«Развитие речи детей раннего возраста через дидактическую игру»
учебно-методический материал (младшая группа)
Игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует воспитатель) и игровую (ради которой действует ребёнок) цели. В игре выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребёнок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.
Одной из форм обучения является дидактическая игра, которая позволяет сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей интерес к познанию, облегчает процесс усвоения знаний.
Дидактическая игра имеет определённую структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру, как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
- дидактическая задача
- игровая задача
- игровые действия
- правила игры
- результат (подведение итогов)
Приведу несколько дидактических игр, которые использую в работе с детьми раннего возраста.
Дидактическая игра «Собери слонят»
Дидактическая задача: учить находить одинаковые картинки; учить называть животных и выделять их.
Игровая задача: собрать слонят для мамы слонихи, различая их среди других животных.
Игровое правило: правильно собрать слонят, выделяя их среди других животных.
Ход игры:
Воспитатель на фланелеграфе выставляет картинки животных: 5 слонят, 5 белок, коза, медведь, кошка. Затем показывает картинку с мамой-слонихой, которая плачет и говорит: «Мама-слониха гуляла со своими слонятами и они перепутались с другими животными. Помогите слонихе собрать своих слонят.
Дети находят картинки со слонятами и ставят рядом со слонихой.
Дидактическая игра «Назови детёнышей»
Дидактическая задача: учить называть животных и их детёнышей; активизировать речь детей.
Игровая задача: помочь животным найти своих детёнышей.
Игровое правило: не ошибаться, называя животных и правильно подобрать им животных.
Ход игры:
Воспитатель на фланелеграфе выставляет хаотично картинки детёнышей животных, а внизу картинки взрослых животных и говорит: «Мамы – животные гуляли со своими детками, а они все разбежались. И теперь мамы не могут найти своих детёнышей. Давайте им поможем.»
Дети называют животное и подбирают ему детёныша, повторяя за воспитателем его название.
Таким образом, используя дидактические игры в системе обучения, можно не только развивать умственные способности ребёнка и правильную речь, но и формировать знания об окружающем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры
Предлагаю свою работу тем педагогам,кто работает с маленькими детьми,знаю,как это сложно.Здесь есть некоторые игры,консультации для родителей,диагностики....
дидактические игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста
В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных...
Дидактические игры в развитии речи детей раннего возраста
Игра по развиию речи...
Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста. Тема: «Игры с водой»
Для педагогов ДОУ....
Семинар - практикум для родителей по развитию речи детей раннего возраста «Развиваемся играя»
Цель:Убедить родителей в важности побуждения детей к активной речи.Повышение педагогической грамотности родителей в области развития речи детей.Задачи:· познакомить...
Статья на тему: «Развитие речи детей раннего возраста в играх – драматизациях (на примере инсценирования русских народных сказок и песен)»
Развитие речи...
Конспект НОД по развитию речи детей раннего возраста. Тема: «Игры с водой»
Для педагогов ДОУ...