более тесные взаимоотношения между поколениями
*Формируется интерес к народным традициям близлежащих республик, краев и областей
*Создается интерес к межкультурной коммуникации
В древней Руси, семейные традиции имели связь с природой, религией и культом предков. Многие ритуалы и обряды связаны с сельскохозяйственными работами и обеспечением семьи пищей. Большое значение придавалось рождению и воспитанию детей, обмену подарками, уходу за старшими и умершими.
Воспитание патриотизма и использование народных традиций осуществляется в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Большое значение имеет при этом использование народных традиций не только в детском саду, но и дома! Мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: дерево под окном, родные напевы. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни мамы и сказки открывают ребёнку мир, вселяют веру и добро. Слушая сказку, наблюдая за взаимоотношениями взрослых, ребенок начинает любить то, что любит его народ и его родители.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, двор – все оживает для него. У ребенка появляются любимые уголки для игр, любимые деревья. Все становится родным и остается в памяти на всю жизнь.
Общество и семья – первые педагоги, знакомящие ребенка с родиной, традициями. Они воспитывают в ребёнке чувство его значимости в этом мире.
Взрослый выступает в роли посредника между ребенком и окружающим миром, историей, культурой народа.
При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и народным явлениям. Родители должны сохранять интерес не только к народным традициям, но и развивать его дальше: показывать различия и сходства традиций разных народов, говорить о том, что все традиции имеют своей целью одно – воспитание в будущем поколении людей, ценящих и помнящих, уважающих и не забывающих развивающих и приумножающих истоки родной культуры, традиции прошлого и настоящего, обычаи прабабушек и прадедушек, обычаи народа, которому ребенок принадлежит.
Нельзя забывать и об интернациональном воспитании – основе уважения к другим нациям. Ведь не зря говорят: “Человек, не уважающий другой народ, не уважает и свой собственный”. Говорите об этом детям, внушайте это. Только тогда будет ощущаться уверенность в том, что усилия не пропали даром, а этот ребенок, который только еще ходит в детский сад, будет патриотом и ценителем сокровищниц родного народа, родной земли, своей огромной страны.
Как приобщать к народным традициям дома?
Можно проводить семейные праздники, которые могут быть посвящены народным праздникам (праздник урожая, Дени Республики, День города, землячества). Можно просто пригласить бабушку и дедушку из деревни, которые бы говорили на родном языке, рассказывали о том, какие праздники отмечают у них в деревне (и что этот праздник очень важен для них, чему он посвящен). Гости могут рассказывать о традициях в их города, села, деревни. Для создания интереса у ребенка имеют значения не только слова взрослых, но и фотографии, видеосъемка, гостинцы.
Взрослые, которые дорожат временем, и хотят вырастить всесторонне развитого ребенка, не забывающего свои истоки, должны задуматься над этим вопросом.
О древнерусских семейных традициях можно узнать из летописей, художественных произведений, археологических находок и культурного наследия. Они оказывают значительное влияние на современность, сохраняясь в ритуалах и обычаях современных семей. Они помогают укреплять семейные узы и формируют у детей важные нравственные и этические ценности.
Сегодня в условиях современного мира, сохранение и продолжение семейных традиций представляет большое значение для нашего общества. Они придают смысл жизни, формируют корни и идентичность каждого индивида, и обогащают культурное наследие нашего народа. Они помогают сформировать сильную семью и укрепить ее значимость в обществе.
Сегодня в условиях современного мира, сохранение и продолжение семейных традиций представляет большое значение для нашего общества. Они придают смысл жизни, формируют корни каждого индивида, и обогащают культурное наследие нашего народа. Они помогают сформировать сильную семью и укрепить ее значимость в обществе.
Семейные традиции становятся фундаментом для формирования мировоззренческих установок и убеждений. Они передаются из поколения в поколение и способствуют развитию семьи. Члены семьи узнают о семейных ценностях, традициях и обычаях, которые затем становятся частью их собственной системы ценностей.
Благодаря семейным традициям люди формируют свои взгляды на мораль, этику и ответственность. Они учатся почитанию старших и уважению к близким. От семейных традиций зависит, какими ценностями они будут руководствоваться в своей жизни.
Кроме того, семейные традиции влияют на мировоззрение в плане социальной интеграции. Они создают чувство принадлежности и привязанности к семье, помогая членам семьи чувствовать себя в безопасности и поддержке. Это положительно сказывается на качестве отношений с другими людьми, общении в коллективе и обществе в целом.
Мировоззрение, формируемое семейными традициями, оказывает влияние на сознание и поведение индивида в современном обществе. Оно помогает справиться с трудностями, принимать важные решения и строить качественные взаимоотношения в семье и обществе.
К.Д.Ушинский отмечал: “Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью”.
“У каждого народа, - писал К.Д.Ушинский, - своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит народам”.
Важнейшее в воспитании детей – это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой.
У крестьянина издревле обожествлялась земля, вода, хлеб. Поэтому в народе укоренились обычаи, связанные с хлебом. Например, пробовать хлеб считалось выражением искреннего уважения к хозяину, любая клятва закреплялась богом и хлебом и т.п. Об этом свидетельствуют множество пословиц и поговорок о хлебе: « Хлеб всему голова», «Без хлеба куска везде тоска», «Не красна изба углами, а красна пирогами» и т.д.
В воспитании большое значение имеет преемственность поколений. Чем теснее и глубже эта преемственность, тем лучше для воспитания детей. Укрепление преемственности поколений происходит на вековых гуманистических традициях народа. А традиции – это все то, что унаследовано от предшественников (ценности, нормы, образцы поведения).
Традиции - это осознание принадлежности к своим корням. Чем дальше, глубже в прошлое проложены эти корни, тем сильнее они. Это основополагающий принцип народного воспитания. С раннего детства через игры, забавы старшие учат младших социальным отношениям, общению, добротворчеству, воспитывая и обучая одновременно.
Ведь не хлебом единым жив человек. И как бы ни банально звучала эта истина, лишь культурный и образованный человек сможет активно участвовать в творческом процессе возрождения национальной культуры и вхождения ее в мировую цивилизацию.
Само общество должно осознать, что многовековая уникальная культура народов России, приобщение к ней подрастающего поколения может стать мощным стимулом общественного прогресса, надежным источником социально-экономического развития.
Так, следуя укладу жизни общества, его многовековым традициям, формируется личность растущего человека. Значение народных традиций как важной части воспитания в современном мире общепризнанно. Одна из основных задач – сделать народное искусство средством всемирного понимания и общения. Поддерживая преемственность народной традиции, люди придают большое значение участию в фольклорных фестивалях детей.
Возрождение культуры – дело поколений, разрушение – дело дней, часов, минут… Начинать надо сегодня, немедленно. Начинать надо в семье, в дошкольном учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка занятия на тему: "Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Ценность:совесть.
Данное занятие разработано в соответствии с требованиями современной педагогической науки. Сначала знакомим детей с нравственной ценностью, т.е воздействуем на когнитивный уровень.Затем пытаемся вызва...
Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»
Данный материал направлен на знакомство детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...
КОНСПЕКТ НОД по духовно - нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи в подготовительной группе «Путешествие Дорогою Добра»
КОНСПЕКТ НОД по духовно -нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьив подготовительной группе«Путешествие Дорогою Добра»Цель: Формировать у детей предст...
Воспитание детей дошкольного возраста на ценностях национальной культуры и ее культурно - историческом фундаменте
Статья посвящена актуальным проблемам современного воспитания - формированию этнической идентичности детей дошкольного возраста, основанного...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи на тему: «Доброта спасет мир»
Цели: сформировать у детей представление о духовно-нравственных нормах, отношениях с окружающими.Задачи: Формировать нравственную позицию детей. Учить видеть и анализировать поступки окружающих. Разви...
Семинар-практикум для педагогов «Взаимодействие с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и поддержки семейных ценностей»
Создание мотивации у воспитателей к деятельности в направлении формирования у детей понятия «семейные ценности» в различных видах деятельности в условиях личностного подхода и гуманизации ...
Консультация Трудовое воспитание детей, как основа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России....