Семинар-практикум для педагогов «Подготовка к обучению грамоте дошкольников»
консультация
Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.
Задачи:
- определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте;
- систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте;
- уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения занятий по подготовке к обучению детей грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_pedagogov.docx | 375.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад» «Теремок»
Семинар-практикум для педагогов
«Подготовка к обучению грамоте дошкольников»
Воспитатель:
Сищук Мария Ивановна
1 квалификационная категория
г. Муравленко 2023г
Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.
Задачи:
- определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте;
- систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте;
- уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения занятий по подготовке к обучению детей грамоте.
ПОНЯТИЕ «ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»
- Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.
- Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью.
- Звук- это минимальная, нечленимая единица звучащей речи.
- Слог- это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха.
5. Слово - это языковая единица, выражающая своим звуковым составом понятие о предмете, процессе, явлении действительности, их свойствах или отношениях между ними.
6. Предложение- это слово, или группа слов, связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
- Обогащение и активизация словарного запаса.
- Развитие фонематического восприятия.
- Формирование лексико-грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Подготовка к обучению грамоте.
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ СОСТОИТ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ КОМПОНЕНТОВ:
- Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп: свистящих (с,з,ц), шипящих (ш, ж), африкатов (ч, щ), соноров (л, р);
- Сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу, т.е. умение выделять гласный и согласный звук в слове; определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце слова). Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова и предложения. (Практическая часть)
БЛИЦ-ОПРОС ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
- Упражнения в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец слова).
- Упражнения в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах).
- Упражнения в умении проводить звуко-слоговой анализ слов.
- Упражнения в умении определять последовательность звуков в словах.
- Познакомить с ударением(гласный ударный и безударный).
- Упражнять в умении производить анализ предложений по словам и составлять схемы.
ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ И ИНТОНАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ, ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА?
- развивать речевое дыхание и речевое внимания;
- формировать правильное звукопроизношение;
- познакомить с понятием «гласные – согласные звуки», «твердые-мягкие согласные звуки».
- развивать речевой слух (фонематического и фонетического восприятия);
- познакомить со слоговой структурой слова;
- учить определять количество слогов в словах;
- развивать просодическую сторону речи ( высоту, темп, тембр и громкость речи, силу голоса);
- упражнять в качественном произношении слов и помогать преодолевать ошибки при формировании правильного словопроизношения с правильной постановкой ударения.
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ГРАМОТЫ ВЕДЁТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ГРУППОВАЯ РАБОТА
Цель:
- учить выделять звуки из ряда звуков и в словах;
- учить подбирать картинки на заданный звук;
- учить различать на слух гласные и согласные звуки;
- учить различать согласные по твердости-мягкости, звонкости-глухости;
- учить находить место звука в слове; учить анализу и синтезу 1-2-3-сложных слов;
- обучать печатанию букв.
ИТОГ:
Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом).
При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «буква».
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
На занятиях по подготовке к обучению грамоте ребенок должен овладеть навыками звукового анализа. Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.
При совершенствовании навыков звукового анализа необходимо соблюдать порядок формирования умственных действий:
- с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т.д.);
- в речевом плане (проговаривание);
- по представлению - в уме (самое трудное).
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ СЛОВ ДЛЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА
- слова из двух гласных (ау, уа);
- слова из двух звуков (ум, ах, ус);
- слова из трех звуков (дым, мир);
- слова из двух слогов (ваза, мама);
- слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);
- слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);
- слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);
- слова из трех слогов (Лариса, работа).
ПОДАЧА ДЛЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА СЛОВ, НАПИСАНИЕ КОТОРЫХ НЕ РАСХОДИТСЯ С ИХ ПРОИЗНОШЕНИЕМ
Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:
1. Произнеси слово и послушай его. До того, как начнется вычленение звуков из слова, воспитатель должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно.
2. Произнеси слово по слогам
3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.
4. Обозначь выделенный звук фишкой.
5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.
6. Третий звук и т.д.
7. Прочитай по фишкам слово целиком.
8. Ответь на вопросы:
сколько всего звуков в слове?
сколько гласных?
сколько слогов?
сколько согласных?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План проведения семинара-практикума по подготовке к обучению грамоте дошкольников.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах подготовки дошкольников к обучению в школе, упражнение в умении общаться и вырабатывать единое мнение в коллективе или в микрог...
Мастер – класс для педагогов «Подготовка к обучению грамоте »
Мастер – класс для педагогов«Подготовка к обучению грамоте »...
Консультация для педагогов Подготовка к обучению грамоте в старшей группе
Методические рекомендации для педагогов по обучению грамоте детей старшей группы...
Консультация для педагогов Подготовка к обучению грамоте в средней группе
Методические рекомендации для педагогов по обучению грамоте детей средней группы...
Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников «Основы обучения грамоте»
Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников «Основы обучения грамоте» Цель: уточнение представлений родителей о процессе подготовки к обучению грамо...
Семинар-практикум "Организация работы по подготовке к обучению грамоте в соответствии с ФОП ДО"
семинар - практикум для воспитателей...