«Первые шаги педагогов в внедрении курса «Алгоритмика для дошкольников»
консультация

Ольга Васильевна Руденко

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Ребенок поэтапно знакомится с техническим творчеством, от элементарного конструирования постепенно переходит к алгоритмике, а только потом к программированию технических моделей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritmika.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Педагогический совет

 «Инновации в ДОУ как средство реализации ФГОС»

Выступление по теме

        «Первые шаги педагогов в внедрении курса «Алгоритмика для дошкольников»

Подготовила:

Прохода В.В., воспитатель;

Руденко О.В., воспитатель

г. Рубцовск

2023 г.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Ребенок поэтапно знакомится с техническим творчеством, от элементарного конструирования постепенно переходит к алгоритмике, а только потом к программированию технических моделей.

Раскрывая понятие программирование, как процесса создания компьютерных программ, ключевыми непосредственными задачами которого являются создание и использование алгоритмов.

Алгоритмика – это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы. Изучая алгоритмику, дети развивают умение планировать этапы и время своей деятельности. Развивают умение разбивать одну большую задачу на подзадачи. Дети способны оценивать эффективность своей деятельности.

Алгоритмика даёт возможность понять буквально, что такое последовательные действия.

Целенаправленную работу по формированию алгоритмических умений начинать надо со средней группы. В этом возрасте дети хорошо используют линейные алгоритмы. Это алгоритмы, в которых все действия выполняются однократно, последовательно, в заданном порядке. Например, алгоритм кормления рыб в аквариуме: 1) взять корм, 2) открыть крышку аквариума, 3) насыпать корм в кормушку, 4) закрыть крышку аквариума, 5) постучать по стенке аквариума. В процессе работы дети учатся осмысливать линейные алгоритмы и применять их в образовательной деятельности и повседневной жизни.

Алгоритмическое мышление непосредственно связано с логическим

 мышлением, а также, с умением мыслить абстрактно. Поэтому целесообразно использовать лабиринты. Лабиринт – это головоломки с различными вариантами сложности. Начинать знакомство детей надо с лабиринтов веревочек, лабиринтов-ниточек, где всего один путь следования.

Например, ребенку предлагается помочь зайчику найти морковку или помочь девочке дойти до дома. Ребенок, используя пальчик, карандаш или небольшие фигурки проводит по веревочке от начала пути до конечного пункта назначения. Потом задания усложняются, в лабиринте появляется дополнительная дорожка-веревочка, на которой появляется препятствие. Например, помоги мышонку найти маму, не попав в лапы кошки. Затем переходим к лабиринтам-дорожкам, где появляется множество вариантов прохождения от входа до выхода. Ребенок учится ориентироваться в пространстве, обобщать и анализировать, развивает интеллектуальные способности, контролирует свои действия.

В старшем дошкольном возрасте в работе начинают использовать циклический алгоритм. Это алгоритм, в котором определенная последовательность действий повторяется несколько раз, пока не будет выполнено заданное условие. Например, предложить ребенку собрать ягоды в корзину на поляне, выполняя предложенный алгоритм. 1) взять одну ягоду положить ее в корзину; 2) взять другую ягоду положить в корзину и т.д. пока не закончатся ягоды, а потом принести корзину домой. Происходит знакомство с понятием цикл и принципом построения циклического алгоритма.

Затем проводится знакомство  разветвляющимся алгоритмом. Это алгоритм, в котором проверяется некоторое условие; если оно выполняется, то осуществляется одна последовательность действий, если нет, то другая. Например, предложить ребенку помощь разделить красные и синие шары: 1) берем шар; 2) проверяем условие – «Шар красный?», 3) если да, то кладем шар в правую корзину, если нет, то в левую. Благодаря циклическому и разветвленному алгоритму формируются первоначальные умения по составлению алгоритмов различных видов, происходит формирование умения осуществлять целеполагание, контроль, коррекцию и рефлексию.

В старшем дошкольном возрасте используются лабиринты, но более усложненные, по принципу разветвляющегося алгоритма. С помощью этих лабиринтов ребенок не только сам проходит путь (заранее составленный) по маршруту движения, но может и сам составить свой маршрут движения для других ребят.

Для развития у детей алгоритмического мышления используем игры, такие как: «Пиктомир».

«ПиктоМир» - свободно распространяемая программная система для изучения азов программирования, которая позволяет "собрать" из пиктограмм на экране компьютера несложную программу, управляющую виртуальным исполнителем-роботом

В нашем детском саду дети осваивают начальный опыт в цифровой образовательной среде «ПиктоМир». Дети знакомятся с понятием – робот, команда, компьютер, программа, программист, с основными видами команд и движениями. На начальном этапе дети играют и выполняют различные упражнения без использования электронных средств обучения. Они учатся отдавать команды, создавать из набора команд программы, выполнять их по шагам и находить ошибки.

Дети устраивают различные соревнования используя карточки с пиктограммами, выполняют задания на бумаге, составляют устные планы и т.д., самостоятельно составляют программы, отрабатывая новый материал на планшетах или экранах ноутбука.

Внедряя цифрую  образовательную среду в ДОУ  - обновляется  содержание образовательного процесса  с учётом современных информационных и телекоммуникационных технологий. У детей формируется готовность к изучению основ алгоритмизации и программирования в цифровой образовательной среде Пиктомир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сезонные наблюдения - первые шаги в экологию (экологическое воспитание и образование дошкольников)

В данной статье представлен подход к экологическому образованию и воспитанию дошкольников, соответствующий Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной ...

сценарий познавательно исследовательской деятельности по формированию ФЭМП по программе мате + с внедрением элементов алгоритмики "Поможем ежику добраться до дома!"

С помощью современных математических пособий и роботизированных игрушек, дети с большим интересом разовьют умение сравнивать по принципу "один к одному", а так же научаться работать с планом...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Повышение уровня инновационного мышления у старших дошкольников, с помощью игрового набора «Дары Фребеля», первые шаги к робототехнике»

Цель: Повышение компетентности педагогов в применении игрового набора«Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в художественно-эстетическом...

Первые шаги по апробации и внедрению основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде ПиктоМир

Первые шаги по апробации и внедрению основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде ПиктоМир...