Пластинография как средство развития мелкой моторики детей среднего возраста.
методическая разработка (средняя группа)
Рисование пластилином (пластилинография) - один из наиболее редко применяемых на практике видов изобразительной деятельности, так как является не обязательным в программе дошкольного образования. Впервые, с этим видом изобразительной деятельности, я познакомилась , когда работала в частном детском саду. Очень хорошо развивается мелкая моторика рук, фантазия, воображение.Лепка – один из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности. Пластилин используется как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребёнка, а именно руки детей подготавливаются к овладению учебным и трудовым умениям и навыкам. К тому же пластилинография способствует, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. У детей формируется умение планировать работу, доводить начатое дело до конца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальный план по самообразованию | 35.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план работы по самообразованию.
Ф.И.О. педагога: Шевелёва Ирина Александровна.
Образование: высшее.
Специальность: воспитатель.
Стаж педагогической работы: 6 лет
Курсы повышения квалификации: «Дошкольное образование: воспитание и обучение детей дошкольного возраста»
Тема: « Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей среднего возраста».
Дата начала работы над темой: октябрь 2023г
Предполагаемая дата окончания работы: май 2024г
Задачи: повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования; создание условий для художественно- творческой деятельности детей; организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала; изучение методик, технологий развитию мелкой моторики рук.
Актуальность выбора темы: Рисование пластилином (пластилинография) - один из наиболее редко применяемых на практике видов изобразительной деятельности, так как является не обязательным в программе дошкольного образования.
Впервые, с этим видом изобразительной деятельности, я познакомилась , когда работала в частном детском саду. Очень хорошо развивается мелкая моторика рук, фантазия, воображение.
Лепка – один из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности. Пластилин используется как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребёнка, а именно руки детей подготавливаются к овладению учебным и трудовым умениям и навыкам.
К тому же пластилинография способствует, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. У детей формируется умение планировать работу, доводить начатое дело до конца.
ЗАДАЧИ:
Развивающие: Приёмы работы с пластилином развивают ловкость пальцев, подготавливают кисть к письму. Улучшаются способности к правильному восприятию композиции.
Познавательные: Дети знакомятся с новым видом искусства, постигают взаимодействие двух различных техник аппликации и лепки, основами которых они уже овладели.
Воспитательные: Учить быть самостоятельными, усидчивыми, аккуратными. В зависимости от темы, воспитывается любовь к родному краю, любовь к домашним питомцам, благородное и уважительное отношение к родным и близким.
Эстетические: У детей зарождается чувство цвета и формы, осуществляются первые эксперименты с сочетанием оттенков.
Цель: выявить влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет. Помочь ребёнку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности.
Сущность пластилинографии как вида детского творчества. Цели, методы, приемы Пластилинография относится к нетрадиционной технике лепки, она представляет собой рисование пластилином на какой-либо плотной основе. Предметы и объекты при этом получаются в большой или меньшей степени рельефными. Кроме того, пластилинография допускает включение в композицию вспомогательных деталей — бисера, бусин, природного, а также бросового материала.
Возможности в плане развития и обучения дошкольников .
- В процессе работы развиваются такие психические процессы, как внимание и память, логическое мышление и воображение.
- Пластилинография раскрывает творческий потенциал детей, причем с самого младшего возраста.
- Выполнение подобных поделок развивает пространственную ориентацию, сенсоомоторную координацию — это именно те функции, которые обеспечивают успешное обучение в школе.
- Пластилинография — достаточно кропотливый процесс, который стимулирует усидчивость, терпение, стремление доводить начатую работу до конца.
- Данная разновидность лепки совершенствует мелкую моторику — происходит подготовка детской руки к письму.
- Занятия пластилинографией способны снимать у детей мышечное и нервное напряжения.
- При данном виде творчества происходит интеграция образовательных областей (познание окружающего мира, развитие речи, музыка).
- При успешном освоении данной техники ребята могут делать экскюзивные подарки своим родным и друзьям, создавать картины, которые украсят домашний интерьер.
Выделим основные цели пластилинографии как вида продуктивной деятельности дошкольников:
- Совершенствование навыков работы с пластилином, стимуляция интереса к изобразительной деятельности.
- Овладение новыми приемами лепки (надавливание, размазывание, скатывание).
- Развитие умение ориентироваться на листе бумаги.
- Совершенствование мелкой моторики, глазомера, координации движений руки.
- Воспитание таких качеств, как аккуратность, усидчивость, самостоятельность.
- Развитие фантазии и эстетических чувств.
Овладение техникой пластилинографии предполагает применение в процессе работы разнообразных приемов. С некоторыми из них дети уже познакомились на занятиях традиционной лепкой.
- Это раскатывание кусочка пластилина между ладонями, в ходе которого он удлиняется и получает форму цилиндра.
- При скатывании кругообразными движениями ладошек происходит формирование шарика.
- Оттягивание – получение заостренного кончика предмета с помощью движений кончиками пальцев.
- Сплющивание – сдавливание шарика в форму лепешки. С помощью стека либо нажимом пальцев такой детали можно придать изгибы, углубления.
Следующие же приемы являются характерными именно для пластилинографии. Это заглаживание, надавливание и размазывание, которые необходимы для создания плоской и гладкой поверхности. Они выполняется усилиями кончиков пальцев. Что касается размазывания, то оно может выполняться сверху вниз либо слева направо.
Кроме того, при создании картин в технике пластилинографии ребята учатся смешивать разные цвета пластилина для получения необычных оттенков. Такой трудоемкий, но интересный процесс осуществляется разными способами. Куски пластилина можно размять, а затем перемешать в одном кусочке. Другой вариант — пластилин смешивается непосредственно на основе, мазки накладываются поочередно и размазываются на поверхности.
Виды пластилинографии, применяемые в детском саду .
На занятиях в детском саду применяются различные виды пластилинографии. Наиболее привычна прямая пластилинография, при которой лепное изображение формируется на горизонтальной поверхности. Малыши способны освоить эту технику уже с раннего возраста — для этого воспитатель предлагает им простой рисунок без мелких деталей. В старшем же звене дети создают более сложные композиции. Подобный рисунок заполняется пластилином (лучше восковым) на плотном листе картона (лучше предварительно оклеить его скотчем — так удобно корректировать изображение). Размазанный пластилин производит эффект мазков масляной краской.
Октябрь
Изучение литературы по данной теме (в течение года)
Беседа «Путешествие в Пластилинию».
«Урожай в банке»
Цель: учить создавать изображение фруктов и овощей на плоскости с помощью пластилина, закрепить приёмы техники «платилинография» отщипывание, раскатывание, придавливание. Развивать мелкую моторику пальцев, глазомер, внимание, фантазию, воспитывать усидчивость, самостоятельность.
Рекомендации для родителей и педагогов на тему «Как выбрать пластилин, его разновидность»
Ноябрь
«Осенние зонтики»
Цель: Учить создавать цветное изображение «зонтика» на плоскости при помощи пластилина; закреплять умение и навыки- отщипывание, скатывание шариков и жгутиков. Побуждать в самостоятельном выборе цвета.
«Осеннее дерево».
Цель: Формировать умения передавать в работе характерные особенности внешнего строения осеннего дерева посредством пластилинографии.
Задачи: #1057;пособствовать расширению знаний о многообразии растительного мира. 2. Учить использовать для работы разнофактурный материал. #1056;азвивать у детей выразительность в художественной деятельности: цвет, материал, композиция. #1042;оспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: Экскурсия в осенний парк, наблюдение за деревьями (смена окраски листьев, листопад, растениями, птицами). Чтение и заучивание стихотворений об осени.
Консультация для педагогов «Нетрадиционное рисование пластилином».
Оформить статью в родительский уголок «Важные секреты по работе с пластилином».
Декабрь
«Новогодняя игрушка»
Цель: Формировать у детей обобщённое представление о ёлочных игрушках. Продолжать осваивать навык мозаичной пластилинографии –скатывать мелкие шарики нужного цвета, заполняя поверхность объекта, слегка прижимая.
" Ёлочка красавица "
Цель: создать благоприятный эмоциональный фон в группе, поддерживать новогоднее настроение у детей.
Выставка детских работ.
Январь
«Снежинка» Цель: Учить придумывать и воплощать узор «снежинка», передавая её природные особенности посредством пластилина. Развивать и закреплять навыки- отщипывание, скатывание жгутиков, приплющивание.
Консультация для родителей « Занятия с пластилином в домашних условиях».
Февраль
«Самалёт в небе»
Цели занятия:. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. Дополнять изображение характерными деталями (окошками-иллюминаторами, используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости — пластилинографии.
Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Закреплять знания о российской армии, развивать творческие способности, внимание, общую и мелкую моторику, воспитывать самостоятельность.
Проведение мониторинга с целью выявления технических навыков и творческой активности.
Создание картотеки пальчиковых игр.
Папка - передвижка «Игры, упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук детей».
Март
«Букет для мамы»
Цель: развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение цветка, букет.
Задачи: Вызвать у детей желание сделать подарок самому близкому человеку – маме. Учить детей отщипывать кусочки пластилина, скатывать бутоны цветов. Закреплять умение раскатывать длинные колбаски прямыми движениями рук (стебель и листья цветка). Развивать образное восприятие. Развитие мелкой моторики рук и пальцев. Воспитывать доброе отношение, любовь и уважение к матери.
Предварительная работа: Беседы о маме. Разучивание стихов, песен о маме.
«Воздушные шары»
Цель: создать красивые воздушные шары для героев. Учить создавать барельефные изображения по контору. Развивать моторику руки, согласованность в движении обеих рук.
Апрель
«Пасхальное яйцо» Цель: Учить создавать выразительный образ предмета «Пасхальное яйцо» посредством передачи объёма, цвета, украшения. Познакомить с новым видом работы многослойная пластилинография; развивать фантазию, сенсорную сферу, воспитывать любознательность
«Бабочка красавица» Цель: Учить изображать на горизонтальной плоскости природный объект- бабочку. Закрепить навык работы с пластилином в способе обратная пластилинография. Развивать творческое воображение, внимание.
Выставка совместного творчества детей и родителей.
Май
Подготовка отчета по теме самообразования
«Салют в честь Дня Победы».
Цели занятия : 1. Поддержание интереса к празднику 9 мая. Рисование салютиков пластилином : скатывание небольших комочков в шарики, примазывание их к основе в хаотичных направлениях. 2. Отражение красивых явлений из окружающей жизни. 3. Развитие мелкой моторики. 4. Воспитание художественно-эстетического вкуса.
Предварительная работа: Беседа о празднике 9 мая; рассматривание иллюстраций и репродукций по теме; рисование салюта, раскрашивание раскрасок, аппликация города на темно-синем картоне (заготовка).
"Вот что я умею" Цель: Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины.
Выступление с опытом работы на итоговом педсовете.
Галерея лучших детских работ.
Рекомендации для педагогов и родителей на тему: « Как выбрать пластилин, его разновидность. »
Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Кроме того, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. В общем, польза от занятий лепкой огромна.
Так почему же тогда стоит брать именно пластилин? Все просто: он максимально приспособлен именно для детского творчества. Он в меру мягкий для еще слабых пальцев ребенка, пластичный и тягучий, но при этом достаточно твердый, чтобы из него получались полноценные игрушки. Также производители предлагают огромный выбор цветов и оттенков, что привлекает детей и расширяет поле для творчества. А еще кусочки пластилина легко липнут друг к другу, смешиваются между собой и легко очищаются как с рук, так и с мебели. Последний фактор наверняка оценит любой родитель, убирающий «арт-студию» после креативного процесса своего чада.
Какой пластилин лучше? Пластилин нужно выбирать хорошего качества; он не должен быть ни слишком твердым, ни слишком мягким и тянущимся. Если пластилин липнет к рукам, то лепить из него трудно - попробуйте сами. А если он слишком твердый, то детям трудно его размять, да и детали могут разваливаться. Маленьким детям ни в коем случае нельзя давать пластилин с фруктовым запахом. Если желтый пластилин пахнет лимоном, оранжевый - апельсином, а красный - клубникой, то малыш будет не лепить, а облизывать его, а это совсем не то, чему мы хотим его научить.
Для детского творчества пластилин незаменим. Но он должен быть безопасным и нетоксичным. Ведь встречаются случаи его проглатывания. Особенно это касается детей от года до 2,5.
Дети очень любят лепить из пластилина. Ведь из него не только можно формировать различные фигурки, но и переделывать их по несколько раз, вымазываясь самому и вымазывая все вокруг.
Но что собой представляет безопасный пластилин? Как выбрать пластилин ребенку? 1. Выбирать нужно не слишком яркие оттенки. Лучше всего для лепки подходят спокойные тона.
2. Пластилин должен быть податливым и эластичным. Он не должен таять в руках и крошиться. Но должен легко разминаться от теплоты рук и лепиться без особых усилий. 3. Состав. В своем составе детский пластилин не должен иметь токсичных веществ и элементов, которые могут нанести вред ребенку.
4. Для совсем маленьких деток лучше покупать съедобные массы для лепки из-за возможности случайного проглатывания.
5. Запах. Пластилин должен иметь приятный аромат, чтобы малышу нравилось с ним работать.
6. Кусочки качественного пластилина должны хорошо смешиваться и липнуть друг к другу. 7. Слепленная из качественного пластилина поделка не должна терять свою форму и распадаться на составные части.
8. Пластилин не должен сильно пачкать руки и одежду, а если он немного оставляет следы, то они должны легко отстирываться и смываться теплой водой с мылом.
9. Добавки в пластилине должны быть только растительными.
10. Хороший пластилин должен легко разрезаться стеками.
11. Также хороший пластилин должен легко кататься по любой поверхности и между ладонями, не прилипая к ним.
12. Качественный пластилин без особых усилий снимается с поверхности с помощью стека, не оставляя пятен.
13. Также он легко лепится к бумаге, дереву, пластмассе, картону.
14. Хороший пластилин может долго находится на открытом воздухе, не меняя своих качеств. При покупке пластилина обязательно учитывайте возраст малыша.
Чем отличаются различные виды пластилина?
Составом. Если Вы покупаете пластилин для того, чтобы малыш лепил из него фигурки, отдавайте предпочтение восковым составам. Такой пластилин хорошо держит форму, но он довольно твердый и упругий, поэтому малышу придется потратить некоторое время и приложить определенные усилия, чтобы его размягчить..Если Вам нужен пластилин для создания картин, то лучше покупать более вязкие сорта.
Внимательно прочитайте надписи на упаковке – там должно быть указано, что пластилин не токсичен и не нанесет ребенку никакого вреда при контакте с кожей рук. Постарайтесь также выбрать пластилин без запаха.
Виды пластилина
Но пластилин тоже бывает разный, причем речь не о разнице между дорогой продукцией известного производителя и доступными наборами от малознакомой фирмы из того же Китая. Дело в том, что самих видов пластилина есть несколько:
Классический пластилин. Всем привычный с детства набор из нескольких (как правило, 6-8) небольших брусочков, получаемых в результате смешивания глины с воском, крахмалом, жирами, вазелином, канифолью, красящими пигментами и т.д. (в зависимости от производителя и необходимых характеристик продукта). Очень мягкий, работать с ним можно, лишь слегка размяв пальцами. Легко принимает нужную форму – и так же легко меняет ее, когда ребенку надоест прежняя игрушка. Фактически: идеальный вариант для подавляющего большинства ситуаций – и к тому же подходит для детей в возрасте буквально от года-двух.
пластилин-тесто Такой материал для лепки предназначен для самых маленьких, он очень мягкий, пластичный и при этом абсолютно безопасный для детворы – ведь в его основе только натуральные или растительные ингредиенты (пшеничная мука, крахмал и т.п.). Потому, с одной стороны, играть с ним может малыш с неокрепшими пальчиками, с другой же стороны, можно не переживать, если он захочет попробовать им перекусить и проглотит – вреда организму не будет.Кстати, вкус у такого пластилина обычно не очень, потому ребенок вряд ли захочет повторять аналогичный эксперимент в будущем… застывающий пластилин По своим свойствам почти неотличим от обычного, также продается в наборах из нескольких цветов, с ним легко и приятно работать. Но принципиальное отличие – в составе, который при взаимодействии с воздухом постепенно затвердевает. Обычно на это уходит несколько часов, потому такой пластилин лучше подходит не для постоянной игры-лепки, а в большей мере для создания авторских статуэток, которыми ребенок может украсить свою комнату или полочку. Кстати, иногда встречается с добавками флуоресцентных веществ – сделанные из него фигурки светятся ночью, что наверняка очарует большинство детворы.
арт- и скульптурный пластилин Эти виды пластилина по сути полупрофессиональные и профессиональные материалы и подходят уже для детей среднего и старшего возраста, их чаще используют в художественных школах, чем для хобби. В силу своей твердости обработка фигурок из этих сортов – дело трудоемкое, требующее как достаточной силы, так и сноровки и умения работать с дополнительными инструментами. Как итог: такой пластилин отлично держит форму и позволяет проработать даже мелкие детали, но для маленьких детей он фактически не годится – брать его для малыша до 6-7 лет не стоит. шариковый пластилин Пластилином в привычном значении слова этот материал вообще-то не является – в его основе небольшие пенопластовые или поролоновые шарики, которые покрыты особым клеящим составом, за счет чего они и держатся друг за друга. Разорвать эти связи между шариками под силу даже маленькому ребенку – но при этом они с легкостью восстанавливаются, достаточно слегка прижать шарики друг к другу. Все это открывает совершенно неожиданные границы для творчества, такой пластилин позволяет создавать как необычные и очень милые фигурки, так и оригинальные аппликации на бумаге.
Такой простой и привычный для нас материал как пластилин уже никого не удивляет своими свойствами, но, как и все гениальное – просто, имеет немалое значение в развитии и созревании детей.
Статья для родителей«Секреты работы в технике пластилинография»
Приёмы работы с пластилином:
С младшего возраста дети с помощью родителей (взрослых) могут освоить следующие простейшие приёмы работы с пластилином:
• раскатывать «колбаски» и «шарики»
• сплющивать «лепешки»
• вытягивать пластилин
• слеплять детали друг с другом Регулярная работа с пластилином уже к старшему дошкольному и младшему школьному возрасту позволяет ребенку создавать более сложные композиции (фигурки, пластилинографию) с помощью разнообразных и комплексных приёмов:
• выполнение декоративных налепов разной формы
• сплющивать «лепешки»
• вытягивать пластилин
• слеплять детали друг с другом
Регулярная работа с пластилином уже к старшему дошкольному и младшему школьному возрасту позволяет ребенку создавать более сложные композиции (фигурки, пластилинографию) с помощью разнообразных и комплексных приёмов:
• выполнение декоративных налепов разной формы
• набор пластилина
• салфетка для рук
• стеки
• бросовый и природный материалы Полезные советы перед началом работы с пластилином
• Если пластилин долго лежал на прилавке магазина – он скорее всего будет твёрдым, его трудно подготовить к работе, размять, особенно ребенку. Эту проблему легко исправить: пластилин нужно разогреть перед занятием в миске с горячей водой (но не кипятком). Так он размякнет и станет податливым.
• Жировые компоненты, входящие в состав пластилина входят, со временем переходят на бумагу - и на ней проступают жирные пятна. Но этого можно избежать! Всего лишь нужно перед началом работы бумажную основу с предварительно нарисованным контуром - покрыть скотчем или самоклеющейся пленкой. Такая пленка защитит бумагу от контакта с пластилином – и пятен не будет! К тому же, работать на скользкой поверхности гораздо легче, а при помощи стеки проще снимается и лишний пластилин, не оставляя под собою заметных следов
• Ребенок может ошибиться при нанесении контура под пластилинографию - дайте ему право на исправление ошибки. На картоне можно делать контур простым карандашом, тогда подправить можно ластиком, а на картоне "ламинированом" скотчем - можно рисовать фломастером, его можно легко подтереть влажной салфеткой.
• Если созданный руками ребенка шедевр Вы хотите сохранить на долгие годы или подарить близким людям: поверхность его лепнины желательно покрыть бесцветным лаком. Под лаковой плёнкой пластилин затвердеет, готовое изделие или панно - становится прочным и хорошо сохраняет яркость (но лучше не подвергать воздействию прямых лучей солнца).
Варианты работы с пластилином - пластилинографии: В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной.
• Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла
• Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий • Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл.
• Хорошо, если в работе Вы будете использовать и природный материал: веточки, шишечки, сухие листья. Это будет способствовать не только овладению ребенком практическими навыками лепки и пластилинографии, но и помогут им научится любоваться природой, бережно относиться даже к самому маленькому, сушеному и неказистому листику
• Так же Вы можете использовать технику трафаретной пластилинографии. Такая техника позволяет без рисования контура сделать очень четкие края пластилинового рисунка, и в целом очень нравится детям - своей простотой, такая работа даже у самых маленьких малышей должна и обязана получится а отлично.
Изготовление картинки – основы для будущей композиции.
Для начала взрослый подбирает сюжет для будущей совместной работы с ребёнком. Далее изображение переносят с помощью копировальной бумаги на картон и вырезают трафарет. Трафарет прикладывают к цветному фону (картону) и покрывают пластилином нужного цвета; аккуратно снимают с основы, где остаётся красивое ровное изображение. Далее на этом пластилиновом рисунке рисуют дети в сотворчестве с взрослым.
Успех каждой работы будет зависеть от эмоциональной речи и доброжелательного тона взрослого, а также от умения заинтересовать ребёнка предстоящей работой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование оригинальных методов пластилинографии , как одного из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Использование пластилина в работе с детьми дошкольного возраста по пластилинографии....
Методическая разработка "Оригами как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"
Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. « Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками»...
"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста"
Учёные, изучавшие психику детей,подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на рвзвитие головного мозга....
Проект: « Ловкие пальчики». Ручной труд как средство развития мелкой моторики детей среднего возраста
«Ловкие пальчики». Проект по развитию мелкой моторики рук через образовательную область «Художественное творчество».Художественно-продуктивная деятельность имеет большое значение в жизни детей. Лепка,...
Мастер-класс"Вышивка как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста" Презентация.
Вашему вниманию представляется мастер-класс "Вышивка как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"....
Вышивка как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"
План -конспект проведения мастер-класса....
Мастер -класс для педагогов ДОУ на тему: «Кинезиологические игры и упражнения на развитие межполушарных связей как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»
В данном мастер-классе я хочу поделиться своим опытом работы по использованию комплекса упражнений из цикла «гимнастика для мозга». Я использую эти упражнения на своих занятиях и счи...