Читаем с малышом
консультация (средняя группа)

Анна Тарасова

Вечер с книгой у многих до сих пор остается одним из любимых способов проведения досуга. Как правило, любовь к чтению закладывается с детства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_pechat.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Читаем с малышом


Вечер с книгой у многих до сих пор остается одним из любимых способов проведения досуга. Как правило, любовь к чтению закладывается с детства.
В читающей семье, где книги окружают с рождения, проблема, как приобщить ребенка к книгам, редко бывает, но все равно случается. Как же ненавязчиво научить ребенка получать удовольствие от книги?
Первое что нужно сделать – это заинтересовать малыша книгой, и начинать можно уже с самых первых дней.

Все знают, как важно разговаривать с малышом с самого рождения. Первые несколько месяцев даже не важно о чем, главное - интонация. Малышу приятен ваш голос, ведь он слышал его еще в животике, он нуждается в том, чтобы с ним говорили, ласково, нежно.
Вот только часто мамы теряются и не знают, о чем можно разговаривать с таким крохой. Вот тогда приходят на помощь потешки, петушки, прибаутки, коротенькие стишки. Когда умываетесь, чистите носик, меняете подгузник, читайте нараспев все, что помните.
Если не помните, можно на так называемых стикерах, листочках на липучках, написать тексты и повесить, например, у пеленального столика, и периодически менять. Можно использовать как народное творчество, так и А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака, Г. Лагздынь, М. Дружинину, В. Хесина и других авторов.

Начиная где-то месяцев с двух, можно показывать книжки. Небольшого формата, с крупными, одинарными картинками на всю страницу: мяч, кукла, яблоко и так далее. Положите карапуза на живот, расположите книгу где-то в 30сантиметрах от глаз, и пусть себе разглядывает в свое удовольствие, заодно потренируется держать голову.
Сейчас огромный выбор всевозможных книжек-картонок, с вырезами, с глазками, пищалками, свистелками, с мягкими элементами. В общем, на любой вкус и кошелек.
Только покупайте книжки известных издательств, в книжных магазинах. Вы должны быть уверенными в качестве и безопасности материалов, из которых изготовлена книга.
Также смотрите, чтобы не было острых углов, у некоторых картонок можно самостоятельно закруглить края.
Для любителей купаться выпускаются книжки - непромокайки, брызгалки, меняющие цвет от воды, но они, скорее всего, пригодятся уже ближе к году.

Чем активнее становится кроха, тем сложнее удержать его внимание. Ведь вокруг столько всего интересного! Вот и не стоит усердствовать. Показали иллюстрацию, назвали, если видите, что отвлекся, займитесь чем-то другим.
Конечно, крохе захочется порвать, погрызть книги. Давайте играть книжки-картонки, которые не сильно пострадают, а запрещать не нужно, да и бесполезно, ведь это кроха исследует новый материал, а значит развивается.
Можно дать порвать старый журнал, бумагу, только не газетную, пусть развивает мелкую моторику, очень полезное занятие!
Только обязательно будьте рядом, следите, чтобы не наелся бумаги! Тогда шансов уцелеть у книг будет больше, а малыш получит массу впечатлений.

После полугода малышу покажется интересным, если картинка оживет – собачка залает, киса замяукает, часики затикают. Подойдите к такому делу творчески, мяукайте, мычите, кукарекайте, малыш будет очень доволен!
А вскоре сам будет показывать пальчиком на все, и ждать когда вы озвучите или назовете. Вы не заметите, как малыш станет, показывая на собачку говорить «гав-гав», коровку - «му», гуся - «га» и многое другое. Также можно устраивать целые представления, обыгрывая произведения любимых детских авторов.

Малышам постарше очень нравятся потешки, где можно подвигаться: хлопать, топать, махать ручками. Можно обыграть практически все, что читаете, где-то действиями, где-то интонацией, возгласами.
Не думайте, как это выглядит со стороны, просто будьте актером для своего ребенка. Поверьте, кроха оценит ваши старания, и будет пытаться за вами повторить.
Также попробуйте научить повторять за вами последние слова стихотворений. Выдерживайте паузу, побуждая ребенка продолжить, и пусть не сразу, но малыш начнет договаривать. Вы можете с удивлением обнаружить, что ваш кроха знает и помнит очень много разных потешек и прибауток.

Чем старше ребенок, тем больше внимания уделяется действиям, тем, что происходит с героями на картинке, например, что делает девочка: играет мячиком, кушает, поливает цветочек, укладывает куклу спать.
Стоит обращать внимание на цвет, какого цвета мячик, шарик, машинка. Все, как и чтение текста, так и разглядывание картинок должно быть ненавязчивым. В маленьком возрасте не все дети могут заниматься одним делом дольше 2-5 минут.
Поэтому если видите, что ребенок отвлекся, не настаивайте, вернитесь к книгам позже, выбрав удачный момент.

Пусть у крохи будет своя «библиотека», к которой всегда открыт доступ. Найдите место невысоко на полочке, в коробочке на полу рядом с игрушками.
Время от времени, обращайте внимание просьбой принести книжку «Колобок», «Мойдодыр». Попросите найти стишок «про ежика», и кроха с радостью будет перелистывать странички в поисках картинки с ежиком.
Вот и развитие моторики, и игра, и просто способ занять ненадолго ребенка.
Начинайте использовать книги – брошюры, с яркими иллюстрациями, сейчас их тоже выпускается множество. Пусть малыш тренирует пальчики, листая тоненькие странички.
Конечно, иногда может получиться, что кроха порвет листочек. Не ругайте, ведь он сделал это не специально, а просто объясните, почему так делать нельзя. Если малыш принес вам книжку, обязательно прочитайте что-то или просто покажите и назовите что-нибудь, не оставляйте этот порыв без внимания.

Наверняка малыш и сам без вас иногда будет сидеть, и рассматривать картинки и, показывая пальчиком комментировать то, что видит. Иногда будет очень забавно послушать, что кроха рассказывает!
Пусть комментирует также и сказки, когда вы ему читаете, делайте паузы, побуждайте обозначить звуками или даже назвать медведя, лягушку, курочку. Ведь гораздо интереснее вместе «читать», чем просто слушать.
С малышом старше двух лет вместе додумывайте конец сказки, обсуждайте героев и их поступки.
Многие родители уже начинают в этом возрасте знакомить ребенка с алфавитом, используя методики Домана, Зайцева, Никитиных, неважно, что вы выберете, главное, чтобы малышу было интересно.
Пусть обучение будет малышу в радость, в игровой форме, с помощью карточек, кубиков, плакатов, магнитной азбуки. Но и ничего страшного не произойдет, если ваш малыш узнает буквы позже.
Очень интересны книжки с наклейками и аппликациями. Такие занятия всесторонне развивают ребенка, только, конечно же, вначале понадобится ваша помощь.

Когда кроха становится почемучкой и просто атакует вас вопросами, хорошо бы завести детскую энциклопедию. Сейчас таких книг издается очень много, есть и на самый маленький возраст.
Можно будет на некоторые вопросы вместе поискать ответы в энциклопедии. Так вы дадите понять, что очень много увлекательного и полезного можно найти в книгах. Пусть малыш сам полистает энциклопедию, а потом предложите ему прочитать то, что он выберет.

Вот и начинается второй этап – развитие интереса. Когда уже заметны предпочтения, можно подыгрывать, подбирая книги по интересам, например, об автомобилях, о животных, о динозаврах.
Конечно, увлечения могут меняться стремительно, но ведь это доказывает любознательность вашего ребенка!

Наконец, наступает время, когда малыш начинает читать сам. Кто-то раньше, кто-то позже, это не имеет особого значения.
Пусть читает то, что ему нравится. Это могут быть сказки, рассказы. Если есть возможность, ходите вместе в книжные магазины, библиотеки, пусть кроха сам выбирает себе понравившуюся книгу.
Предлагая прочитать определенную книгу, расскажите, о чем она. Если сами читали и помните, поделитесь впечатлениями. Можно немного слукавить и сослаться на рекомендации ровесников, дочки или сына коллеги по работе. Подсказывайте, предлагайте, но не навязывайте.
Пусть чтение для вашего ребенка будет в радость, а книга всегда будет желанным подарком!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей «Читаем сказки малышам».

Сказки - первые увлекательные истории в жизни ребёнка. Сказки нужно читать для того, чтобы прививать любовь к чтению, для развития творческого мышления, воображения и для тренеровки памяти....

Консультация для родителей. Как правильно читать книгу малышу

В наш компьютерный век необходимо учить ребенка уметь читать книгу, уметь слушать и слышать, уметь понимать прочитанное. Сейчас на смену бумажным книгам приходят электронные, но малышам необходимо при...

Консультация для родителей "Читаем с малышом"

Почти все родители знают, как важно разговаривать с малышом с самого рождения. Причем в первые несколько месяцев даже не важно, о чем именно вы будете рассказывать, главное - ваша интонация. Только во...

Консультация: "Читаем книги малышам"

Приобщить детей и их родителей к чтению детской литературы....

Консультация для родителей Тема: «Правильно читаем книгу малышу».

От того как взрослый преподнесёт малышу книгу, зависит и интерес, и желание слушать рассказ взрослого. Видя в руках взрослого книгу, малыш начинает интересоваться ею. Встреча с новой книгой всегда заг...

"Читаем для малыша"

Консультация для родителей...

Читаем с малышом

Читаем с малышом.Вечер с книгой у многих до сих пор остается одним из любимых способов проведения досуга. Как правило, любовь к чтению закладывается с детства....