Вышивка как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
План -конспект проведения мастер-класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_vyshivka_dlya_doshkolnikov.docx | 35.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему: «Вышивка как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»
Выполнила: Култаева Наталия Александровна
Пояснительная записка.
«Ум ребенка находится на кончике его пальцев».
В.Сухомлинский.
Одна из самых важных предпосылок успешного обучения - достаточно высокий уровень развития мелких движений. Умение производить точные движения кистью и пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом. У многих детей шести лет это умение сформировано недостаточно.
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи».
Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Благодаря хорошо развитой руке человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует, застегивает пуговицы и завязывает шнурки, работает на том же компьютере. Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Взрослые должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Для повышения уровня развития мелких движений полезны те же виды деятельности, что и для развития образных представлений (изобразительная, конструктивная). Наряду с этим может быть рекомендовано нанизывание бус, застегивание или расстегивание пуговиц, кнопок, крючков (эти действия охотно совершаются детьми в процессе игры с куклой: ее раздевание перед укладыванием спать, одевания для прогулки и т.п.).
Вместе с тем, необходимо отметить, что при коррекции мелкой моторики кисти происходит достаточно быстрое улучшение исследуемой функции. Но эффективность коррекционных и профилактических мероприятий увеличивается только при условии глубокого теоретического обоснования проблем, так как при этом значительно возрастает ответственность взрослых за здоровье детей.
Ведь редко кто задумывается о том, что при отставании в развитии моторики кисти происходит сужение диапазона функциональных возможностей сердечно – сосудистой системы и органов дыхания. Специальное изучение процесса письма показало, что дети выполняют письменное задание (особенно написание букв, слогов и слов на первом этапе обучения) на вдохе. Ребенок задерживает дыхание, пока безотрывно пишет букву, слог, даже слово. Следовательно, чем длиннее слог, а тем более слово, тем дольше задержка дыхания, отрицательно сказывающаяся на функциональном состоянии организма.
Понимание педагогами и родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут ребенку не только сформировать навык письма, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, сохранят его физическое и психическое здоровье.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Выдающийся педагог М. Монтессори утверждала, что надо найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил к самой работе, т.е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что, берясь за вещи, которые ребенок делает плохо, он притупляет в себе чувствительность к своим ошибкам. При этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое сильное и самое яркое. Так, написав неправильно букву, он запоминает ее искаженной, поэтому обучать письму до школы не рекомендуется. Но упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, обязательны.
Они необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и для развития речи, а также интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга.
Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье – ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.
Изменение неправильного сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Один из способов развития мелкой моторики вышивка. В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия из вышивки популярны и используются различными слоями населения. Произведения народных мастеров – всякого рода ковры, скатерти, сорочки и рушники с народной вышивкой входят в нашу жизнь как художественные произведения, становятся украшением нашего жилья. В народном творчестве выражается исконная тяга человека к красоте, желание видеть вокруг себя изделия, выполненные собственными руками, с их естественностью и поэтичностью. Нарядное искусство – вышивка – имеет многовековую историю. На Руси умение искусно вышивать передавалось из поколения в поколение и обучать ребенка этому ремеслу начинали с 4-5 лет. Крестьянская девочка должна была к своему совершеннолетию 15-16 годам вышить полотенца, много скатертей, подзоров, наволочек, праздничной одежды и т. д. Строго оценивалось умение и ее художественный вкус, обилие изделий, искусное исполнение, добротность – говорили о трудолюбии, усердии и терпении девушки и всем было очевидно, насколько растет прекрасная и умелая хозяйка. Для детей работа с тканью, иголкой особенно интересна. Она приучает их быть более усидчивыми, внимательными и ответственными. Ведь им приходиться работать с острыми предметами – иголкой, ножницами. Дети даже не подозревают, какую огромную пользу приносит им этот труд – когда они фантазируют и старательно выполняют сказочные элементы своей работы. Развивается моторика пальчиков, массируются активные точки пальчиков рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие. К тому же вышивка несет в себе массу положительной энергии. Лоскуток ткани, лежащий перед ребенком, содержит в себе целый мир. И он знает, что сможет преобразить его и в результате заиграет, заискрится, переливаясь всеми цветами новая вышивка. Вышивка при должном ее оформлении долговечна. Ее стараются сохранить в семье. И эта энергия радости и доброты, которую ребенок вложил при вышивании, будет мостиком в будущее. Вышивка увлекательный, творческий труд, приносящий радость, заполняющий досуг, вводящий в мир прекрасного, а кому- то и помогающий в выборе будущей профессии: вышивальщицы, модельера – конструктора, художника – модельера. Ребенок эмоционален, он постоянно ищет, исследует, и эта деятельность для него – творческая; путем проблем и ошибок он достигает результата. Рукоделие гармонично воздействует на целостное развитие ребенка, на формирование его характера, способствуют развитию ручной умелости, координации движений руки и глаза, необходимых для успешного овладения в дошкольном учреждении различными графическими деятельностями, и прежде всего письмом. Детям нужно создать что-либо своими руками: это самый простой и естественный способ развития, потому что развитие происходит в деятельности. Кроме того, изготовление функциональных вещей положительно влияет на общее отношение к миру. Сложный мир вещей становится гораздо ближе и доступнее, что сказывается и на эмоциональном благополучии детей: страх и неуверенность уходят, а растет творческая активность. Благодаря многостороннему охвату разнообразных мыслительных и двигательных операций на занятиях, формируется устойчивый интерес к творческому самовыражению у детей, создается положительный микроклимат, способствующий бесконфликтному общению, сплачиванию детей. Предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние и на личностное развитие ребёнка. Формирует такие качества личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующие целенаправленных волевых усилий, усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительномоторная координация, «осмысленная моторика»). Актуальность. Вышивка – один из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно-прикладного творчества, отличающийся разнообразием приемов выполнения и богатством узоров. Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям дошкольного возраста. Занятия вышивкой развивают ребенка, воспитывают его вкус, позволяют прикоснуться к истокам культуры своего народа.
Целью является формирование у детей интереса к занятиям ручным трудом в процессе обучения основам работы на ткани, развитие художественно-эстетического творчества, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, ознакомление с материалами и инструментами для шитья и выработка умений и навыков их практического использования.
Задачи.
Обучающие: расширять словарь детей (нитки: малине, шерсть, канва, пяльцы, схема, цветовая гамма и др.); закреплять цвета и оттенки. познакомить с основными приемами вышивки (подготовка ткани, вдевание нитки в иглу, закрепление нити на ткани, обработка изделия); знакомство с понятием «стежок», «шов»; овладеть приемом закрепления нити в начале и конце работы; познакомить с безопасными приемами работы с материалами и инструментами по вышивке; учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой); учить с помощью взрослого планировать этапы и последовательность выполнения работ. Развивающие: развивать умение доводить работу до конца; развивать общую моторную координацию и мелкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно - двигательную координацию; навыки ручной умелости; творческое мышление, воображение, фантазию, внимание; интерес к русскому народному творчеству; стремление ребенка к самостоятельности; творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении; формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Воспитательные: воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду; воспитывать усидчивость, трудолюбие, самостоятельность, уважение к труду других людей; воспитывать эстетический вкус и умение радоваться совместному творчеству; доброжелательное отношение друг к другу при выполнении коллективных заданий; формировать умения старательно и аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы; воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, радоваться результатам коллективного труда; формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника.
Начинать обучение детей следует в старшем дошкольном возрасте. К этому моменту у ребенка достаточно развиты мелкая моторика руки, ориентировка в пространстве. Воля, усидчивость, без которых невозможно выполнение ровных стежков в вышивке. В тоже время и сама вышивка стимулирует развитие всех этих качеств, так необходимых для дальнейшего успешного обучения в школе.
План-конспект мастер-класса:
«Вышивка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
Цель: познакомить с техникой вышивки крестом и способами обучения детей вышивки.
Материалы и оборудование: нитки мулине, иглы, ножницы, картон, схемы для вышивки, презентация.
I. Организационный момент
Приветствие.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Наталья Александровна. Я очень рада вас видеть. Сегодня я предложу вам способ развития мелкой моторики – вышивание крестиком.
II. Изучение нового материала
«Ум ребенка находится на кончике его пальцев».
В.Сухомлинский.
Одна из самых важных предпосылок успешного обучения - достаточно высокий уровень развития мелких движений. Умение производить точные движения кистью и пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Один из способов развития мелкой моторики вышивка. В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия из вышивки популярны и используются различными слоями населения. Произведения народных мастеров – всякого рода ковры, скатерти, сорочки и рушники с народной вышивкой входят в нашу жизнь как художественные произведения, становятся украшением нашего жилья. В народном творчестве выражается исконная тяга человека к красоте, желание видеть вокруг себя изделия, выполненные собственными руками, с их естественностью и поэтичностью. Нарядное искусство – вышивка – имеет многовековую историю. На Руси умение искусно вышивать передавалось из поколения в поколение и обучать ребенка этому ремеслу начинали с 4-5 лет. Для детей работа с тканью, иголкой особенно интересна. Она приучает их быть более усидчивыми, внимательными и ответственными. Ведь им приходиться работать с острыми предметами – иголкой, ножницами. Дети даже не подозревают, какую огромную пользу приносит им этот труд – когда они фантазируют и старательно выполняют сказочные элементы своей работы. Рукоделие гармонично воздействует на целостное развитие ребенка, на формирование его характера, способствуют развитию ручной умелости, координации движений руки и глаза, необходимых для успешного овладения в дошкольном учреждении различными графическими деятельностями, и прежде всего письмом. Детям нужно создать что-либо своими руками: это самый простой и естественный способ развития, потому что развитие происходит в деятельности. Кроме того, изготовление функциональных вещей положительно влияет на общее отношение к миру. Сложный мир вещей становится гораздо ближе и доступнее, что сказывается и на эмоциональном благополучии детей: страх и неуверенность уходят, а растет творческая активность. Благодаря многостороннему охвату разнообразных мыслительных и двигательных операций на занятиях, формируется устойчивый интерес к творческому самовыражению у детей, создается положительный микроклимат, способствующий бесконфликтному общению, сплачиванию детей. Предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние и на личностное развитие ребёнка. Начинать обучение детей следует в старшем дошкольном возрасте. К этому моменту у ребенка достаточно развиты мелкая моторика руки, ориентировка в пространстве. Воля, усидчивость, без которых невозможно выполнение ровных стежков в вышивке. В тоже время и сама вышивка стимулирует развитие всех этих качеств, так необходимых для дальнейшего успешного обучения в школе.
Презентация
Комментарий слайдов педагогом :
К Вашему вниманию предлагаю различные виды картин вышитые крестиком.
III. Закрепление нового материала
Практическая работа: вышивание на картоне по схеме. Педагог выдает необходимый материал: нитки мулине, иглы, ножницы, схемы для вышивания, картон для вышивки.
IV. Итог занятия:
Педагог обобщает изученный материал и подводит итог занятия: сегодня мы с вами попробовали один из способов развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование оригинальных методов пластилинографии , как одного из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Использование пластилина в работе с детьми дошкольного возраста по пластилинографии....
Методическая разработка "Оригами как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"
Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. « Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками»...
Мастер-класс"Вышивка как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста" Презентация.
Вашему вниманию представляется мастер-класс "Вышивка как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"....
пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т.к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребе...
Нетрадиционная техника «Ниткография», как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Тренировка движений пальцев, и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а такж...
«Ручной труд, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста».
Деловая игра с использованием мастер-класса для педагогов....
Мастер -класс для педагогов ДОУ на тему: «Кинезиологические игры и упражнения на развитие межполушарных связей как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»
В данном мастер-классе я хочу поделиться своим опытом работы по использованию комплекса упражнений из цикла «гимнастика для мозга». Я использую эти упражнения на своих занятиях и счи...