Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
статья (подготовительная группа)

Зорина Светлана Александровна

В статье описан опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Чтобы других ты смог понимать

Нужно терпенье в себе воспитать.

 Нужно с добром к людям в дом приходить

Дружбу, любовь в своём сердце хранить.

Национальность…  Она есть у каждого из нас с момента рождения. И это здорово, потому что дает возможность быть разными и в тоже время в чем-то схожими, слышать иную речь, учить других своему языку, удивляться обычаям и традициям друг друга, поражаться красоте и гармоничности народных костюмов. Только, к сожалению, национальность порой становится причиной неприязни и розни, непонимания и жестокости, конфликтов и даже войн. Правда, все это, как правило, возникает там, где речь заходит о политике, власти. А значит, вряд ли должно проявляться в дошкольном детстве.

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур.  Об этой проблеме, а именно о проблеме толерантности, в  2006 году, на встрече «Большой восьмёрки» говорил Владимир Путин. «Толерантность лежит в основе российской государственности, поскольку Россия на всём протяжении своей тысячелетней истории вкладывалась как многонациональное и многоконфессиональное государство». «Очевидно, что без решения этого вопроса, без толерантного отношения людей друг к другу, невозможно было бы решить ни одной другой проблемы» - сказал президент Российской Федерации. Владимир Владимирович признал, что вопросы толерантности и терпимости связаны и с проблемами образования, и с проблемой адаптации мигрантов. «Это одна из ключевых проблем развития человечества», - замети он.

Воспитание у детей таких важных и в то же время сложных качеств как толерантность, доброжелательность, по отношению к людям не зависимо от их расовой и национальной принадлежности – одна из наиболее сложных и дискуссионных проблем.  Формирование любви к Родине, начал гражданственности и толерантности тесно взаимосвязано. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.

Огромное место в решении задач толерантного воспитания отводится дошкольному образованию. Ведь, как известно, дошкольное детство – время становления личности (А.В. Запорожец). Поэтому только взрослый своим личным примером, поступком поможет ребёнку выбрать правильную гражданско-патриотическую позицию.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012, статья3) выдвинут «Принцип единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, защиты и развитие этнокультурных особенностей пространства на территории Российской Федерации в условиях многонационального государства». Данный принцип хорошо просматривается через внедрение муниципальных и региональных программ, основанных на идеях народной педагогики, этнопедагогики (например, «наш дом – Южный Урал», под редакцией Е. С. Бабуновой, курса «Я – Златоустовец», под редакцией Е.Ю. Ивакиной и др.)

Изучив нормативно – правовую базу федерального, регионального и муниципального уровня по вопросам воспитания толерантности к людям разных национальностей, педагоги нашего детского сада в ноябре  2015-2016 учебного года  провели мониторинг по адаптивной методике Е.И.Николаевой, М.Л. Поведенок. Мониторинг показал, что дети имеют довольно формализованные представления о необходимости уважительного и доброжелательного отношения к людям другой нации. Представления о национальном составе жителей нашего города и Южного Урала были отрывочны и бессистемны.  Нам  стало интересно, а что знают дети про культуру своих родителей? Какие традиции и обычаи существуют в их семьях?   Актуальность создания проекта «Мы разные, но мы вместе» стала очевидной. 

 Наш проект нацелен на расширение знаний об истории родного города, о народах,  проживающих в нём,  их культуре, обычаях, традициях, семейных ценностях. Проблема воспитания толерантности «проходит красной нитью» через весь проект МАДОУ «Детский сад № 98».

В основу нашего  проекта легли программа:  «Наш дом – Южный Урал» и курс «Я – Златоустовец». В ходе изучения быта народов Южного Урала в группах старшего дошкольного возраста были созданы мини-музеи: «Русская изба», «Татарский дом», «Башкирская юрта», «Народные промыслы Южного Урала». Мини–музеи наполнены: утварью, костюмами, убранством, народными музыкальными инструментами, и др. Дети не только могут посмотреть экспонаты, но и поиграть ими, примерить костюмы, полистать альбомы с иллюстрациями и т, д.

Для презентации мини-музеев в группах подготовлены дети-экскурсоводы, умеющие содержательно, эмоционально рассказать о национальных особенностях культуры и быта представленного ими народа.

В течение года через разные виды деятельности педагоги знакомили детей с бытом и культурой татар, башкир и русских. В результате воспитанники научились лепить посуду, украшать национальную одежду, познакомились с народными сказками и пословицами, подвижными играми, устраивали тематические  посиделки с национальными блюдами.

Через сюжетно-ролевые игры педагоги знакомили детей с обычаями каждого народа, приглашая детей из других групп на блины или чак-чак. Так же через сюжетно-ролевые игры дети познакомились с ремеслами башкир, татар, русских.

В ходе проекта, приобщаясь к национальным традициям, воспитанники стали участниками народных праздников: «День берёзки», «Кукушкин день», «Праздник гусиного пера», «Сабантуй»,  дети и родители подготовили презентации на темы «Традиции моей семьи», «Любимое блюдо моей семьи», «Семейное древо». Родители с большим интересом относились к выполнению заданий. Такие задания объединяют всю семью: от самого младшего до самого старшего. А этого говорит о том, что люди разных поколений слышат и понимают друг друга.

С целью обогащения представлений детей о национальной культуре педагогами были проведены экскурсии в этнодеревню, в краеведческий музей города, по памятным местам Златоуста. Реализуя проект, дошкольники с интересом узнавали о культурах, традициях и обычаях разных народов, проживающих на территории нашего города и Южного Урала.

Заключительным этапом нашего проекта стал фестиваль национальных культур «Многоликий Златоуст», в котором принимали участие дети, родители и педагоги. На этом мероприятии участники и зрители услышали, как красиво звучит башкирская и татарская речь, как прекрасны и разнообразны национальные стихи, песни и танцы. На фестивале можно было увидеть красоту народных костюмов, отведать национальные блюда и поиграть в народные игры. А в фойе всех ожидала выставка народно-прикладного искусства. Завершился фестиваль  традиционной ярмаркой, на которой были представлены национальные блюда и изделия, сделанные своими руками.  В октябре 2017 г.  мы планируем  провести фестиваль по данному направлению  на районном уровне.

В процессе воспитания в детском саду ребенок приобретает первоначальные навыки социального общения, усваивает основы культуры толерантного поведения. Мы убеждены, что культура терпения и согласия начинается с отношения человека к себе и к своему ближайшему окружению.  Формирование межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста, невозможно без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг к другу.

Литература:

С.А.Зорина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад к педсовету "Воспитание социокультурной толерантности у детей старшего дошкольного возраста"

доклад для педсовета, один из элементов в программе по поликультурному воспитанию....

«Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста через краеведческую работу»

Для детей дошкольного возраста огромное значение имеет «малая Родина». Как же сделать так, чтобы любовь к малой Родине, к родному городу, его людям, гордость за то, что живешь в самом лучшем, лю...

Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)

Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...

Мастер – класс для воспитателей «Игры на формирование основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Мастер – класс «Игры на формирование основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста».Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и разви...

самообразование «Формирование основ гражданственности и толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством социокультурных ценностей»

laquo;Формирование основ гражданственности и толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством социокультурных ценностей»...

Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию " Планета толерантности" ( для детей старшего дошкольного возраста)

Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию " Планета толерантности" ( для детей старшего дошкольного возраста...

Воспитание основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом

В презентации отображения работа воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста на тему патриотического воспитания ...