Статья «Внедрение и использование проектной деятельности в воспитательной работе».
статья (старшая группа)
Актуальность проектной технологии в наше время очевидна. Задача современных дошкольных учреждений состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. Ведь полноценная, обогащенная ценностным личностным опытом жизнь «сегодняшнего дня» – лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня». Проектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышление, творческое воображение, фантазию, способность к самоорганизации, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе. Внедрение проектного метода в воспитательный процесс существенно повысит инициативу и активность воспитанников в жизни коллектива, творческие способности, уровень коммуникативных и организаторских способностей, активную гражданскую позицию. Метод проектов предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnedrenie_i_ispolzovanie_proektnoy_deyatelnosti_v_vospitatelnoy_rabote.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ШКОЛА № 8 (дошкольное отделение)
Московская область, г.о. Серпухов
СТАТЬЯ
«Внедрение и использование проектной деятельности в воспитательной работе».
Подготовила:
Воспитатель: Багдасарян
Айкануш Армавировна
г.о. Серпухов, 2023г.
«Скажи мне - и я забуду,
покажи мне - и я запомню,
вовлеки меня - и я научусь».
Актуальность проектной технологии в наше время очевидна.
Задача современных дошкольных учреждений состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. Ведь полноценная, обогащенная ценностным личностным опытом жизнь «сегодняшнего дня» – лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня».
Проектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышление, творческое воображение, фантазию, способность к самоорганизации, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе.
Внедрение проектного метода в воспитательный процесс существенно повысит инициативу и активность воспитанников в жизни коллектива, творческие способности, уровень коммуникативных и организаторских способностей, активную гражданскую позицию. Метод проектов предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты. С реализацией проекта дети познают окружающий мир, учатся строить социальные отношения, реализуют свои творческие замыслы.
Технология проектного метода позволяет детям научиться работать в команде, вырабатывать собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.
Проект который реализуют дети, должен вызвать у них энтузиазм и увлекать. Тогда будет осознаваться необходимость знаний и они будут лучше усваиваться. Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, принимать решения и нести за них ответственность. У детей развиваются творческие способности и коммуникативные навыки. В образовательном процессе проект востребован не только как технология планирования действий и распределения усилий, но и как особая организация образовательного пространства, способного обеспечить личностное, психическое, познавательное, нравственное и эмоциональное развитие участников проекта. Развивающий потенциал проекта, определяется не только особой организацией, но и содержанием деятельности детей и взрослых. Проект объединяет различные образовательные области и направления детской деятельности, каждая из которых имеет собственный воспитательный и развивающий потенциал. В проектной деятельности педагог выступает как организатор детской продуктивной деятельности, являясь источником информации, консультантом, экспертом, партнером детей и помощником в их саморазвитии. В результате реализации проектов дети осваивают нетрадиционные техники продуктивной деятельности, самостоятельно и творчески работают с различными материалами, становятся более уверенными. Расширяются знания об окружающем мире, обогащается словарный запас, формируется чувство ответственности. Использование проектной деятельности в работе способствует повышению самооценки у детей. Участвуя в проекте каждый ребенок ощущает значимость, видит свои вклад в общее дело, радуется своим успехам.
В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самостоятельность» как минимум в следующих ситуациях:
- когда необходимо заявить свои собственные цели, свои представления о себе и об объекте проектирования, отстоять свою позицию в дискуссии с товарищами и взрослыми;
- когда необходимо открыто и четко заявить о своих трудностях, проанализировать их причины, и, прежде всего, искать причины в себе;
- когда необходимо согласовать цели с другими, не отступать при этом от собственных идеалов и уметь находить общие точки выращивания нового, возникшего как новое качество (цель - средство) в общей работе;
- когда необходима творческая самомобилизация. Умение поставить ребенка в позицию ответственности перед собой и другими и в то же время создать условия для раскрепощения творческих задатков – составляет основной предмет собственно педагогической деятельности в процессе проектирования.
Проект – это 6 «П»:
- Проблема
- Проектирование
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
- Портфолио.
Существует классификация проектов:
По доминирующей деятельности учащихся:
- практико-ориентированные
(это проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность),
- исследовательские
( Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначения методов исследования и проведение эксперимента),
- информационные
(это тип проекта, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию),
- творческие
(Форма представления результатов может быть различной: изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж),
- ролевые
(Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Результаты не всегда возможно наметит в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью).
По продолжительности:
- краткосрочный (5 дней);
- среднесрочный (10-15 дней);
- долгосрочный (до года).
По количеству участников:
- индивидуальные,
- парные,
- групповые;
По форме продукта:
- газета, стенгазета,
- буклет, журнал,
- коллаж,
- концерт,
- спектакль,
- Мастер-класс,
- конкурс рисунков,
- сборник сочинений,
- мультимедийный продукт и т.д.
В воспитательной работе используются чаще всего групповые, творческие, исследовательские, информационные. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, задачи. Результаты выполненных проектов должны быть, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то должно быть представлено конкретное ее решение, если практическая задача - итогом должен стать продукт, готовый к использованию (праздник, подготовленное выступление, презентация, творческая работа).
Результаты внедрения проектной деятельности в воспитательный процесс:
1. Умение работать с информацией;
2. Опыт целеполагания;
3. Ребёнок приобрёл опыт планирования;
4. Расширение кругозора;
5. Развитие мышления;
6. Развитие эмоциональной сферы;
7. Опыт публичного выступления.
Ожидаемые результаты проектной деятельности в воспитательном процессе.
Проектная деятельность позволяет детям получить личностный опыт и освоить виды деятельности, необходимые в будущем. Таким образом, внутренний результат проектной деятельности это накопление поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков. Как правило, все используемые проекты, групповые, и каждый участник находится в одной из ролей (лидер, организатор, критик, исполнитель), которые постоянно меняются. В процессе проектной деятельности у учащихся формируются навыки, необходимые им для дальнейшей успешной самореализации. Дети учатся проектировать результат, планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты своей деятельности публично.
Через проектную деятельность дети учатся работать в команде , вовлекаются в творческий процесс. В проектной деятельности ребенок приобретает ценнейший опыт – опыт «обучения» других людей. Погружаясь в тематику своего проекта, ребёнку предстоит освоить новые для себя позиции. Во-первых, он может выступать в качестве специалиста изучаемого вопроса, во-вторых – эксперта, а в-третьих - наставника.
В проектной деятельности активно задействуются все механизмы развития личности:
- Умение работать с информацией;
- Опыт целеполагания;
- Ребёнок приобрёл опыт планирования;
- Расширение кругозора;
- Развитие мышления;
- Развитие эмоциональной сферы;
- Опыт публичного выступления.
Рефлексия.
Проектной деятельностью могут заниматься дети даже самого младшего школьного возраста. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Умение поставить ребенка в позицию ответственности перед собой и другими и в то же время создать условия для раскрепощения творческих задатков – составляет основной предмет собственно педагогической деятельности в процессе проектирования.
И важно помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией.
Из опыта работы:
Совместная работа педагогов и родителей для создания детско-родительского проекта:
«Моя семья – моя родословная»
Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Решая различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождает у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.
Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев – это все те качества, которые будут способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно.
Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которой играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
При опросе детей выявилась проблема, не все дети знают домашний адрес, как зовут их родителей, бабушек, дедушек, близких родственников, их профессии. Мало кто может рассказать о традициях, реликвиях своей семьи. Забыты такие понятия, как «род», «родословная», «предки».
Всё это позволило мне сделать вывод о необходимости восполнить пробел с помощью проведения проекта «Моя семья- моя родословная» вместе с детьми и их родителями. Для этого мы ознакомили родителей с целью, задачами и предполагаемыми результатами, получили согласие и помощь в реализации проекта, в котором они смогут почувствовать себя полноценными участниками педагогического процесса.
Проект знакомит детей с семьей, как с явлением общественной жизни, её назначением и особенностями на достигнутом их понимании уровне. В ходе работы над проектом дети отвечают на проблемные вопросы, занимаются поисковой деятельностью; читают стихи, пословицы и поговорки, рисуют, составляют рассказы, изучают семейные альбомы, родословную.
Итак, какие задачи мы решаем в нашем проекте:
Образовательные:
Расширить представления детей о себе, о членах своей семьи.
Закрепить знания детей своего места жительства и адреса.
Закрепить знания о профессиях членов семьи.
Учить рассказыванию о себе, о членах своей семьи.
Расширить кругозор, обогащая словарный запас детей терминами родственных отношений.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к членам своей семьи.
Развивать воображение, логическое мышление, связную речь детей.
Обогатить детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельностью.
Воспитательные:
Воспитание нравственности, уважение к старшему поколению, заботливое отношение к родным и близким.
Воспитывать любовь и интерес к членам своей семьи, желание помогать членам своей семьи.
Дать понятие о народных семейных традициях, совместного труда и отдыха.
Для работы по проекту использовала следующие формы:
Подбор методической литературы по данной теме;
Диагностическое исследование по выявлению знаний детей о своей семье;
Подбор художественной литературы (стихи, рассказы,
сказки) и произведений устного народного творчества (пословиц, поговорок) по теме «Семья»;
Подбор иллюстративного материала;
Подбор дидактических, развивающих игр по данной теме;
Подбор материала для продуктивной деятельности;
Создание предметно-развивающей среды в группе;
Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
Составление плана работы проекта.
В рамках проекта «Моя родословная», родители внесли свою ощутимую лепту:
Поиск необходимой информации для составления родословных своих семей.
Беседы с детьми об истории своей семьи.
Рассказ о своём детстве, школьных годах, о профессии.
«Тематические экскурсии по Серпухову», «Стихи, пословицы, поговорки о семье».
Чтение художественной литературы: В. Осеева «Волшебное слово», «Просто старушка», Л.Толстой «Старый Дед и внучок», «Честное слово».
Просмотр видеофильмов: «Цветик-семицветик», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко».
Совместное составление «Генеалогического древа».
Модель образовательного процесса выстроила таким образом:
Познавательно-речевое занятие «Наши имена и фамилии..»;
Дидактические игры: «Цепочка поколений», «Кто старше»;
Беседы с детьми с целью формирования уверенности в том, что их любят и о них заботятся в семье; «Как я помогаю дома»;
4. Совместное рассматривание семейных альбомов;
5. Сюжетно-ролевая игра «Семья»;
6. Конструирование «Дом в котором я живу»;
7. Чтение художественной литературы о семье;
8. Пальчиковые игры: «Семья», «Мамин праздник»;
9. Ролевое проигрывание семейных ситуаций;
10.Физкультминутки про семью «Три медведя»;
11. Речевая игра «Кто как трудится в семье?».
12. Консультация для родителей «Как сделать древо?»;
13. Выставка рисунков: «Моя семья»;
14. Выставка «Генеалогическое древо моей семьи»;
15. Презентация проекта: Генеалогическое древо «Моя семья».
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат.
По итогам данного проекта дети знают свое имя, отчество, домашний адрес;
Имя, отчество, фамилию, своих родителей, бабушек и дедушек.
Имеют представления о родственных отношениях.
Составляют рассказ о семейных традициях, реликвиях.
Проявляют заботу и уважение ко всем членам семьи, уважительно относятся к их труду.
У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи, произошло укрепление внутрисемейных связей воспитанников – улучшились взаимоотношения между детьми, родителями, бабушками, дедушками;
Родители стали активней участвовать в мероприятиях проходимых в детском саду.
Список литературы:
1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 2010
2. Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001.
3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2010, № 9, с.177-180.
5. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2010.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
6. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 2010, № 6, с.34-47.
7. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 2010
8. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 2010
9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 2011.
10. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной деятельности в организации работы по развитию коммуникативных способностей у детей с тяжелыми речевыми нарушениями.
Представлен опыт работы по использованию метода проектов в работе с детьми по развитию коммуникативных способностей....
Использование проектной деятельности в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности, как залог успешного речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех к...
Презентация по теме: "Использование проектной деятельности в логопедической работе с детьми 6-7 лет, имеющими общее недоразвитие речи. Изготовление коллективного коллажа: «Мы гуляем по Москве» "
Использование нетрадиционных методик, а именно проектного метода, в логопедической работе с дошольниками, имеющими общее недоразвитие речи позволяет решить ряд коррекционных, образовательн...
Статья на тему: Использование проектной деятельности в дошкольном учреждении.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по...
Использование проектной деятельности в профориентационной работе с дошкольниками.
С целью приобщения к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развития интереса детей к миру труда и профессиям мною был разработан и реализован профориентационный проект «В мир...
Методическая разработка. Использование проектной деятельности в логопедической работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Методическая разработка. Использование проектной деятельности в логопедической работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи...