Изобразительная деятельность как средство успешной адаптации ребенка к детскому саду
консультация (младшая группа) на тему

Рисование – одно из самых больших удовольствий ребенка. Оно приносит малышу много радости. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребенка к творчеству

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изобразительная деятельность как средство успешной адаптации ребенка к детскому саду

Кулько И.Ю.

Средства искусства играют огромную роль для решения многообразных педагогических задач. При работе в первой младшей группе детского сада необходимо подобрать различные способы для того, чтобы сделать адаптацию детей к новым условиям более комфортной.

Поступление ребенка в дошкольное учреждение – процесс сложный как в физическом, так и в психологическом плане. Для ребенка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Защитной реакцией на все это является плач, отказ от еды, общения с окружающими.

В этом случае хорошо помогает изобразительная деятельность. Рисование – одно из самых больших удовольствий ребенка. Оно приносит малышу много радости. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребенка к творчеству.

Конечно, первые шаги ребенка в изобразительной деятельности и прежде всего в рисовании, как более доступного его вида не является в полном смысле изобразительными. Ребенок черкает по бумаге карандашом и видит оставляемый движением руки след – это случайно получившиеся штрихи и линии. И если спросить малыша, что он нарисовал, он, как правило, не ответит, так как сознательного задумывания у него еще нет.

Для установления психологического контакта ребенка с воспитателем можно пойти на следующие меры: дать возможность малышу опробовать материал так, как он хочет, пойти на встречу его желаниям (исключая действия, опасные для здоровья). Ребенок может катать, стучать карандашами; бумагу он будет рвать, мять… Задача воспитателя – закрепить интерес малыша к материалу, поддержать его познавательные действия (здесь закладываются истоки будущей любознательности) и установить дружеские, доверительные отношения.

Постепенно, приобретая опыт восприятия окружающих предметов и явлений, всматриваясь в оставшиеся на бумаге следы своих действий, ребенок начинает соотносить линии и конфигурации с приобретенным опытом и видеть тот или иной предмет. Иногда ребенок называет изображение по какому-то одному ему заметному признаку. По мере приобретения сенсорного опыта ребенок начинает задумываться и искать заметные сходства с предметами в своих линиях, а затем постарается воспроизвести то, что называет.

Воспитателю необходимо предоставлять детям свободу выбора темы их рисунков, постоянно обогащая их сенсорный опыт. Это дает им возможность рисовать самые различные предметы: машины, зверушек, игрушки и т. д.

В процессе рисования дети общаются с педагогом, сверстниками, вступает во взаимоотношения по поводу деятельности: делятся своим замыслом, обсуждают ход создания изображения, вместе любуются созданным, говорят о том, что особенно понравилось и т.п. При этом такое общение возникает естественно из желания что-то обсудить, посоветоваться, спросить.

Для обеспечения потребности детей в общении в процессе рисования необходимо не просто обращаться друг к другу и воспитателю, нужно стимулировать общение детей, обращая внимание на то, что и как делают рядом сидящие дети, если они нуждаются в помощи, побуждать оказывать ее. Часто, благодаря успехам в изобразительной деятельности, ребенок начинает себя комфортно чувствовать в детском коллективе, стремиться к содержательному общению.

Ребенок легче будет идти на контакт, если воспитатель в работе будет стараться отказываться от сложившихся штампов. Например: дерево нужно рисовать так, а дом так, так как это создает впечатление однообразия и скуки, ребенок чувствует со стороны взрослого непонимание, что создает между ними психологический барьер.

Для рисования можно использовать различные материалы: цветные карандаши, гуашь, мелки, свечу, угольный карандаш.

Необходимо так организовать изобразительную деятельность детей, чтобы положительные эмоции и чувства окрашивали весь процесс изображения, творчества. С этой целью необходимо шире использовать связь изобразительной деятельности с игрой, включать в творческий процесс образное слово, шутку, юмор, сюрпризный момент, поисковые ситуации, когда в результате разных проб возникает для ребенка неожиданный финал, а также нестандартные приемы изображения. Например, живопись с помощью пальцев.

Такой вид живописи очень благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет. Ощущения от работы столь необычны, что перед началом работы с детьми, воспитателю необходимо самому прочувствовать и вникнуть в возникающие эмоции и состояния.

Этот метод хорош для самых маленьких. Можно сделать пробные рисунки – это не требует большого мастерства. Кроме того, краски растекаются и переливаются, как эмоции. С помощью красок ребенок может выплеснуть эмоциональное напряжение наружу, происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это также позволяет нам отследить внутреннее состояние ребенка. Живопись помогает адекватно выразить эмоциональное состояние ребенка: гнев, обиду, боль, радость. И это прекрасно видно в работах. У некоторых детей существует сенсорный голод, голод к прикосновениям, так как именно кинестический опыт является ведущим в этом возрасте. Прикосновение к краскам, их размазывание по ватману позволяет ребенку более полно включиться в процесс творчества, подключает внутренние резервы организма.

В этом возрасте тяга к экспериментам, желание все потрогать часто пресекается родителями. Преодоление этого запрета, удовлетворение потребности прикоснуться к краскам (и за это не будут ругать!) – очень важные моменты для установления для установления контакта педагога с ребенком. Предварительно, конечно, необходимо надеть на ребенка фартук, дать ему легко смываемые краски и закрыть поверхность стола клеенкой. Когда ребенок будет рисовать, нужно начинать вместе с ним, показать ему как это делается.

Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Коллективные задания сделают каждого ребенка участником большой творческой работы, сплотят детей, помогут им в общении. Большим обилием декоративных работ можно украсить группу. А дети смогут гордиться тем, что их труд, их творчество приносят радость не только им, но и другим тоже.

Открыв в себе неповторимую индивидуальность, ребенок сможет полнее себя реализовать в творчестве, в общении с другими. Он приобретает еще один, дополнительный язык, необходимый ему для выражения своих мыслей, чувств, эмоций.

У арт-педагогики большое будущее, так как она позволяет нам взрослым взглянуть на мир детскими глазами и увидеть то, что мы уже не замечаем из-за тяжести жизненного багажа. Найти интересные темы для общения с ребенком, только что поступившим в детский сад – задача не из простых. Искусство может в этом помочь. Творить вместе с детьми, наблюдать за их поиском, работой и результатом – вот настоящая радость для педагога.

Список литературы.

  1. Галанов А.С. «Игры, которые лечат». – М.:ТЦ «Сфера», 2006.
  2. Жердева Е.В. «Дети раннего возраста в детском саду». – Ростов-н/Д: Феникс, 2006.
  3. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». – М: Мнемозина, 1995.
  4. Дрезнина М.Г. «Каждый ребенок-художник» - М.:Издательсво «Ювента», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов арт-терапии как средство успешной адаптации дошкольников к детскому саду

Самым оптимальным подходом в обеспечении успешной адаптации детей раннего возраста можно считать творческий подход, раскрывающий особенности личности и индивидуальности каждого ребенка. Таким современ...

Коммуникативная игра как средство успешной адаптации детей в детском саду

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям....

Педагогическая песочница - как средство успешной адаптации детей к детскому саду.

Одним из эффективных средств адаптации является «Песочная» терапия.Маленькие дети часто не могут выразить свои переживания из – за отсутствия активной речи. Песочная терапия может ок...

«Игра -как средство успешной адаптации ребенка к детскому саду»

Поступление в детский сад – сложный этап в жизни любого малыша. Внутреннее благополучие ребенка, перешагнувшего порог новой группы детского сада в руках педагога. И здесь особого внимания требуе...

Игра — как средство успешной адаптации ребенка к детскому саду

Основная задача в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверие воспитателю. Ребенок должен увидеть в окружающем его персонале добрых, всегда готовых пр...