Формирование положительных контактов детей с ограниченными возможностями здоровья во взаимодействии со сверстниками
статья (младшая группа)

Улисова Эльфия Бариевна

Формирование положительных контактов детей с ограниченными возможностями здоровья во взаимодействии со сверстниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

Никто не будет спорить с тем, что взаимодействие со сверстниками очень важно и необходимо для особых детей. Оно формирует у них доброжелательный интерес к другим детям, способствует положительному влиянию на развитие внимания, памяти, умения играть вместе. Особый ребёнок получает массу новых впечатлений, эмоционально – положительных переживаний и, что особенно важно, развиваются его подражательные способности. Стимулируя особых детей к наблюдению за игровыми действиями ровесников, взрослые помогают им учиться играть рядом с ними, проявлять инициативу и интерес к действиям других детей. Положительные контакты с обычными детьми позволяют особым детям накопить те социальные навыки, которые повлияют на его дальнейшие отношения с окружающими людьми и, несомненно, помогут адаптироваться в жизни.

Музыка, как известно, благотворно воздействует на детей. Музыкально – игровая деятельность является той отправной точкой, которая стимулирует двигательную и певческую активность, развивает слуховое восприятие. Развивая взаимодействия особых детей со сверстниками на основе музыкальных игр, взрослые стимулируют проявления дружеских чувств: прикасаться друг к другу, обниматься, предлагать друг другу игрушки, распределять между собой музыкальные инструменты и играть дружно в оркестре, подражать плясовым движениям, пению и др.

Необходимо учесть, что музыкальные игры должны быть доступными, не требующими особых усилий при выполнении, с чётким ритмом и короткими фразами. Играть нужно вместе с детьми, направляя их деятельность, при этом предоставляя им относительную свободу.

Постепенно в процессе музыкально – игровой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья происходит формирование интереса к другим детям. Они начинают проявлять радость при встрече со сверстниками, с удовольствием включаются в общение с ними. А для взрослых - это будут неповторимые минуты счастья от результатов своего труда.

Приведу пример музыкальных игр, с помощью которых особые дети и их родители смогут общаться со сверстниками. Такие игры требуют некоторых игровых действий и подпевания.

1. Музыкальная игра «Просыпайтесь» - музыка и слова О. Н Арсеневской

/Движения по тексту песни. /

Ладошки, просыпайтесь, похлопайте скорей!

Ножки просыпайтесь, спляшите веселей!

Ушки мы разбудим, лобик разотрём,

Носиком пошмыгаем и песенку споём:

«Доброе утро! Доброе утро!

Доброе утро всем, всем, всем!

2. Музыкальная игра «Качели» - музыка А. Филиппенко, слова Е. Макшанцевой

Каждый ребёнок играет со своей мамой. Нужно встать лицом друг к другу, взяться за руки и покачиваться из стороны в сторону. Взрослый поёт, а ребёнок подпевает. Можно помочь детям: обхватить кисти рук своими руками и задавать ритм, темп и направление движений. После знакомства с игрой, детей уже можно ставить в пары без родителей.

Ой – да, ой – да, на качели сели,

Ой – да, ой – да, песенку запели!

А потом ещё раз быстро раскачались,

Все у нас, все у нас весело смеялись!

3. Музыкальная игра «День рожденья» - музыка Ю. Слонова, слова И. Михайловой

В эту игру можно играть не только в дни рождения ребёнка, но и устраивать дни рождения любимым игрушкам. Нужно взяться за руки и образовать круг, в котором будет стоять именинник. Чтобы круг не распался, необходимо детей ставить между взрослыми, которые ведут хоровод, напевают песню и стимулируют детей к подпеванию. По окончании песни именинник выбирает себе друга и приглашает его с ним поплясать. Если в кругу находится игрушка, то каждый ребёнок по очереди пляшет с ней. Таким образом, дети получают удовольствие от внимания, проявленного к ним.

А у Тани день рожденья, а у Тани день рожденья!

Люли, люли, день рожденья, люли, люли, день рожденья!

Таню все мы поздравляем, Таню все мы поздравляем!

Люли, люли, поздравляем, люли, люли, поздравляем!

Играть нужно так, чтобы радостные эмоции взрослых заряжали детей хорошим настроением. Одобрение и похвала пусть всегда присутствуют в вашем лексиконе. Дорогие коллеги! Желаю успехов в этой трудной, но очень нужной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ "

Толерантность - это проявление терпимости, уважения и понимания к личности другого человека независимо от каких либо отличий....

Презентация : Инновационный проект «Формирование положительного психоэмоционального состояния и коррекция речевых нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях благоприятной комфортной среды ».

Для детей с ТНР  характерны недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость психических процессов, что отрицательно сказываются на формировании личности, вызывают специфические особен...

«Методы и приемы формирования самооценки у детей с ограниченными возможностями здоровья».

Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, особенностей своей деятельности. (ФГОС)Самооценка – оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. /С.И.Оже...

Стендовый доклад:"ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ."

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ....

Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) универсальных учебных действий посредством развития пространственных представлений, возможности использования игрового пособия «Волшебное поле» .

В последние годы в нейропсихологии и в ряде смежных наук наблюдается рост интереса к изучению пространственных представлений человека. Этот интерес не случаен: все больше исследователей (Ф.Н. Шемякин,...