" Значение мелкой моторики рук для развития ребенка"
консультация
Наверняка вы уже слышали, что мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышление тесно связанно с развитием мелкой моторики. Игры на развитие мелкой моторики используют в своей работе логопеды, психологи, педагоги. Руки ребенка – это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами – что ощущает, то и представляет. Руками можно сделать очень многое – играть, рисовать, обследовать, лепить, строить, обнимать и т. д. И чем лучше развита моторика, тем быстрее ребенок 3-4 лет адаптируется к окружающему его миру!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_2.docx | 937.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Наверняка вы уже слышали, что мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышление тесно связанно с развитием мелкой моторики. Игры на развитие мелкой моторики используют в своей работе логопеды, психологи, педагоги. Руки ребенка – это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами – что ощущает, то и представляет. Руками можно сделать очень многое – играть, рисовать, обследовать, лепить, строить, обнимать и т. д. И чем лучше развита моторика, тем быстрее ребенок 3-4 лет адаптируется к окружающему его миру!
Движения пальцев и кистей ребёнка имеют особое, развивающие воздействие. Влияние мануальных (ручных) воздействий на развитие мозга человека известно было ещё во 2 веке до н.э. В Китае специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шариками. В Японии широко используются упражнения для ладоней грецкими орехами.
Почему же так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь руки с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значит развить речь ребёнка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец имеет представительство в коре больших полушарий мозга. Она отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция "схемы человеческого тела", а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Итак, во что же играть? Рассмотрим несколько видов игровой деятельности, способствующей развитию моторики рук:
Пальчиковые игры - это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости, снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия.
В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные.
- Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
- Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
Дидактический стол - это удобное и комфортное место для развития различных навыков ребенка. Он представляет собой специальный стол, оборудованный для развивающих игр и наполненный набором игрушек.
Занятия за дидактическим столом обучают малышей различать цвета, размер, количество и форму различных предметов, развивают навыки речи, творческие способности, логическое мышление, аккуратность, совершенствуют умение сравнивать и конструировать предметы. Возможности дидактического стола способствуют улучшению сенсорного и зрительного восприятия детей, разработке мелкой моторике рук, концентрации внимания и координации движений.
Для работы с детьми 3-4 лет, можно самостоятельно сконструировать дидактический материал, для развития мелкой моторики рук.
«Дидактический стол» - «Весёлая гусеница»
К столу приклеены горлышки с пробками от пластиковых бутылок, объединенные общим сюжетом. Ребенок, раскручивая и прикручивая пробки, не только создает общий сюжет, но и должен соотнести цвет пробки с цветом фона. Одновременно можно использовать для развития речи: придумываем сказки, разучиваем стихи по данному сюжету.
"Сухой дождь"
"Сухой дождь" изготовлен из цветных атласных лент и цветных прищепок. Малыш берёт прищепку и прикрепляет её к к ленте того же цвета. Ребёнок не только закрепляет знания о цветах, но и тренирует мелкую моторику рук, ловкость.
Рисование пальчиками.
С помощью ладошки и пальчиков можно научить ребенка создавать интересные рисунки. Этот процесс не только увлекательный и веселый, но и очень полезный. Осознанные движения пальцами стимулирует у детей развитие мелкой моторики рук, речи. Обводя ладошку и пальчики, ребенок действует обеими руками, что отлично развивает координацию.
Коллаж из кусочков цветной бумаги.
Предложите ребенку порвать бумагу на мелкие части, а затем наклеить внутри контура рисунка. Например, это будет волшебный цветок или сказочное дерево. Наклеивать кусочки можно произвольно друг на друга, используя клей карандаш.
Так же развивать мелкую моторику рук можно и другими видами деятельности. Например, такими как: оригами, лепка и рисование пластилином. Пусть ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, учится шнуровать, катает каждым пальцем карандаш и фасоль, поднимает с поверхности стола фасоль или горох по одной штуки и т. д. – все и не перечислишь.
Немного терпения и творчества, и ваш ребенок будет невероятно быстро развиваться и адаптироваться в окружающей его среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка
Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...
Значение мелкой моторики в умственном развитие ребенка
Об особом месте мелкой моторики в умственном развитие ребенка...
Консультация для родителей: "Значение мелкой моторики рук,в развитии ребенка".
Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нуж...
Значение развития мелкой моторики для гармоничного развития ребенка
Начинать формирование гармоничного развития ребенка надо с раннего детства....
Значение и способы развития мелкой моторики рук для развития ребенка
Наверняка вы уже слышали, что мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышление тесно связанно с развитием мелкой моторикиМелка...
Консультация «Значение мелкой моторики рук в развитии речи ребенка»
мелкая моторика....
Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка
Консультация для родителей по развитию мелкой моторики с практическими приемами....