Конспект занятия Тема недели «Народная культура и традиции».
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Тема недели «Народная культура и традиции».
Культура и традиции русского народа.
Программное содержание.
Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе, некоторых исторических событиях, культуре (устное народное творчество, народно-прикладное искусство).
Уточнить знания детей о таком понятии как традиция, вспомнить традиции русского народа, о которых им уже рассказывали, познакомить с другими традициями.
Оборудование.
Географическая карта; иллюстрации с изображением природы России, калачей, праздника Масленицы; книги с русскими народными сказками; изделия народно-прикладного искусства (дымковская игрушка, хохломские изделия, городецкая и урало-сибирская роспись и др.); пальчиковый театр «Разговор лягушек».
Ход занятия.
I Организационный момент.
Время года, месяц, день недели.
Воспитатель вывешивает на доску географическую карту, выставляет на стенд иллюстрации с изображением природы России.
II Основная часть.
-Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия.) Назовите столицу России.
-Кто может показать на карте границы нашей страны? (Вызванный ребенок указкой проводит вдоль границы России.)
-Россия – очень большая, красивая и богатая страна. В России очень много лесов, в которых очень много разных зверей и птиц, растет множество ягод и грибов. Через всю страну протекает много рек. В реках много разной рыбы. Много в России и гор. В горах добывают разные полезные ископаемые – уголь, алмазы, железную руду и др.
-А еще Россия богата талантливыми людьми. В чем же проявлялся талант русского народа? Что русский народ умел делать очень хорошо? (Ответы детей.)
-Да, русский народ сочинял очень интересные сказки. Какие русские народные сказки вы знаете? (Воспитатель выставляет книги с русскими народными сказками, дети их называют.)
-Вы сказали, что русский народ сочинял красивые русские народные песни, потешки, русские люди любили водить хороводы. Давайте мы с вами расскажем русскую народную потешку «Повариха»
Физкультурная пауза. Русская потешка «Повариха»
А Марфутка для Петра «поднос» - руки вытянуть вперед,
ладони повернуты вверх
Наварила, напекла имитация
Девяносто два блина, хлопать в ладоши, вытянув их вперед
и поворачивая вверх-вниз
Два корыта киселя, руки - в кольцо, наклоны в стороны
Пятьдесят пирогов! хлопать
-А сейчас мы с вами попали на русскую ярмарку, где продаются прекрасные изделия, сделанные руками русских мастеров. Возьмите по одному изделию и садитесь на свои места. (Дети берут со столов изделия народно-прикладного искусства, заранее разложенные воспитателем.)
-Расскажите о том, что вы купили на ярмарке. (Рассказы детей о предметах народно-прикладного искусства: дымковская игрушка, хохломские изделия, городецкая и урало-сибирская роспись и др.)
-У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете слово «традиция»? (Предположения детей.)
Традиция – слово не русское, оно переводится с латинского языка как слово «передача», то есть традиция – это то, что передается от одного поколения к другому, например, бывают семейные традиции. Какие традиции есть у вас в семье? (Ответы детей.)
-Почти во всех семьях существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить в этот день подарки. В нашей стране есть традиция на праздник 8 Марта дарить женщинам цветы и подарки, во всех странах существует традиция встречать Новый год в 12 часов ночи.
Есть традиции, которые возникли очень-очень давно и сохранились до наших дней. Какой праздник русские люди отмечали в конце зимы и начале весны? Что это за традиция? (Можно показать рисунок «Праздник Масленица».) Что вы помните о Масленице? (При необходимости, воспитатель помогает детям наводящими вопросами.) Раньше на Руси отмечали не только день рождения, но и именины. Именины – это день рождения имени человека. Не всегда день рождения и день именин совпадали. Когда праздновали именины, имениннику дарили различные подарки, и существовал такой обычай – именинник садился за стол, ему давали пирог с кашей и разламывали пирог над его головой. Чем больше каши высыпалось на именинника, тем счастливее будет его жизнь в течение года. Еще в этот день нужно было что-нибудь разбить. И даже сейчас, когда разбивается посуда, то люди говорят: «На счастье!»
А еще есть традиции, связанные с приготовлением различных блюд –традиционная кухня. У каждого народа есть какое-нибудь свое национальное блюдо. Национальная кухня зависит от того, что выращивают в той или иной стране. Например, в Китае и Японии выращивают рис и поэтому многие блюда готовят из риса. А что выращивают в России? (Пшеницу, рожь.)
Да, в России очень многие национальные блюда готовят из муки. Например, только в России пекут знаменитые калачи (Показать картинку.)
Какие кушанья из муки, которые часто делают ваши мамы, вы можете назвать? (Блины, пироги, оладьи, пирожки.)
Упражнение на дыхание «Печем каравай».
Руки через стороны вверх – вдох, опустить руки - выдох. Правую руку красиво плавно отводим в сторону – вдох, возвращаем руку на пояс – выдох. Так же – левую руку.
А еще в России очень любят щи. Из чего варят щи? (Предположения детей.) Для того чтобы сварить щи, обязательно нужны капуста и другие овощи. У русского народа есть такая поговорка: «Щи да каша – пища наша». Значит, что еще любят готовить в России? (Кашу.) А из чего можно сварить кашу? (Из различной крупы – пшена, манки, гречки, овсяных хлопьев, гороха…) Пшено и манку делают из пшеницы, овес и гречиху выращивают.
-В России часто бывает зимой холодно, а летом жарко. Какой русский напиток хорошо утоляет жажду? (Предположения детей.) Это квас. Делают его тоже из хлеба. А зимой на ярмарках продавали горячий сбитень – это напиток из меда, он очень хорошо согревал во время мороза.
Пальчиковый театр «Разговор лягушек».
-Русский народ очень талантлив. Среди нас тоже много талантливых людей. Продемонстрируем. Мы покажем пальчиковый театр «Разговор лягушек».
-Кума, ты к нам?
-К вам, к вам, к воде скачу, ловить хочу.
-А кого, кума?
-Рака, карпа и сома!
-Как поймаешь, дашь ли нам?
-Как не дать, конечно, дам!
III Итог.
-Сегодня мы с вами, ребята, поговорили о нашей стране, о таланте русского народа, о разных русских традициях. Поговорите с родителями, узнайте у них, какие еще русские традиции они помнят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 468.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательное развитие. Тема недели «Народная культура и традиции».
Занятие №28.
Культура и традиции русского народа.
Программное содержание.
Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе, некоторых исторических событиях, культуре (устное народное творчество, народно-прикладное искусство).
Уточнить знания детей о таком понятии как традиция, вспомнить традиции русского народа, о которых им уже рассказывали, познакомить с другими традициями.
Оборудование.
Географическая карта; иллюстрации с изображением природы России, калачей, праздника Масленицы; книги с русскими народными сказками; изделия народно-прикладного искусства (дымковская игрушка, хохломские изделия, городецкая и урало-сибирская роспись и др.); пальчиковый театр «Разговор лягушек».
Ход занятия.
I Организационный момент.
Время года, месяц, день недели.
Воспитатель вывешивает на доску географическую карту, выставляет на стенд иллюстрации с изображением природы России.
II Основная часть.
-Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия.) Назовите столицу России.
-Кто может показать на карте границы нашей страны? (Вызванный ребенок указкой проводит вдоль границы России.)
-Россия – очень большая, красивая и богатая страна. В России очень много лесов, в которых очень много разных зверей и птиц, растет множество ягод и грибов. Через всю страну протекает много рек. В реках много разной рыбы. Много в России и гор. В горах добывают разные полезные ископаемые – уголь, алмазы, железную руду и др.
-А еще Россия богата талантливыми людьми. В чем же проявлялся талант русского народа? Что русский народ умел делать очень хорошо? (Ответы детей.)
-Да, русский народ сочинял очень интересные сказки. Какие русские народные сказки вы знаете? (Воспитатель выставляет книги с русскими народными сказками, дети их называют.)
-Вы сказали, что русский народ сочинял красивые русские народные песни, потешки, русские люди любили водить хороводы. Давайте мы с вами расскажем русскую народную потешку «Повариха».
Физкультурная пауза. Русская потешка «Повариха»
А Марфутка для Петра «поднос» - руки вытянуть вперед,
ладони повернуты вверх
Наварила, напекла имитация
Девяносто два блина, хлопать в ладоши, вытянув их вперед
и поворачивая вверх-вниз
Два корыта киселя, руки - в кольцо, наклоны в стороны
Пятьдесят пирогов! хлопать
-А сейчас мы с вами попали на русскую ярмарку, где продаются прекрасные изделия, сделанные руками русских мастеров. Возьмите по одному изделию и садитесь на свои места. (Дети берут со столов изделия народно-прикладного искусства, заранее разложенные воспитателем.)
-Расскажите о том, что вы купили на ярмарке. (Рассказы детей о предметах народно-прикладного искусства: дымковская игрушка, хохломские изделия, городецкая и урало-сибирская роспись и др.)
-У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете слово «традиция»? (Предположения детей.)
Традиция – слово не русское, оно переводится с латинского языка как слово «передача», то есть традиция – это то, что передается от одного поколения к другому, например, бывают семейные традиции. Какие традиции есть у вас в семье? (Ответы детей.)
-Почти во всех семьях существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить в этот день подарки. В нашей стране есть традиция на праздник 8 Марта дарить женщинам цветы и подарки, во всех странах существует традиция встречать Новый год в 12 часов ночи.
Есть традиции, которые возникли очень-очень давно и сохранились до наших дней. Какой праздник русские люди отмечали в конце зимы и начале весны? Что это за традиция? (Можно показать рисунок «Праздник Масленица».) Что вы помните о Масленице? (При необходимости, воспитатель помогает детям наводящими вопросами.) Раньше на Руси отмечали не только день рождения, но и именины. Именины – это день рождения имени человека. Не всегда день рождения и день именин совпадали. Когда праздновали именины, имениннику дарили различные подарки, и существовал такой обычай – именинник садился за стол, ему давали пирог с кашей и разламывали пирог над его головой. Чем больше каши высыпалось на именинника, тем счастливее будет его жизнь в течение года. Еще в этот день нужно было что-нибудь разбить. И даже сейчас, когда разбивается посуда, то люди говорят: «На счастье!»
А еще есть традиции, связанные с приготовлением различных блюд –традиционная кухня. У каждого народа есть какое-нибудь свое национальное блюдо. Национальная кухня зависит от того, что выращивают в той или иной стране. Например, в Китае и Японии выращивают рис и поэтому многие блюда готовят из риса. А что выращивают в России? (Пшеницу, рожь.)
Да, в России очень многие национальные блюда готовят из муки. Например, только в России пекут знаменитые калачи (Показать картинку.)
Какие кушанья из муки, которые часто делают ваши мамы, вы можете назвать? (Блины, пироги, оладьи, пирожки.)
Упражнение на дыхание «Печем каравай».
Руки через стороны вверх – вдох, опустить руки - выдох. Правую руку красиво плавно отводим в сторону – вдох, возвращаем руку на пояс – выдох. Так же – левую руку.
А еще в России очень любят щи. Из чего варят щи? (Предположения детей.) Для того чтобы сварить щи, обязательно нужны капуста и другие овощи. У русского народа есть такая поговорка: «Щи да каша – пища наша». Значит, что еще любят готовить в России? (Кашу.) А из чего можно сварить кашу? (Из различной крупы – пшена, манки, гречки, овсяных хлопьев, гороха…) Пшено и манку делают из пшеницы, овес и гречиху выращивают.
-В России часто бывает зимой холодно, а летом жарко. Какой русский напиток хорошо утоляет жажду? (Предположения детей.) Это квас. Делают его тоже из хлеба. А зимой на ярмарках продавали горячий сбитень – это напиток из меда, он очень хорошо согревал во время мороза.
Пальчиковый театр «Медведь».
-Русский народ очень талантлив. Среди нас тоже много талантливых людей. Продемонстрируем. Мы покажем пальчиковый театр «Медведь».
-Я медведя поймал!
-Так веди его сюда!
-Не идет!
-Так иди сам.
-Да он меня не пускает!
III Итог.
-Сегодня мы с вами, ребята, поговорили о нашей стране, о таланте русского народа, о разных русских традициях. Поговорите с родителями, узнайте у них, какие еще русские традиции они помнят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД- Речевое развитие- Чтение художественной литературы. Тема недели «Народная культура и традиции».
Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка».Цель.Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке...
Тема недели: " Народная культура и традиции" с 16 по 20 октября
Цель: воспитание интереса к русской народной игрушке – матрешке.Задачи:формировать представления о русской народной игрушке;вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игр...
Календарно-тематическое планирование в старшей группе. Тема недели: "Народная культура и традиции".
Приобщение детей к истокам и ценностям народной культуры....
Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе. Тема недели "Народная культура и традиции"
Калентарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по теме недели "Наролная культура и традиции"...
Тема недели: Народная культура и традиции
Цель: Ознакомление детей с волшебной сказкой, афоризмами, народными приметами, героическим эпосом; дать сведения о частушке, собирании и сочинении.Расширение представлений об искусстве, традиция...
Тема недели "Народная культура и традиции" 11.10 - 15.10 в подготовительной группе
Тема: «Народная культура и традиции»Программное содержание:1. Развитие и обогащение потребности и желания детей в познании творчества народной культуры: восприятия природы, красивых предме...
Рекомендации для родителей по теме недели "Народная культура и традиции"
Рекомендации для родителей...