Доклад "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности"
методическая разработка (старшая группа)

Иванова Наталия Борисовна

В этом докладе рассматривается воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие приобретению им нравственного духовного опыта, основанного на народных традициях православной культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx18.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                     Доклад на педсовет.

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в                музыкальной деятельности».

В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где отмечается необходимость воспитания у дошкольников любви к своему краю и Отечеству, родному языку, своему народу, его культуре и народным традициям.

Главной целью является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие приобретению им нравственного духовного опыта, основанного на народных традициях православной культуры.

Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке, ведь музыка развивает не только разум, она развивает и облагораживает чувства, и задача музыкального руководителя - средствами искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать не только интеллект, но и душу ребенка, его внутренний мир через эмоции и переживания.

Необходимо научить его ориентироваться в мире музыки. Приобщить к высшим духовным ценностям, научить познавать мир в общении с шедеврами мирового искусства, знакомя с произведениями великих композиторов-классиков: П. Чайковским, («Времена года»), М. Глинкой, («Жаворонок»)  Д. Кабалевским, («Клоуны») Римским-Корсаковым («Снегурочка»), понять себя и свое место в мире.

Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее духовно-нравственное развитие.

С музыкальным искусством дети соприкасаются в детском саду, начиная с раннего возраста: ребенок слушает и подпевает потешки, колыбельные, народные прибаутки, подражая воспитателю, воспроизводит звуки на шумовых инструментах: погремушке, бубне, колокольчике.

Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо», определяется весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Нравственное воспитание средствами музыкального искусства состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. Для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется в нашем детском саду на занятиях, в игре, на прогулке, на праздниках и развлечениях.
Музыкальная деятельность соприкасается со всеми образовательными областями, а структура музыкальных занятий способствует многогранному восприятию.

Все виды музыкальной деятельности (музыкально - ритмические движения, слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные подвижные игры, театрализация) позволяют ребенку во всей полноте соприкоснуться с миром музыки. Музыка развивает способность чувствовать, мыслить, обобщать, размышлять, развивает воображение.

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало становлению человека на основе православной культуры, фольклора.  Слушая народную, музыку и произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, былина, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы. Цель таких занятий с детьми (народной музыкой) не только познакомить с образцами фольклора, но и привить любовь к   ближнему, умение выразить свои чувства при помощи голоса, жеста, движения.

Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.

В нашем саду есть аудио и видео записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”, “народный хор”.

Основной и самый любимый вид деятельности дошкольников –это игра. Именно она приносит малышам огромную радость. Музыкальные игры, являясь одним из видов музыкальной деятельности, так же, формируют и развивают духовные качества ребенка.

Использование народных игр в работе с детьми позволяет донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям.

К ребятам приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в подражательные игры - «Петя-петушок», «Вышла курочка гулять; хороводные – «Заинька», «Коза»; игры-забавы – «Бабка-ёжка»; для детей старших групп, такие народные игры, как: «Горелки», «Где ты был Иванушка?», «Земелюшка – чернозем», «Плетень», и другие.

Только песня может раскрыть красоту души народа. Мелодия и слово родной песни - это могучая воспитательная сила, раскрывающая перед ребенком народные идеалы. Есть такое человеческое качество - тонкость, эмоциональность натуры. Оно выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горя, страдания, несчастья другого человека; совесть заставляет его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка и песня. Эмоциональность натуры, свойственная нравственно и эстетически воспитанному человеку, выражается в том, что сердце становится восприимчивым к доброму слову, поучению, совету, напутствию. Надо, чтобы слово учило жить, чтобы дети стремились к добру, для этого нужно воспитывать тонкость, эмоциональную чуткость маленького сердца.

Музыкально - ритмические движения так же являются важной составляющей в духовно-нравственном развитии личности ребенка. В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, духовную жизнь, традиции, события, происходящие в жизни людей.   В русских народных танцах дети черпают русский нрав, обычаи, дух свободы и творчества. 

Народные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу, и в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Во всех танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца – это широта движения, удаль, жизнерадостность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.

Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, но и приносит радость как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Организуя их, мы одновременно учим и воспитываем в наших детях нравственные, и культурные качества: любовь к своей стране, к родному дому, своей семье, детскому саду, родному городу. Дети всегда ждут в саду Новогодних, Рождественских праздников, праздника Масленицы, Колядки, Пасхи. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувства патриотизма.

Используя музыку нам хочется, чтобы малыши знали: Родина – это все, что их окружает, родные и близкие люди, которые заботятся о них, родная природа, родная речь, песни и стихи обо всем этом, музыка к танцам с родными интонациями - все  это учит ребенка гордиться этим и бережно ко всему относиться. Воспитывая у детей любовь к природе, птицам, ко всему живому, мы проводим такие развлечения, как: «День птиц», «День Земли», «Мы в ответе за тех, кого приучили», «День дружбы», «День сказок, «День флага России»» и другие.

 Воспитать ребенка нравственно с высокими духовными качествами невозможно без тесной совместной работы с семьей. Здесь важна разъяснительная работа с родителями о роли музыки в жизни ребенка, влиянии на его нравственное, психическое и физическое здоровье.

Последовательная, систематическая, хорошо организованная работа духовно-нравственного воспитания в нашем детском саду способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к восприятию музыки, другим видам искусства. Музыка воодушевляет, наполняет детей радостью, открывает огромный мир добра, света, красоты. Музыка делает человека счастливым.

Приобщаясь к музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты и морали, окунается в ценный духовный опыт многих поколений. Музыкальное искусство — это великая сила, влияющая на разум и душу ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность"

Дошкольный возраст – важный период для вос­питания культуры гендерных взаимоотношений детей. Мужчину в мальчике и женщину в девочке следует воспитывать с раннего детства. В противном случае при формир...

НРАВСТВЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИЧувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает...

Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже ...

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность

Статья предназначена как для музыкальных руководителей, так и для родителей воспитанников ДОУ. Раскрыты основные поятия гендерного воспитания  и осуществление полоролевой социализации дошкольника...

Духовно - нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности

Материал посвящен духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности. Приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, в...

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность»,

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность»,доклад...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности

Возрождение лучших традиций страны по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников неотемлемая часть общей культуры государства...