Значение театрализованной деятельности
методическая разработка (старшая группа)
Значение театрализованной деятельности в художественно-эстетическом воспитании дошкольника.
Дошкольный возраст- наиболее целесообразный период для развития детей в театрализованной деятельности, которая способствует развитию личности ребёнка, его индивидуальности, творческого потенциала.
Детство ребёнка проходит в мире ролевых игр, которые помогают ему освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора и музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество. Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3._znachenie_teatralizovannoy.docx | 29.26 КБ |
Предварительный просмотр:
1сл. Значение театрализованной деятельности в художественно-эстетическом воспитании дошкольника.
2 сл. "Театр – искусство прекрасное!
Оно облагораживает, воспитывает человека.
Тот, кто любит театр по настоящему,
Всегда уносит из него запас мудрости и доброты!"
К.С.Станиславский
3 сл. Актуальность темы:
Дошкольный возраст- наиболее целесообразный период для развития детей в театрализованной деятельности, которая способствует развитию личности ребёнка, его индивидуальности, творческого потенциала.
Детство ребёнка проходит в мире ролевых игр, которые помогают ему освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора и музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество. Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.
4. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка в ДОУ, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка, в котором ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
5 сл. "Театр - это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре познаёт мир" С.И. Мерзлякова .
6 сл. Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка:
- его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности;
- на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов;
- способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы;
- создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения;
- помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.
7 Сл. Театрализованная деятельность помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, таким образом театр помогает ребёнку развиваться всесторонне.
Фото .8, 9,10,11слайды.
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.
Дети учатя замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа,
у них развивается творческое воображение,
ассоциативное мышление,
умение видеть необычные моменты в обыденном.
Значение и специфика театрального искусства заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа на личность.
В современном обществе родители стремятся, как можно раньше научить своего ребёнка читать, писать, решать сложные задачи, вместо того, чтобы прочитать книгу, включают диск с мультфильмами, вместо совместных развивающих игр покупают компьютер. Родители забывают о том, что прежде всего нужно научить своего ребёнка восхищаться и удивляться, возмущаться и сопереживать. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. В школе таким детям психологи ставят диагноз “недоиграл” т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в процессе игры. Я считаю, что самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости через театрализованную игру.
Слово “творчество” в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, чего не встречалось ранее. Оно и понятно, что в любой сфере творческой деятельности – будь то рисунок, поделка, обыгрывание роли невозможно найти два одинаковых продукта.
Театральная деятельность это самый распространённый вид детского творчества, она близка и понятна ребёнку. Надо сказать, что театральная деятельность в детском саду присутствует почти во всех режимных моментах: зарядка, прогулка, занятия, праздники и развлечения, подвижные и сюжетно-ролевые игры.
12 сл.Театрализованные занятия в детском саду могут делиться на четыре раздела:
Ритмопластика - включает в себя ритмические, музыкальные и пластические игры для развития двигательных способностей детей. Ритмопластика развивает в ребёнке ощущение гармонии своего тела с окружающим миром.
Культура и техника речи – В этот раздел входят игры и упражнения направленные на развитие дыхания, речевого аппарата. Упражнения на развитие дикции, артикуляции и интонации. Задания на сочинение небольших сказок.
Театральная игра – Этот раздел призван развить у ребёнка способность творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Основы театральной культуры – В этом разделе происходит знакомство с видами театра, с культурой поведения в театре, театральными профессиями.
13сл. Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
14.сл.Театрализованная игра развивает следующие качества детей:
1. Спосоствует общему развитию (воображение, память, наблюдательность, фантазию, мышление).
2. Развивает любопытство и любознательность.
3. Формирует волевые черты характера.
4. Развивает выразительность речи.
5. Способствует творческому развитию личности.
15 сл.Если игра для ребенка — это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то 15 сл. театральная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности, развитие творческих способностей ребенка.
Очень важный момент состоит в том, что дети даже старшего дошкольного возраста в театрализованные игры не играют самостоятельно. Поэтому педагог должен направлять детей и создавать необходимые условия.
Идеальное условие- театральная студия, но можно использовать для театральных занятий групповую комнату. Немаловажное значение имеет наличие музыки, театральных масок и костюмов. Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.
16сл. Нельзя не отметить, что в результате целенаправленного использования театрализаванных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретут речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение.
Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.
Фото 17,18.
19 сл.Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
• художественным образованием и воспитанием детей;
• формированием эстетического вкуса;
• нравственным воспитанием;
• развитием коммуникативных качеств личности;
• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Рассмотрим компоненты театрализованной игры и специфику ее использования в работе по развитию дошкольников. Прежде всего, это ее неоценимая роль в эстетическом развитии детей. В процессе восприятия художественного произведения у детей формируется особый вид познания в форме эмоциональных образов.
При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера. Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам, и зрителям, что позднее послужит основой для формирования обобщенного представления о назначении искусства в жизни общества. В определенный момент эстетическое восприятие дает толчок развитию познавательной деятельности ребенка, поскольку художественное произведение не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете, понять художественный образ. Эстетическое восприятие детей не сводится к пассивной констатации фактов. Дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах . Старшие дошкольники способны понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер. Это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей.
20 сл.Формы организации театрализованной деятельности
Выбирая материал для инсценировки, надо отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:
-Совметная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрплизованная игра на праздниках и развлечениях;
-Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни;
- Мини -игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров вместе с родителями,
мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач.
сл. ФОТО 21,22,23,
24сл.Формы работы:
-театральные игры;
- речевые игры;
-ритмопластика;
-инсценировка песен, попевок, хороводов;
-использование различных видов театра;
-драматизация сказок;
-посещение театров;
-взаимодействие с родителями.
ФОТО сл.25,26.
27 сл.Виды театра в детском саду:
-бибабо;
-настольный театр;
-театр на фланелеграфе;
- теневой театр;
-вязанный театр;
-пальчиковый театр;
-игра драматизация.
28 сл.Театр БИБАБО. Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.
29 сл. Настольный театр появился очень давно, раньше. чем появился сам стол в современном его виде. Возник он и жил в каждой семье, у каждого народа.
30 сл. -Театр на фланелеграфе . Фланелеграф предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели его героев. Рассказывая сказку, героев выкладываем на фланелеграфе в том порядке, в каком они появляются.
можно использовать магнитную доску и магнитные фигурки героев сказки.
Техника изготовления: на фланель, с помощью липкой ленты, можно прикреплять
различные картинки.
31 Фото
32 сл. - Теневой театр или театр теней - очень удивительный и зрелищный вид театрального искусства. Силуэтные картинки или предметы могут быть сделаны из обыкновенной бумаги или картона. Широко известны теневые представления, в которых с помощью ладоней изображаются животные и люди.
33 сл. - Пальчиковый театр доступен и легко применяется в детском саду и дома. Фигурки персонажей одеваются на пальчики. Этот театр помогает развивать речь, учить общению между взрослыми и сверстниками.
СЛ.34,35 .ФОТО,
36 сл. - Вязаный театр развивает моторно-двигательную, зрительную,слуховую координацию.
Формирует творческие способности и артистизм.
37 фото.
38 сл. -игра драматизация
Развитие у ребенка способности к успешному разрешению проблемных ситуаций в театрализованной игре за счет эмоционально-личностной и умения увидеть, проанализировать, продраматизировать ситуацию с позиций разных персонажей, выделить новые свойства и условия ее разрешения, повышает степень социальной компетентности ребенка. Следование роли и тексту театрализованной игры, взаимоконтроль участников способствуют формированию произвольного поведения. В игре сенсомоторные функции, память приобретают качество произвольности. Смысл деятельности, эмоциональность и «жизненность» художественных произведений оказывают существенное влияние на поведение ребенка.
39 сл. В группах созданы уголки театральные.
фото сл.40,41.42.43.
44. На что направлена театрализованная деятельность?
- на развитие у её участников ощущений, чувств, эмоций;
- на развитие мышления, воображения, внимания, памяти;
- на развитие фантазии;
- на формирование волевых качеств;
- на развитие многих навыков и умений( речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т.д.)
45 сл. Работа с родителями:
В возрасте 3-4 лет дети очень любят учиться, они ещё не могут оценивать свои действия и с удовольствием принимают и следуют любым рекомендациям взрослых людей, особенно своих родителей.
Пройдёт ещё немного времени, и дети будут воспринимать в штыки любой совет. И если в этом возрасте между детьми и родителями возникнет взаимопонимание, то оно сохранится на долгие годы и во многом облегчит трудности школьной жизни. Вот почему следует убедить родителей не упустить шанс, помочь своему ребёнку развиваться всесторонне.
Для достижения этой цели предлагается план по работе с родителями. В него вошли: папки-передвижки, выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы, участие в различных конкурсах, совместные спектакли.
Папки-передвижки Материал для них собирается постепенно, формируется по темам. Родители могут брать на время папки домой и с удовольствием знакомиться с материалом.
Выступления на родительских собраниях. Незадолго до родительского собрания можно провести анкетирование родителей. В анкете указываются несколько тем, из которых родители выбирают наиболее волнующие их в данный момент. Затем на собрании постараться в доступной форме, используя иллюстрации, фотографии, показ отрывков из спектаклей донести до родителей необходимую информацию.
Индивидуальные беседы. В индивидуальных беседах объяснять родителям, почему именно эту роль в спектакле или на утреннике будет играть его ребёнок, какие качества характера у героя. Необходимо не только сохранить заинтересованность родителей к театральной деятельности, но и вовлечь их в решение новых задач, связанных с работой ребёнка над ролью, изготовление костюмов, декораций и т.д.
Творческие конкурсы. Что может быть лучше, когда ребёнок вместе с мамой или папой делает своими руками театральную игрушку, проявляя своё творчество, фантазию и умения. Такое совместное творчество сближает родителей с детьми. Впоследствии ребёнок очень гордиться своей работой, рассказывает о ней с особым восторгом и восхищением.
Очевидно, что в будущем не каждый ребёнок станет актёром. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а их необходимо развивать.
Таким образом, занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.
Подводим итог:
46."Театр - это волшебный мир, в котором ребёнок радуется, а играя, познаёт окружающее..."О.П.Радынова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Значение физкультурных уголков в группе и их значение в физическом развитии детей"
Консультация инструктора по физкультуре для педагогов с маленьким опытом работы......
Значение детской природовенческой литературы в расширении значений дошкольников о животном мире.
Значение детской природовенческой литературы в расширении значений дошкольников о животном мире....
Консультация для воспитателей «Значение аппликации в эстетическом развитии дошкольников» Сущность и значение аппликации для развития ребенка. Виды аппликации.
Аппликация (от латинского appiicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых ...
Программа по театрализованнойдеятельности"Театральная каморка" МОУ Школа с.Харсаим (детскийсад)
Пояснительная записка В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность является одним из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможно...
Конспект ООД в старшей группе по Математическому развитию Представление о порядковом значении чисел. Программное содержание. Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 10 (И.А.Помораева стр5
Конспект ООД в старшей группепо Математическому развитиюПредставление о порядковом значении чисел.Программное содержание. Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десят...
информация для родителей «Каждая доза имеет значение» «Время имеет значение» «Что нужно знать родителям о детских прививках»
Единая неделя иммунизации (ЕНИ) — шанс защитить себя и своего ребенка от опасных инфекций С 24 по 30 апреля 2023 года проводится Единая неделя иммуни...