Проект "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством создания мини-музея праздников"
проект (средняя группа)

Шаповалова Ольга Сергеевна

Описание работы над проектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-muzey_patriot.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с ОВЗ      посредством создания мини-музея праздников»

                                                                                            Руководители проекта:

                                                                                                      Шаповалова О.С.

                                                                                                    Стародубцева Е.С.    

Пояснительная записка

1.Описание проблемы и её актуальность

Патриотическое и нравственное воспитание дошкольников – актуальная

проблема в условиях современной России. Без чувства любви к Родине человек не ощущает своих корней. Путь воспитания любви к Отечеству начинается с любви к родному дому, семье, затем к детскому саду, к улице, городу и к родной стране. В учебном пособии «Дошкольная педагогика», разработанном С.А. Козловой и Т.А.Куликовой, патриотическое воспитание дошкольников определяется, как взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении. Это взаимодействие направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Средствами патриотического воспитания авторы этого пособия считают само окружение, в котором живут дети, праздники, которые отмечаются в семье, в детском саду и стране, художественную литературу, изобразительное искусство, музыку, труд.

Опрос в начале учебного года показал, что в области социально-коммуникативного развития дети с трудом понимают скрытые мотивы поступков героев литературных произведений, не могут дать нравственную оценку своим и чужим поступкам или определяют её двумя словами: хороший или плохой. На своих занятиях мы столкнулись с такой проблемой: дети не умеют договариваться, часто возникают конфликты, а от этого у всех падает настроение, пропадает желание заниматься. В области познавательного и речевого развития отмечается недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, познавательная активность снижена, дети не могут рассказать о своей семье, о своем городе, не знают, как называется страна, в которой они живут, не понимают лексическое значение многих слов в русских народных сказках. Процесс воспитания патриотизма только лишь усилиями дошкольного учреждения не может быть успешным, так как основы воспитания закладываются в семье, а родители являются самыми близкими для ребенка носителями традиций и культуры. Понимание ребенком своей близости с окружающим и Родиной начинается с осознания им любви к своей семье. Вот почему мы убеждены, что формирование основ патриотизма будет более успешным, если детский сад будет осуществлять тесное сотрудничество с семьей. Любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность, создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств, в том числе и патриотизма. Участие родителей дает ребенку ощущение единства, сопричастности, понимание того, что они делают общее дело, которое их объединяет и сплачивает. Проведя беседу с  родителями на родительском собрании мы увидели , что во многих семьях не хватает знаний и информации о народных праздниках и традиций русского народа.. Этим же объясняем и отсутствие семейных праздничных традиций, а также малое деятельное участие детей в подготовке и проведении праздников в семье.

Анализируя предметно – развивающую среду выявили, что для решения задач воспитания патриотизма в группе есть определенное место, в котором находятся: портрет президента, государственная символика, фотографии города. В уголке находится тематический альбом «Наша страна – Россия», наглядное пособие «Символы России», «Мой любимый город ». С данной наглядностью проводятся беседы с детьми. Сделали вывод, что по нравственно-патриотическому воспитанию используются однообразные методы и приемы, подтвердили необходимость серьезной и глубокой работы с детьми по формированию у них основ патриотизма.

Уголок патриотического воспитания в группе мы разделили на 5 разделов.

  1. « Моя Родина - Россия» ( Вся символика страны, глобус, куклы, карты, художественная литература, д/игры).
  2. « Моя малая Родина» ( История города, памятники, животный и растительный мир, русская деревня ( макет- изба), художественная литература и т.д.)
  3. « Моя семья» (Семейные фото, семейные праздники-традиции).
  4. «Никто не забыт, ничто не забыто» (Книга памяти, памятники, Города-герои и т.д.)
  5. « Мини-музей» ( Русские народные промыслы, подборка альбомов на различную тематику).

2.Практическая значимость проекта

Формирование нравственно-патриотических чувств – это вопрос о воспитании личности человека, его духовного мира. Ведь, нам всем хочется, чтобы ребёнок начинал любое полезное дело с желанием, с добром, знал, для чего он это делает, доводил его до конца, радовался своим успехам и успехам других. Считаем, что одна из эффективных форм нравственно-патриотического воспитания детей, является создание в группе мини-музея.  Жизнь в детском саду должна быть интересной, насыщенной и запоминающейся. Поэтому этот проект будет полезен детям дошкольного возраста, педагогам ДОУ, родителям.

3.Целевая группа – дети среднего возраста с ОВЗ

4.Цель и задачи проекта. 

Цель проекта – воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства с помощью мини-музея.

Задачи:

-Знакомить детей с народными праздниками, государственными праздниками, развивать понимание их названий, традициями и народными играми.

-Учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы).

-Развивать у детей познавательную активность, внимание, память, мышление, произвольность психических процессов; навыки связного высказывания; творческое воображение, временные представления.

-Воспитывать любовь к Родине: к своей семье, к окружающим, к своему городу и к самому себе, как к гражданину России.

-Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности, в создании семейных традиций.

5.Ожидаемые результаты

1.Дети составляют рассказ о своей семье, своем городе и стране, могут поддержать беседу.

2..Родители стали активными участниками образовательного процесса.

3..В большинстве семей сформирован интерес к созданию семейных традиций.

4. В группе создана картотека дидактических и методических материалов  по формированию патриотического воспитания детей.

6.Ресурсы, задействованные для реализации проекта:

Информационные: интернет – ресурсы, СМИ, методическая литература.

Материально-технические: ноутбук, проектор, методические и дидактические материалы, тематические альбомы, экспонаты музея.

Срок реализации проекта:  октябрь 2022 г.- апрель 2023 г.

Этапы реализации проекта:

1 этап (подготовительный)

Задачи:

1. Отбор содержания праздников и развлечений.

2. Планирование предварительной работы (подбор материала и организация детских игр и самостоятельной деятельности)

3. Оформление развивающей среды (мини-музея)

2 этап (основной)

Задача:

1.Реализация запланированной работы с детьми и родителями.  Для этого используются игры, беседы с целью расширения и закрепления полученных знаний в повседневной жизни и на празднике.

2.Особое внимание в проекте уделяется работе с родителями, так как было выявлено, что значительное количество взрослых не выделяют фольклорные праздники и развлечения, не уделяют должного внимания воспитанию патриотизма у детей.

3 этап (заключительный)

Задачи:

- Определение перспектив дальнейшей работы

I. Народные праздники

• Формирование у детей дошкольного возраста с ОВЗ представлений о культуре русского народа, его ценностях и особенностях при проведении народных праздников с использованием фольклора, преемственности поколений

• Просвещение родителей в области использования фольклора в воспитании основ патриотизма у детей дошкольного возраста.

• Пополнение предметно - развивающей среды предметами домашнего обихода, русскими национальными костюмами, музыкальными инструментами, тематическими альбомами, атрибутами для сюжетно-ролевых игр, картотеками, художественной литературой и т.д.

II. Государственные праздники

• Расширять у детей представления о своей стране: название, столица, государственные символы, исторические сведения.

• Формирование основ патриотизма, привитие уважения к Родине и ее ценностям.

• Приобщение родителей к организации выставок в мини-музее, активному участию в праздниках и развлечениях.

III. День города

• Расширять представления о городе, в котором мы живем: название

города, адрес, достопримечательности, исторические сведения о городе.

• Воспитание любви к малой родине, природе родного края

• Народные праздники (фольклорные, православные)

-Выставки к праздникам.

1.Праздник Осенины- Утренник Выставка в мини- музее «Дары осени», Вечерние посиделки «Посидим, послушаем и поиграем» (музыкальные произведения русских композиторов, стихотворения об осени русских поэтов, народный календарь, пальчиковые игры «Капуста».  «Красота осенней природы», «Репку мы сажали», народные игры «Колечко», «Едет с поля урожай»). Драматизация сказки «Репка»

Лепка «Овощи и фрукты», Аппликация «Корзинка с грибами».

Познавательный вечер: «Поиграем и узнаем»: дидактические игры: «Определи по вкусу, по запаху», «Придумай загадку», «Волшебный мешочек», «С какого дерева упали листья».

Раскраски, графические задания по темам «Деревья и кустарники»,

«Овощи и фрукты», «Грибы и ягоды»

2.Рождество, колядки .

Выставка «Что такое коляда на рождество»

Праздник русского валенка (к теме недели: «Одежда, обувь, головные уборы) Детско- родительская выставка «Эти замечательные валенки»

Разучивание частушек про валенки, народных игр с использованием валенка Лепка  «Валенки для пальчиков» Пальчиковая игра: «По дорожке мы идем»

Беседа «Что такое коляда», разучивание колядок, шумовой оркестр, наряд для колядовщиков.

3.Масленица (развлечение)

Тематический альбом

Выставка: «Как на масляной неделе»

«Масленица» (обряды и традиции, иллюстрации, стихи, песни, загадки, фотографии)

4.Пасха Выставка.

Народные игры «Горка», «Карусель», «Летела кукушка», «У бабушки Меланьи»

Тематический альбом: «Игры на пасху»

Графические задания «Обведи и раскрась»

5.Государственные и международные праздники.

День народного единства. Воспитание у детей чувства дружбы, патриотизма,

гордости за свою Родину.

Беседа «Пока мы едины, мы непобедимы. Почему так говорят?»

Сказка Л.Н.Толстого «Отец и сыновья».

Подвижные игры народов России.

6.Новый год . Новогодний утренник

Выставки «Коллекция новогодних открыток», «Коллекция старых новогодних игрушек»

Украшение группы. Тематический альбом «Мастерская Деда Мороза»

Просмотр мультфильма «Снеговик- почтовик»

Изготовление детьми елочки из нарисованных ладошек с пожеланиями своим родителям на Новый год.

 Разучивание песен, стихов к новогоднему утреннику

7.День защитника Отечества.

Спортивные соревнования «Веселые старты».

Тематический альбом «Наши защитники»

Раскраски по теме праздника Чтение рассказов, стихов.

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Пограничники», «Самолет. Мы

летчики», «На корабле».

Атрибуты для спортивных игр.

8.Международный женский день.

Утренник

Выставка «Наши мамы и бабушки – рукодельницы»

Поздравительные открытки мамам и бабушкам

Вечерние посиделки «Дарит песенки весна» (музыкальные произведения,

стихотворения о весне, о маме, о бабушке)

Познавательный вечер: «Поиграем и узнаем»: дидактические игры «Придумай загадку по схеме и найди отгадку», лабиринты, путаницы

9.Международный день театра.

Выставки «Разные виды театра»

«Русские народные сказки»

Театрализация по сюжетам русских народных сказок, знакомство с русским бытом, народными играми и песнями.

Драматизация сказки.

дидактическая игра «Последовательность событий» по сюжетам сказок

Сказки-мультфильмы

Изготовление разных видов театра (театр на спиралях, театр на стаканчиках, бумажный театр звуковой театр)

10.День космонавтики

Выставка «Что такое космос?»

Игровая ситуация «Отправим письмо на другую планету» (составление коллективного письма с рисунками о красоте нашей страны).

11.День Победы

Выставки в мини-музее «Парад Победы», «Города-герои», «Герои в моей

семье»

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр (фуражка, пилотки, бескозырки, аптечка, косынки для медсестер, макет костра, котелок, гармошка

12.День города

Выставка «Деревья нашего города».

Выставка  «Мой любимый город»

Творческая работа совместно с родителями «Книжки-малышки с загадками и сказками о красоте природы нашего города»

Лото «Прогулка по городу» (достопримечательности города, птицы в городе, деревья)

Рассматривание карты города, страны

Тематические альбомы: «Мой город»,

Таким образом, соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Проведение мероприятий в мини-музее способствуют социализации детей с ОВЗ.

Результативность реализации проекта.

1.Педагогические наблюдения показали, что создание мини-музея праздников и активная работа в нем, повысили долю участия родителей в реализации проекта.

2. Дети проявили активность и самостоятельность при оформлении выставок в мини-музее.

3..В продуктивных видах деятельности дети проявляли умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, способность самостоятельно действовать с общей целью.

4. У детей появилось желание помогать другим, совершать добрые поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством создания мини - музея в МБДОУ «Маленькие открытия в моей большой семье»

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к семье, родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории своей семьи, ее традициях, об истории города, начнут...

Публикация на тему: "Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста посредством мини-музея".

В статье раскрывается значение мини-музеев в детском саду для поликультурного воспитания дошкольников....

Задержка психического развития. Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством художественной литературы

Задержка психического развития. Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством художественной литературы...

Консультация для воспитателей «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством художественной литературы»

laquo;Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством художественной литературы»...

Проект "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством создания мини-музея праздников"

Я, как учитель-дефектолог, желающая получить положительные результаты в работе, нахожусь в постоянном поиске новых путей и средств повышения познавательной активности детей с особыми возможностями здо...

"Воспитание детей дошкольного возраста с РАС посредством дидактических игр".

Консультация для родителей воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра (РАС)....

План по теме самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством создания мини-музеев в группе» на 2023-2024 уч.год

План по теме самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством создания мини-музеев в группе»...