Деловая игра для воспитателей «Речевое развитие дошкольников»
материал
Деловая игра для воспитателей «Речевое развитие дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_rechevoe_razvitie_doshkolnikov.docx | 27.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Шайхуллина Айсылу Рашитовна,
старший воспитатель МАДОУ №66,
г. Нижнекамск РТ
Деловая игра для воспитателей «Речевое развитие дошкольников»
Цель: уточнить знания и умения педагогов по проблеме речевого развития детей. |
Задачи: |
Материалы и оборудование: раздаточные материалы для конкурсов, два мольберта. |
Продолжительность: 40 минут. |
Часть 1. Вводная
- Добрый день, уважаемые коллеги! Игра – ведущая деятельность дошкольника, но взрослые любят играть не меньше, чем дети. Сегодня я предлагаю поиграть. Из игры вы узнаете много нового, нужного и интересного.
Упражнение «Литературная страница»
Для начала нам нужно собрать две команды по семь человек. Я буду задавать вопросы. Участник, который первым ответит на вопрос правильно, занимает место в команде.
1. Автор сказки «Красная Шапочка». (Шарль Перро.)
2. Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной сказке «Теремок». («Рукавичка».)
3. Автор сказки «Гадкий утенок». (Ганс Христиан Андерсен.)
4. Известный советский писатель, который написал много стихотворных сказок для детей. (Корней Чуковский.)
5. Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись рыбка большая и маленькая»? («Лисичка-сестричка и Серый Волк».)
6. Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)
7. О каком зверьке Самуил Маршак написал сказку в умном и глупом вариантах? (О мышонке.)
8. Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди».)
9. В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко? («Крошечка-хаврошечка».)
10. В какой сказке народов Севера девушка превратилась в птицу из-за своей привлекательной внешности? («Айога».)
11. Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин.)
12. Как хвастал заяц в одноименной сказке? («У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи».)
13. Автор сказки «Серебряное копытце»? (Павел Бажов.)
14. Автор сказки «Конек-горбунок»? (Петр Ершов.)
- Вот наши команды: команда «Знайки» и команда «Грамотеи». Это команды не соперников, а друзей, людей, которые уважают и ценят друг друга. Наша игра – шутка и повод побыть всем вместе и интересно провести время! Команды поприветствуйте друг друга аплодисментами.
Часть 2. Основная
- Уважаемые участники, вас ожидают занимательные вопросы, конкурсы и задания. Поскольку игра – соревнование, нам не обойтись без жюри. Поприветствуем членов нашего жюри (руководители, узкие специалисты). Они будут следить за игрой и оценивать конкурсы. Просим занять места.
Разминка «Сказочный конкурс»
-Правила простые: за каждый правильный ответ команда получает два балла. Я задаю вопросы, команды по очереди отвечают.
1. Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей,
И однажды бегемота вытащил он из болота.
Он известен, знаменит, это доктор… (Айболит.)
2. Перед волком не дрожал, от медведя убежал,
А лисице на зубок все ж попался… (Колобок.)
3. «Нам не страшен серый волк, серый волк – зубами щелк» –
Эту песню пели звонко три веселых… (поросенка.)
4. Кто великий умывальник, умывальников начальник?
Кто мочалок командир? Это добрый… (Мойдодыр.)
5. Что за странный человечек деревянный
На земле и под водой ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный. Кто же это? (Буратино.)
6. Вы сказки помните из книг любимых и мне ответите сейчас:
Кто охотился за Буратино? Ну конечно, злой разбойник… (Карабас.)
Конкурс «“Да” или “Нет”»
- Я зачитаю утверждения, а вы по очереди ответите, верны ли они. Отвечайте кратко: «Да» или «Нет». За каждый правильный ответ команда получает один балл.
1. Общение – ведущее средство развития речи. (Да.)
2. Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. (Нет.)
3. Сначала ребенка нужно обучать рассказывать по памяти, а затем – по воображению. (Да.)
4. Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет.)
5. Оснащение группы разнообразным оборудованием относится к разделу развития речи детей. (Нет.)
6. Детей пяти лет нельзя научить произносить буквы. (Да. Произносят звуки.)
7. С помощью повторного чтения можно сформировать восприятие литературного произведения. (Да.)
8. Логопед, а не воспитатели должен формировать звуковую культуру речи. (Нет.)
Конкурс «Структурируйте приемы»
(Для каждой команды подготовлены карточки с приемами обучения рассказыванию: совместное рассказывание, образец рассказа, частичный образец – начало или конец рассказа, анализ образца рассказа, план рассказа, коллективное составление рассказа, составление рассказа подгруппами, составление рассказа по частям, моделирование).
- Перед вами на мольбертах вразброс прикреплены карточки с приемами обучения рассказыванию. Разложите их в правильной последовательности. Жюри оценивает конкурс по пятибалльной шкале.
Конкурс «Соотнесите приемы с методами»
- Подготовлены карточки с приемами, с помощью которых воспитатели знакомят детей с литературой:
1. Чтение произведения, вопросы по содержанию произведения, пересказ произведения, заучивание наизусть, выразительное чтение, беседа по произведению, прослушивание грамзаписи. (Ответ: словесный метод.)
2. Элементы инсценировки, игры-драматизации, дидактические игры, театрализованные игры, разные виды театра, игровая деятельность. (Ответ: практический метод.)
3. Показ иллюстраций и игрушек, элементы инсценировки, движения пальцами и руками, схемы, алгоритмы, просмотр видеофильмов и диафильмов, оформление выставки. (Ответ: наглядный метод.)
- Существуют три метода ознакомления детей с литературой. Давайте вспомним какие? Верно, словесный, практический и наглядный. Подберите к каждому из них приемы. Каждая команда будет по очереди вытягивать карточки, на которых написаны приемы ознакомления детей с литературой. Вы должны выбрать, к какому методу относится этот прием, и прикрепить его к мольберту. Жюри оценивает каждый правильный ответ в один балл.
Конкурс «Мозговой штурм»
(Для каждой команды подготовлен список задач по ознакомлению дошкольников с художественной литературой. В список включены задачи, которые соответствуют одной возрастной группе).
- Вы получили список задач по ознакомлению детей с художественной литературой. Посовещайтесь и ответьте, какой возрастной группе соответствуют эти задачи.
Задачи для первой команды. Научить внимательно слушать сказки, стихи и рассказы, следить за развитием действия, сочувствовать положительным героям, понимать смысл произведения, воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание в правильной последовательности, выразительно читать наизусть небольшие потешки и стихотворения. (Ответ: вторая младшая группа.)
Задачи для второй команды. Научить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра, эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и выразительно читать наизусть стихотворения, понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев; развить поэтический слух и интонационную выразительность речи. (Ответ: подготовительная к школе группа.)
Конкурс «Сказка»
- Трудно представить детство без сказок и детских книг! Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения.
Предлагаю каждой команде составить свою сказку. Максимальный балл, который может получить команда, – пять баллов.
Задание для болельщиков «Назовите требования»
Болельщикам предлагается перечислить основные требования к оформлению книжных уголков.
Ответы: Рациональное размещение в группе. Соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы. Соответствие интересам детей. Постоянная сменяемость. Эстетическое оформление. Востребованность.
Игра для болельщиков «Расшифруй сказку»
1. КАШЕЧРОХАВ («Хаврошечка»). БОКЛОКО («Колобок»). ЗОРКОМО («Морозко»).
2. ГУКАРОСНЕЧ («Снегурочка»). КОМЕРЕТ («Теремок»). ЩЕИНАКАТАР («Тараканище»).
- В наборах букв зашифрованы русские народные сказки. Соберите правильные названия. Ответы составьте из букв.
- Командам предлагается рассказать сказки, которые они придумали.
Часть 3. Заключительная
- Наступил важный момент – жюри подвело итоги. Кто бы ни оказался впереди, сегодня победила смекалка, находчивость и профессионализм. Слово членам жюри.
Члены жюри называют команду-победителя и вручают участникам грамоты.
Использованная литература и источники:
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 2003
Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 33 лексические темы. – СПб.: Речь, 2012
Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические материалы.- М.: ТЦ Сфера, 2010
Материал из Справочной системы «Методист детского сада». https://vip.1metodist.ru/#/document/189/622599/d30d9a00-324e-4ecf-9a87-dcbf5d05cf7e/?of=copy-fe4fa8fbbd
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра с педагогами "Речевое развитие дошкольников через театр теней"
Конспект деловой игры с педагогами, который можно провести как мастер-класс для работников доу на тему "Формирование творческой личности ребенка посредством теневого театра"...
Деловая игра для воспитателей "Речевое развитие"
Деловую игру можно использовать на тематическом педагогическом совете....
Деловая игра с педагогами «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения».
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком ...
Деловая игра по теме «Речевое развитие дошкольников»
Любое обновление педагогического процесса образовательного учреждения требует не только реконструкции содержания образования, но и определенного прогресса в кадровом отношении. Эти линии развиваются п...
Деловая игра с воспитателями "Речевое развитие дошкольников"
Цель: формирование педагогической компетентности педагогов; развитие коммуникативных качеств педагогов, умения работать в коллективе; уточнение знаний и умений педагогов по проблеме речевого...
Деловая игра для воспитателей «Речевое развитие дошкольников»
ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАКУчастники: воспитатели.Цель: уточнить знания и умения педагогов по проблеме речевого развития детей.Задачи:- активизировать знания о методах, приемах и ср...
Деловая игра для воспитателей «Речевое развитие дошкольников»
Описание работы: Предлагаю вам деловую игру для воспитателей «Речевое развитие дошкольников». Данный материал будет полезен воспитателям, старшим воспитателям, методистам дошкольных о...