Педагогическая технология "Педагогическая ситуация"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКИЙ КЕЙС
для работы с родителями
потенциально одарённых дошкольников
Составители:
Старший воспитатель Н.А. Пучкова,
воспитатели Худалова Б.В., Басиева С.Г.
Предлагаем Вашему вниманию практические кейсы для работы с родителями потенциально одарённых дошкольников. Талантливые дети отличаются от сверстников не только выдающимися способностями, но и особенностями поведения как дома, так и в детском саду. Поэтому у воспитателей появляется масса поводов для общения с родителями. Не всегда профессиональная подготовка даёт возможность грамотно разрешить проблему. Использование кейс-технологии призвано облегчить педагогам общение с родителями в конкретных ситуациях реальной жизни.
Структура кейса включает:
- Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни;
- Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации;
- Комментарий ситуации, представленный автором.
Решение кейсов
- Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями;
- Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать;
- Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
- Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения;
- Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.
Предложенные в кейсе решения не являются единственно правильными, а служат толчком для творческого осмысления реальной проблемы.
Педагогические ситуации
Ситуация 1.
Девочка, 6 лет. С трех лет посещает хореографический кружок, с 5-ти – вокальную и театральную студии. Очень часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах. Перед очередным выступлением во время игры пытается руководить своими сверстницами: «Я лучше вас знаю, я на сцене уже много раз выступала, а вы нет. Поэтому я буду играть роль лисы». Девочки пытаются ей не подчиниться и идут за помощью к воспитательнице.
Ваши действия.
Вариант 1.
Предложить девочке роль режиссера в данной игре, чтобы помочь своим подругам проявить себя. Показать, что их выступления тоже достойны похвалы.
Вариант 2.
Провести беседу с ребенком, направленную на анализ отрицательных сторон поведения героев художественных произведений (хвастовство, обида товарищей и т.д.), объяснить, что другие девочки, ее подруги, тоже хотят сыграть эту роль. Предложить сыграть по очереди.
Вариант 3.
Предложить детям не ссориться, а распределить роли при помощи жребия. Так будет справедливо.
Вариант 4.
Организовать кастинг на главную роль – лиса, выбрать независимое жюри (мальчики, дети незадействованные в этой игре).
Вариант 5.
Обратиться за советом к детям, как решить эту проблему.
Ситуация 2.
- Мальчик, 7 лет.
С раннего детства проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию. Хорошо рисует, лепит, создает необычные конструкции, фантазирует. На предложение воспитателя отдать ребенка в художественную студию родители ответили отказом, решив, что мальчик должен заниматься спортом. В детском саду он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми, если ему мешают рисовать или строить, если кто-то из детей хочет присоединиться к его игре, чаще всего он не пускает. Очень замкнут, медлителен, его трудно отвлечь от любимого занятия, «ребенок в себе».
Ваши действия.
Вариант 1.
Ребенок с заниженной самооценкой, он не признан родителями. Необходимо стараться повысить самооценку ребенка, предлагать участвовать в конкурсах, вывешивать его работы на выставках, чтобы его успех оценили родители и дети.
Вариант 2.
Провести социометрический метод исследования, выявить предпочтения этого ребенка и постараться сблизить его с этими детьми, давая им общие поручения, вместе привлекать к совместной деятельности. Дать этому ребенку особое задание, а после его успешного выполнения – высокую оценку, чтобы повысить его авторитет в группе.
Вариант 3.
Провести работу с родителями. Помочь им увидеть и понять увлечения ребенка. Предложить им учитывать мнение ребенка при выборе дополнительного образования, чтобы ребенок был увлечен предлагаемым ему занятием, у него должна быть мотивация, а не просто «потому, что мама так сказала». А спортом можно заниматься всей семьей в выходные дни.
Ситуация 3.
Мальчик Саша, оставшись еще на один год в детском саду в другой группе, скучает по своим воспитателям, к которым ходил четыре года. Саша часто приходит в гости в свою бывшую группу: общается с воспитателями, играет с малышами, учит создавать постройки из конструктора и т.д. Воспитатели всегда принимают ребенка, маме Саши тоже нравятся эти посещения – с воспитателями у нее хорошие, доверительные отношения. Однажды, забирая ребенка из детского сада. Ольга Петровна (мама) обнаружила у него чужую маленькую машинку.
Как быть?
Вариант 1.
Расспросить ребенка:
- Саша, чья это машинка? Нужно ее отдать хозяину.
- Я ходил в гости к Нине Ивановне, учил малышей строить гараж и случайно положил в карман,- хитрит Саша.
- Сходи завтра к малышам и верни машинку.
- Нет, она мне нравиться, у меня такой нет,- упрямиться мальчик.
- Саша, может это домашняя машинка, и малыш плачет, ищет, - убеждает мама.
- Нет, не пойду. Нина Ивановна, будет сердиться, скажет, что я украл, нет, мне стыдно.
- Саша, давай завтра вместе сходим к Нине Ивановне и отдадим машинку, хорошо?
Вариант 2.
Убедить ребенка вернуть машинку, предварительно обсудив ситуацию с педагогом.
Вечером, прежде чем забрать ребенка, Ольга Петровна заходит к Нине Ивановне, рассказывает о случившемся и предупреждает, о своем приходе с сыном. Нина Ивановна поддерживает линию поведения мамы и когда ребенок возвращает машинку, обрадовано говорит:
- Ой, Саша, ты нашел Димину машинку! А мы ее весь день ищем, Дима плачет, иди скорее, отдай ее Диме, спасибо тебе большое.
Вариант 3.
Маме самой взять машинку и отнести её Ольге Петровне. Объяснить ей ситуацию. Но предварительно побеседовать с сыном о том, что нехорошо брать чужие вещи.
Ситуация 4.
Дети средней группы собираются вечером на прогулку. У Ромы и Лизы шкафчики для одежды расположены рядом, дети ссорятся, мешают друг другу. Чтобы разрешить ситуацию, воспитатель отодвигает скамейку, чтобы детям было удобнее, но дети продолжают спорить и мешать друг другу.
Вариант 1.
Предложить Роме, как настоящему джентльмену, уступить место даме.
Сказать, что настоящие мужчины всегда так поступают.
Вариант 2.
Предложить Лизе не ссориться, взять свои вещи и перейти на другое место.
Вариант 3.
Если дети часто ссорятся, по поводу шкафчиков, то можно попробовать «переселить» их в другие шкафчики.
Ситуация 5.
Летом дети встречают своих родителей на площадке. До прихода родителей дети играют в «Догонялки». Олег и Вика, во время бега сталкиваются, налетают друг на друга. Вика с плачем подходит к воспитателю и говорит, что Олег ее стукнул.
Вариант 1.
Объяснять правила игры до ее начала. Обговаривать с детьми правила безопасности.
Бегущие дети должны смотреть вперед и уворачиваться от других детей, чтобы избежать столкновения.
Вариант 2.
Если столкновение произошло, не надо сваливать вину на другого. Виноваты оба, т.к. не смотрели вперед. Остановить игру, успокоить детей.
Вариант 3.
Обратиться за помощью к другим играющим детям, чтобы выяснить, как все произошло. Успокоить и пожалеть детей, ещё раз напомнить правила безопасности во время бега.
Ситуация 6.
Света (6 лет) посещает подготовительную группу детского сада. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама ею гордиться, а Света – сама собой.
Как-то, идя домой вместе с мамой, девочка сказала: «Завтра в садик не пойду! Мне дают задания трудней, чем другим, чтобы я не знала, как ответить».
Как отреагировать маме?
Решение:
1. Подумать о возможных причинах, повлиявших на отношения Светы к ситуации в детском саду.
2. Поддержать дочку: «Правильно, ты же у меня самая умная. А если ты не знаешь ответа – давай вместе узнаем / возможные источники информации/».
3. Обратить внимание! Возможно постоянная чрезмерная похвала дочки
вызвала неуверенность в первых неудачах.
Ситуация 7.
Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает информацию, тексты, песни. При проведении праздников исполняя свою роль, суфлирует роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя, нарушает ход праздника.
Решение:
- Дать ребенку особую роль – суфлер. «Твоя задача: следить за тем, чтобы дети не забывали свои слова во время выступления. Если ребенок забыл, ты ему тихонько подсказываешь».
- Беседа с ребенком до праздника «Как ведёт себя настоящий артист».
- Заинтересовать ребенка другими видами деятельности (кружковая работа).
- Работа с родителями. Выяснить, как относятся родители к такому поведению ребенка. Если родители осознают проблему, то предложить посетить с ребенком практические занятия у психолога по формированию волевой сферы. Дать рекомендации «Формирование сдержанности у дошкольников», «Сферы применения способности быстрого, объемного запоминания» (шахматы, шашки, ГО). Если родитель не осознает проблему, то найти точки соприкосновения по вопросам формирования адекватной самооценки.
Ситуация 8.
Родители часто умиляются замысловатости детской речи, называя своих детей вундеркиндами.
Когда мама говорит Диме: «Не удирай так далеко!» - Дима отвечает: «Не беспокойся, мама, я удеру и придеру!»
■ С чем связано подобное явление?
РЕШЕНИЕ. Подобное явление связано с несовершенством владения грамматическим строем речи. Ребенок может придавать какому-либо новому слову ту форму, которой он овладел. Элементы осознанного владения ребенком этой формы вызывают детской словотворчество.
Ситуация 9.
В общении со своими детьми родители часто сравнивают их с другими детьми.
Нинина мама, довольная поведением дочери, часто говорит: «Ты у меня все умеешь, ты лучше всех», «Ты у меня — самая красивая».
А вот мама Тани, желая, чтобы ее дочь была организованнее и развивалась лучше, говорит: «Все дети, как дети, только ты у меня ненормальная», «Посмотри, какая умница Катя. Все у нее получается, а у тебя...»
■ Обе мамы желают добра своим детям, но кто из них добьется лучшего результата в воспитании?
■ Есть ли зависимость направления «проектирования» поведения детей от особенностей личности самих мам?
РЕШЕНИЕ. Обе мамы своих детей сравнивают с другими детьми, но первая мама применяет позитивное сравнение, а вторая мама — негативное. Тем самым «проектирование» поведения Нины и Тани разное.
Если мать - уверенный в себе человек, то, как правило, она хвалит своего ребенка и выделяет его среди других детей положительно. Это способствует повышению социального статуса ребенка и занятию благоприятного места в системе межличностных отношений со сверстниками.
Если мать - человек неуверенный, ощущающий себя в чем-то хуже других людей, к своему ребенку она будет относиться так же, передавая ему свою собственную неуверенность. Ребенок такой матери будет иметь низкий социальный статус.
Вообще, лучше сравнивать поведение детей с его же собственным, которое было вчера, в прошлом.
Ситуация 10.
Нередко мы слышим, как разные мамы, общаясь со своими детьми, по-разному оценивают их возможности. Одни говорят: «Ты умеешь делать то, что я не умею! Ты говоришь правильно, молодец!»
А другие матери говорят: «Ты маленький еще, слушай, что взрослые говорят! Да что ты понимаешь, вот научится, тогда поймешь!»
■ В чем принципиальное различие в общении со своими детьми разных матерей?
РЕШЕНИЕ. Одни матери как бы вселяют в ребенка, уверенность в себе («Если мама хвалит, значит, я чего-то стою!»). Они способствуют взрослению ребенка, создают у него активную жизненную позицию, помогают его самоутверждению.
Другие же матери — наоборот, формируют у ребенка неуверенность в себе, у него появляется тревожность, снижается активность, возникает склонность к пессимизму. («Если мама ругает, значит, я ничего не стою, я — плохой!»)
Ситуация 11.
. «Мой сын Миша (7 лет), - пишет мама, - почти совершенство. Но в своей группе на людях всегда молчит. Я старалась его оправдать какими-то причинами: устал, торопится домой и т.д. Когда же он дома — все в порядке. А на людях — замыкается. Посоветуйте, что делать?»
■ Дайте совет маме.
РЕШЕНИЕ. Постарайтесь объяснить Мише, что застенчивость часто воспринимается как недружелюбие, и чтобы нравиться людям, надо быть более общительным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая мастерская «Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности»
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности»это еще одна возможность надпомнить педагогам о важности создания ситуации успеха для к...
Педагогическая технология «Ситуация месяца»
Основная цель ДОУ заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства. Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее ва...
Педагогическая мастерская «Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности»- презентация
презентация...
Педагогические технологии Ситуация месяца " Таинственный остров"
Педагогичские технологии. Ситуация месяца....
КОНСУЛЬТАЦИЯ: ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «СИТУАЦИЯ МЕСЯЦА»
Актуальность.Основная цель ДОУ заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства. Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являютс...
Педагогические проблемные ситуации . Добро и зло.
Целью ППС является самоопределение детей в эмоционально напряженной ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собс...
Консультация инновационная педагогическая технология «Ситуация месяца»
quot;Ситуация месяца"...