Значение мелкой моторики в умственном развитие ребенка
статья по логопедии по теме
Об особом месте мелкой моторики в умственном развитие ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika_v_umstvennom_razvitii.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАЧЕНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
Умственное развитие – это развитие познавательных процессов и психологических свойств личности. Умственное развитие ребенка происходит как в повседневной жизни, в ходе общения со взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения на занятиях.
Мелкой моторике в умственном развитие ребенка отводится особое место.
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.
Выдающийся русский просветитель Н. И. Новиков еще в 1787 году утверждал, что натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для намерения знания об этих вещах, но и для всего умственного развития.
Руки человека, обладая многообразием функций, являются специфическим органом. Исследования, направленные на изучения особенностей развития движений рук ребенка, представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для специалистов других научных направлений: философов, языковедов, историков, физиологов и так далее.
Одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственной предрасположенности развития движений ребенка как результат созревания определенных нервных структур, был И. М. Сеченов. Он утверждал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе его воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия со средой.
Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились…
По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере темпераменте (вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки).
Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Положа руку на сердце», «Рукой подать», «Не подать руки», «Руками развести», «Руки опускаются», «Обеими руками «за», «Своя рука – владыка», «Чужими руками жар загребать», «Руки не оттуда растут», «Работать не покладая рук», «Как рукой сняло» и так далее.
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной систем и ее «святая святых» - мозга. И если когда-то подобные выводы были эмпирическими, основывались на опыте и наблюдениях, то для современных нейрофизиологов, физиологов, психологов взаимосвязь мозга и руки – аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов.
В XX веке исследователи доказали, что сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития.
Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.
Первый этап мышления называют наглядно- или предметно-действенным. С полным основанием такое мышление можно назвать «ручным» - ведь только манипулируя предметами, ребенок познает их свойства, особенности. Это значит. Что все мыслительные задачи он решает руками, действиями.
Чем больше запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет ко второму этапу – наглядно-образному, когда будет оперировать уже не самими предметами, а их образами: «Печенье круглое, как колесо», «Плащ бегемотового цвета», «Дай такую букву, как баранка».
Третий этап – словесно-логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью.
В итоге приходим к выводу: начало развитию мышления дает рука. Как писал физиолог И.П. Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Табличку «Руками не трогать» часто можно встретить в музеях, на выставках, в магазинах. Почему же посетители, особенно дети, пытаются игнорировать устные и письменные просьбы? Их толкает инстинкт познания, исследовательский инстинкт. Хочется попробовать не только зрением. Но и на ощупь. Ведь рука дает очень много информации: о весе, мягкости-твердости, гладкости-шероховатости, теплоте-прохладе, сухости-влажности и о многом другом.
Исследователи утверждают, что нигде познавательная деятельность не выявляется так ярко, как в движениях руки – органе чувственного познания.
В детстве движения доставляют, кроме всего прочего и мышечную радость. Чем младше ребенок, тем сильнее его желание двигаться, хватать все руками, переставлять, а значит исследовать.
В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:
- органов движения;
- органов познания;
- аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов).
Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
Анализ научных работ по возрастной физиологии позволил изучить особенности развития руки ребенка в онтогенезе; проследить генезис функций руки; выделить сензитивные периоды развития деятельности руки ребенка как физиологического органа.
В научной литературе известен подход в исследовании развития движений руки ребенка, благодаря которому можно выделить символические этапы доминирования тех или иных видов мануальных контактов ребенка на первом году его жизни: рефлекторный этап / от рождения – до 2 ½ мес.; этап преддействий / от 2 ½ мес. – до 4 ½ мес.; этап произвольных движений / от 4- до 7-8 мес; функциональный этап / от 8 мес. - до года.
Ученые полагают, что рука ребенка в первый месяц жизни обнаруживает ряд существенных предпосылок для развития всех своих функций: непроизвольность движений, общность движений рук и мускулатуры всего тела, отсутствие связи схватывания с движением руки, недифференцированность движений пальцев, тактильная чувствительность руки. Эти предпосылки способствуют становлению связей: рука-глаз, рука-рот, рука-ухо. Со стороны взрослого уже целесообразно активизировать подвижность и тактильные ощущения рук ребенка. Это такие действия, как согревание рук ребенка в своих ладонях, подключение рефлекторных реакций (схватывание, обхватывание, защитный рефлекс) ребенка, легкий массаж.
Второй этап характеризуется тем, что рефлекторные движения руки усложняются и начинают образовываться координированные движения. По мнению ученых этап преддействий включает в себя: синергетические движения рук, дифференциацию (вычленение ведущей руки в манипуляциях), длительное удержание вложенного в руку ребенка предмета, изменение характера движений (непроизвольные движения переходят в первые произвольные, или в преддействия). Самое важное, что в этот период впервые возникают специфические для руки функции: схватывание, движение, чувствительность к этому движению, именно как руки. Но возможности руки еще очень ограничены. Роль руки на втором этапе выходит за границы физиологии и позволяет участвовать в формировании характера ребенка: при эмоциональной насыщенности занятий, стимулирующих двигательную активность рук, у ребенка развивается сосредоточенность, настойчивость в достижении результата, уточняются пространственные представления, налаживается координация движений рук. На этом этапе рекомендуется: обеспечение свободных движений рук ребенка (касания руками друг друга, ярких погремушек); подвешивание игрушек; вкладывание в руку ребенка легких мелодичных игрушек-погремушек.
К характерным особенностям третьего этапа ученые относят дальнейшее развитие рефлекторных координаций, произвольных хватательных движений, торможение и исчезновение импульсных движений и некоторых простых рефлексов; особенно разительные изменения происходят в деятельности кисти и пальцев. Как свидетельствуют данные научных экспериментов, складывающаяся система мануальных движений связывается с обозначающими их словами, и начинают совершаться по словесной инструкции даже в отсутствии соответствующих предметных условий. В движении хватания впервые осуществляется в полной мере единство функций руки, которые служат основой дальнейшего развития специфической для руки деятельности. Хватание выделяется как особый акт, и рассматривается как действие на основе сложных зрительно-тактильно-кинестетических связей. Все движения хватания способствуют развитию чувствительности руки. Своими действиями ребенок, как бы активизирует тактильно-кинестетические связи в своих пальцах и ладони. В этом большую роль играет манипулирование предметом, в свою очередь возбуждаются и порождаются те тактильно-кинестетические связи, которые необходимы для возникновения ощущения положения предмета в руке.
Третий этап развития руки ребенка характеризуется существенными особенностями в формировании простых результативных предметных действий. Действуя, ребенок осваивает в этом периоде следующие наиболее простые свойства предметного мира: предмет можно приводить в движение, размахивая им (т.е. приближать или удалять); предмет можно заставить исчезнуть, вынув его из руки; его можно заставить звучать, ударяя им, и двигаться – толкнув его. Ребенок снова и снова повторяет эти свои действия для получения перечисленных выше эффектов.
Анализ исследований свидетельствует, что усложнение движений руки ребенка способствует активизации его психического развития. К семи месяцам ребенок умеет манипулировать предметами без помощи взрослого.
К мануальным действиям ребенка подключается память. Воспроизведя, ребенок начинает познавать звучание или движение предмета. Ученые особо подчеркивают участие взрослого, для развития целенаправленных действий ребенка. В этом возрасте специалисты советуют начинать тренировку пальцев рук: сгибание и разгибание пальцев рук ребенка, общий массаж кистей рук, использование материалов различной шероховатости, тяжести, объема, консистенции.
Характерными особенностями четвертого этапа, развития движений руки ребенка, являются следующие: дифференцированность деятельности рук (выделение ведущей руки), взятие предмета, использование определенного звена при манипулировании, специфические для руки выразительные движения и жесты, взаимодействие связей «глаз-ухо-рука»; игры в «ладушки»; инструментальная деятельность. Специалисты рекомендуют: проводить активные упражнения для пальцев рук: катать пальчиками деревянные шарики (бусы, пластилин) различного диаметра, конструировать из кубиков, собирать пирамидки, перебирать и перекладывать мелкие и крупные предметы (карандаши, пуговки, спички, зерна). Особо отмечается, что упражнения и игры подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Хотелось бы обратить внимание на особое значение кистей рук человека, которое придается в практике нетрадиционной медицины. Ярко выраженная энергоемкость кистей рук была замечена еще в глубокой древности. Известно, что по сравнению с другими частями тела кисти и стопы человека обладают хорошо развитой системой соответствия, которая поддерживает необходимый и достаточный уровень здоровья. В обыденной жизни посредством естественной стимуляции системы соответствия телу на кистях и стопах предотвращается и излечивается целый ряд болезней.
Исследования возрастной физиологии, философии, психологии и педагогики дают основание утверждать, что развитие руки ребенка находится в тесной связи с развитием его речи и мышления.
Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь.
О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры с движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока-ворона».
Академик И.П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление.
Эта концепция лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учеными. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, ее частью. Передняя центральная извилина мозга – это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми - и теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Таким образом, интенсивное физиологическое развитие руки как органа происходит в течение первых трех лет жизни ребенка и это развитие обязательно должно сопровождаться особой педагогической организацией; установлено, что от уровня развития двигательных качеств руки ребенка во многом зависит эффективность его дальнейшего обучения.
Литература
1. М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. «Наши пальчики играют».
2. Г.Любина, О. Желонкина. «Рука развивающая мозг» - Ребенок в детском саду, № 4,5,6. 2003.
3. Г.Любина, О. Желонкина. «Рука развивающая мозг» - Ребенок в детском саду, № 1. 2004.
4. А.В. Петров. «Игротека «Ловкие ручки» обучает и воспитывает». Великий Новгород, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка
Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...
Консультация для родителей: "Значение мелкой моторики рук,в развитии ребенка".
Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нуж...
Значение развития мелкой моторики для гармоничного развития ребенка
Начинать формирование гармоничного развития ребенка надо с раннего детства....
Значение и способы развития мелкой моторики рук для развития ребенка
Наверняка вы уже слышали, что мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышление тесно связанно с развитием мелкой моторикиМелка...
Консультация «Значение мелкой моторики рук в развитии речи ребенка»
мелкая моторика....
Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка
Консультация для родителей по развитию мелкой моторики с практическими приемами....
" Значение мелкой моторики рук для развития ребенка"
Наверняка вы уже слышали, что мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышление тесно связанно с развитием мелкой моторики. Игр...