Консультация «Значение мелкой моторики рук в развитии речи ребенка»
консультация по логопедии на тему

Буйвалова Наталья Николаевна

мелкая моторика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_melkoy_motoriki_ruk.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация «Значение мелкой моторики рук в развитии речи ребенка».

«Источники творческих способностей

 и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В.А. Сухомлинский.

Дошкольное детство, очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Одно из основных направлений работы дошкольных образовательных учреждениях -  речевое развитие. Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Роль развития речи ребенка в дошкольном возрасте трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка. 

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости начинает говорить.

Мелкая моторика является ни чем иным, как скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма. Ее хорошее развитие зависит также и от органов чувств, в частности зрительной системы, которая необходима для повторения ребенком точных мелких движений пальцами рук и ног. Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Так, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

В настоящее время существуют противоречия в том, что теоретически разработанные упражнения по развитию мелкой моторики не находят достаточного применения на практике. В основном используются традиционные приёмы для развития тонких движений пальцев рук (упражнения на их сгибание и разгибание, сжимание кулачков) и крайне мало внимания уделяется массажу и самомассажу кистей рук, способствующих оздоровлению организма.

Традиционные методы развития мелкой моторики рук.

Мы используем следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

  1. Пальчиковые ​ игры, сопровождающиеся стишками и потешками;
  2. ​Специальные упражнения без речевого сопровождения – пальчиковая гимнастика:

«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки  поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и  мизинца. «Поздороваться» пальчиками  на левой руке, а затем одновременно на двух руках.

«Человечек» -  указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки – «бегает»  по столу.

«Слоненок»  - (средний палец выставлен вперед - хобот, а указательный и безымянный - ноги) «идет» по столу.

«Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Те же движения производить указательным пальцем левой руки и одновременно указательными пальцами обеих рук («осы»).

«Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

«Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.

«Очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.    

  1.  Изобразительная деятельность: лепка, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховка, рисование разными способами, работа с ножницами, поделки из природного материала и т.д.;
  2. Игры и действия с игрушками и предметами: пуговицы, палочки, зерна, бусы, колечки, пришивание, застежки, мозаика и т.д.

Упражнения для развития мелкой моторики.

Упражнения для развития мелкой моторики упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо ее нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут. Все упражнения можно разделить на несколько групп: 

Работа с родителями.

Все вышеперечисленные составляющие компоненты способствуют развитию мелкой моторики и координации движений у детей и в целом речевому развитию. Данный вид работы – мобильная структура, в которую можно вносить изменения, дополнения, исправления. Ее можно использовать для детей с нарушениями речи и для детей с нормальным уровнем речевого развития; в детском саду и в домашних условиях.
         Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса.

Работа с родителями одно из важнейших направлений в работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики рук.

Основная задача: Формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.

При взаимодействии с родителями эффективно использовать папки-передвижки, регулярно проводить индивидуальные беседы: рекомендовать родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия формируют ручную умелость. Необходимо проводить консультации, например, « Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста», родительские собрания. Понимание родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранит не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навыки письма.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, тем самым развиваем речь, психику и интеллект ребёнка.

Педагог Василий Александрович Сухомлинский   говорил: «Ум ребенка на кончиках пальцев…», а мы говорим: «Будущее детей на кончиках пальцев».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.

Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка....

Роль мелкой моторики рук в развитии речи ребенка

Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание; мышление; воображение; наблюдательность; координация; зрительная и двигательная память; р...

Роль мелкой моторики рук в развитии речи ребенка

в статье говориться о роли мелкой моторики рук  в развитии речи ребенка...

Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.

Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних времен. Связь функции кисти рук и речи настолько тесны и значительны, что тренировку пальцев рук считают, как мощный физиологический стимул развити...

Консультация для родителей «Мелкая моторика как условие развитие речи ребенка».

Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объ...