«Развивающая среда «Фиолетовый лес» - как эффективное средство успешной адаптации детей к детскому саду.
материал (младшая группа)

Грязных Елена Сергеевна

Хочу поделиться своим опытом работы по использованию игр Вячеслава Воскобовича в период адаптации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voskobovich.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12», г.Урай

Опыт работы

Грязных Елены Сергеевны

Тема:

«Развивающая среда «Фиолетовый лес» -

как эффективное средство успешной адаптации детей к детскому саду.


Добрый день, уважаемые коллеги!

Хочу поделиться своим опытом работы по использованию игр Вячеслава Воскобовича в период адаптации.

Поступление ребёнка в детский сад всегда сопряжено с большими психологическими трудностями, связанными с переходом из знакомой и обычной семейной обстановки в среду дошкольного учреждения. Здесь всё оказывается новым, непривычным, а иногда даже пугающим.

Наша основная задача на этом этапе — помочь малышу справиться со стрессом и адаптироваться к новым условиям.

Вот и в нашей группе, мы задались вопросом – как помочь детям, в этот нелегкий период?

Взаимодействие воспитателя с детьми играет здесь ключевую роль. Ведь именно мы, помогаем деткам максимально безболезненно пройти этот сложный этап. Но наша задача намного более обширная – нам нужно заинтересовать ребенка, увлечь детским садом. И тут к нам в голову пришла интересная идея – познакомить детей с волшебным и сказочным миром Фиолетового леса. С помощью сказочного пространства, необычных персонажей и сказок, ребенок сам становится действующим лицом событий и приключений.

Данная предметно-развивающая среда предназначена для моделирования обучающих ситуаций. Она способствует освоению детьми сенсорных эталонов (цвет, размер, форма), формирования математических понятий, научно-естественных представлений об окружающем мире, развитию творческого воображения и всех сторон речи. А съёмные элементы доступны детям для самостоятельного крепления.

Наша идея, заключается в том, что каждый день, герои Фиолетового леса приходят в группу и приносят детям разнообразные игры и развлечения. Таким образом, мы не только заинтересовываем деток, но еще и поддерживаем их познавательный интерес, так как увлекательные задания жителей Фиолетового Леса, вызывают эмоциональный отклик у детей.

Наши детки еще совсем маленькие, поэтому мы выбрали персонажей, которые будут им более всего понятны. Это Медвежонок Мишик, Пчелка Жужа, Галчонок Каррчик, Гусеница Фифа.

На знакомство с каждым персонажем у нас ушло примерно по 2 недели. Все зависело от интереса детей, на сколько они были увлечены героем, его играми и заданиями.

Итак, как же все происходит.

Утром, пока детей нет. На коврограф помещается персонаж. Например, медвежонок Мишик. Он спрятался за деревом или кустом, но так, чтобы его можно было найти. Мишик очень стесняется или боится. После завтрака, в свободное время, мы замечаем, что у нас в группе, кто-то спрятался. Сначала, пытаемся отгадать, кто же это может быть, а потом ласково зовем его в гости. После знакомства, мы замечаем у медвежонка очень красивую корзинку и спрашиваем, что в ней может лежать. И находим в корзинке, например, мыльные пузыри. И тут, Мишик предлагает деткам сыграть в игру «Раздувайся пузырь…».

В последующие дни, Мишик приносит детям разные игры. В основном, это игры, предложенные Вячеславом Воскобовичем. Но, немного переделанные под возрастные особенности наших детей. В каких-то мы изменили персонажей, где-то добавили продолжение. Например в игре «Украсим деревья», мы добавили Мишика, спрятав его под горкой из листьев. Так игра стала интереснее для деток.

Каждый день, герои приносят разные игры, но в течении времени, они могут повторяться, так как возраст детей нам это позволяет. И если игра понравилась, мы играем в нее чаще. А затем и усложняем. Таким образом, у нас появилась картотека игр, для каждого героя. В них есть игры, из методического пособия «Сказочные лабиринты игры. Фиолетовый лес», а также, игры, придуманные нами.

Начиная знакомиться с героями, мы поняли, что если дети сами, так сказать «изнутри» погрузятся в сказочный и волшебный мир «Фиолетового леса», то интерес к данному пособию будет еще больше и длительнее, а значит и адаптация пойдет еще быстрее и легче. Так, мы создали свое игровое пособие  - фигурки детей. Они помогают ребенку максимально погрузиться в сказку, стать её участником и играть с удовольствием.

Теперь приходя утром в детский сад, каждый ребенок помещает свою фигурку на полянку в фиолетовом лесу. Своя личная фигурка привлекает ребят еще сильнее, они становятся еще более увлеченными игрой. С помощью фигурок им легче идти на контакт, они помогли деткам ближе познакомиться друг с другом, преодолеть стеснение и даже снять стресс, вызванный адаптацией.

С помощью данных фигур, мы можем придумывать истории и сюжеты, которые напрямую будут связаны с каждым из детей. Или, например, помогут стать ребенку  героем литературного произведения, потешки или даже песенки. Например, с помощью предметно-развивающей среды "Фиолетовый лес" и своих фигурок, детки инсценировали любимую песенку "По лесу ежик шел...". Детки с огромным удовольствием находили вместе с ежиком яблоки, цветы и листья в осеннем лесу. А когда наступила зима, помогли ежику укрыться от холодной зимы в своей норке, под слоем листьев и снега. А для себя, дети с помощью игрового пособия «Фонарики Ларчик», построили домики, чтобы тоже укрыться от холода.

С помощью нашего игрового пособия, можно увеличить количество игр, наполняя их разнообразными дополнениями и усложняя их.

В конце, хочется сказать, что процесс адаптации в нашей группе прошел успешно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом и со взрослыми, хорошо кушают, спят – все это показатели успешной адаптации.

В результате, изучения течения адаптации детей, были получены следующие данные из 18 детей:

  • 7 детей – с легкой степенью адаптации.
  • 11 детей – со средней степенью.
  • Детей с тяжелой степенью нет.

Мы считаем, что успешная работа с предметно-развивающей средой «Фиолетовый лес» поспособствовала  более комфортному привыканию детей к детскому саду.

Учитывая интерес детей и нашу увлеченность данной темой, мы приняли решение и в дальнейшем использовать в своей работе «Фиолетовый лес», так как он развивает все стороны речи и навыки взаимодействия в коллективе, естественнонаучные представления, математические понятия и   формирует представления о сенсорных эталонах, умение ориентироваться и развивает моторику рук. А также данная среда доступна, безопасна, вариативна и легко трансформируется.

 Ну и конечно же мы хотим знакомиться и с другими пособиями Вячеслава Воскобовича и также применять их в своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная деятельность как средство успешной адаптации ребенка к детскому саду

Рисование – одно из самых больших удовольствий ребенка. Оно приносит малышу много радости. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. А поскольку изоб...

Консультация для воспитателей по теме "Предметно-развивающая среда в младшей группы как фактор успешной адаптации детей к условиям ДОУ." Составил: воспитатель 1-ой категории Алибекова М. М.

Адаптация (от лат. adaptation – «приспособляю») – сложный процесс приспособления организма, протекающий на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом....

Онлайн - марафон для родителей – как эффективное средство дистанционной работы по успешной адаптации детей в детском саду.

Опыт проведения онлайн-марафона для успешной адаптации детей раннего возраста в детском саду....

Коммуникативная игра как средство успешной адаптации детей в детском саду

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям....

Педагогическая песочница - как средство успешной адаптации детей к детскому саду.

Одним из эффективных средств адаптации является «Песочная» терапия.Маленькие дети часто не могут выразить свои переживания из – за отсутствия активной речи. Песочная терапия может ок...