Доклад " Организация музыкальной деятельности по ФГОС"
учебно-методический материал

Муравицкая Лилия Леонидовна

Доклад " Организация музыкальной деятельности по ФГОС" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad._organiz._muz._deyat-ti_po_fgos_do.docx26.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  «ЮГОРКА»

Доклад

«Практика организации музыкальной деятельности в ДОО в свете реализации  требований ФГОС»

Подготовила

 Муравицкая Л.Л.

музыкальный руководитель

Покачи 2021 г.

Доклад

«Практика организации музыкальной деятельности в ДОО в свете реализации  требований ФГОС  ДО»

     С введением Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) происходят изменения в системе образования Российской Федерации, в том числе и в системе дошкольного образования. 

     Впервые в истории образования дошкольное образование рассматривается как первый, самостоятельный уровень общего образования. С одной стороны – это повышает значимость дошкольного образования, а с другой – это повышает и требования к качеству и уровню дошкольного образования, в том числе и музыкального воспитания, как одной из его составляющей.

         В связи с необходимостью организовать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и поиск новых подходов к музыкальному воспитанию дошкольников возникла проблема пересмотра содержания, форм и методов совместной деятельности и образовательных отношений педагога и ребенка.

     Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказывать ребенку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Социально-коммуникативное развитие и учет интересов и наклонностей каждого ребенка в полной мере реализуется при освоении и исполнении коммуникативных танцев–игр как на праздниках и развлечениях с детьми, так и в непосредственно–образовательной деятельности. Вариативность использования данного образовательного материала является актуальным и позволяет создать оптимальные условия для развития музыкальности и личностных качеств каждого ребенка.

В. А Сухомлинский говорил: «Музыка –  воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребёнок развивает свои духовные и физические силы».

     Музыка для ребенка—мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.
Задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы развить у детей общую музыкальность, которая будет фундаментом, почвой для развития творческих способностей, вывести детей за рамки их конкретного чувственного опыта в мир художественного воображения и ассоциаций, используя для этого выразительные средства музыки, пластики, поэзии и изобразительного искусства.

Новые подходы к музыкальному образованию потребовали  разработки наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Применение инновационных методов и форм, техник и технологий в музыкальном воспитании в условиях введения ФГОС помогает в решении следующих  задач:

- создание условий,  предоставляющих возможности  каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;

- творческое развитие природной музыкальности ребенка;

- высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;

- помощь в формировании внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).       

     Главный принцип, которым я руководствуюсь в своей работе – внимание к каждому ребёнку: учёт его возрастных, речевых, индивидуальных музыкальных способностей, особенностей и потребностей.

Принципы, которых я придерживаюсь в совместной деятельности с детьми:

  • Музыкальный руководитель – равноправный партнёр.
  • Свобода и самостоятельность детей в выборе знаний, умений и навыков.
  • (Свобода не означает вседозволенность, это подчинение своих действий общим правилам)
  • Ориентация на индивидуальные открытия.
  • Дети - соучастники игры или задумки.

В связи с этим, выбирая  формы и методы работы, представилась необходимость направлять их на развитие у детей способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению; ассоциативности художественного мышления; выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической, инструментальной.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей  лежит коллективная деятельность, объединяющая пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных  инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание  стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Формы развития музыкальности, которые используются мною на практике:

Пение

Пение–наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.  Пение–один из способов общения и самовыражения ребенка, естественный, простой и доступный.

Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса; правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание; пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу.


Для развития певческой техники используются упражнения, которые можно применять в такой последовательности.
1. Упражнения на развития дыхания.
2. Упражнения на развитие артикуляции и дикции.
3. Упражнения на развитие звукообразования.
4. Упражнения на расширение диапазона.
5. Упражнения на развитие звуковедения

      Я показываю детям средства музыкальной выразительности, когда мы пропеваем одну и ту же песенку - распевку в разных жанрах, например, в ритмах вальса, марша, польки; или поём с ускорением темпа, в разном темпе, в разной динамике. Дети разучивают материал легко и интересно. Чтобы научить их петь интонационно чисто, я использую приёмы: «песенное эхо» (повтори за педагогом), пение соло цепочкой (поём песню по фразам по очереди). Когда ребёнок поёт один, а не в ансамбле, он позиционирует себя как личность, и в силе его голоса слышится уверенность или стеснительность, умение или неуверенность. Этот метод позволяет также диагностировать у детей уровень развития умения чисто  интонировать, владеть голосом. У дошкольников очень неустойчивый контроль своего исполнения. Особенно, когда они поют хором, то  себя плохо слышат. В пении соло всегда можно скорректировать исполнение, понять, с кем нужно поработать индивидуально. За много лет практики я сделала вывод – нет детей, которым «медведь на ухо наступил», есть просто те, кого не научили петь. Крайне редко дети отказываются от предложения солировать, тем более  что поют они в «волшебный» микрофон. Когда его ещё не было, мы пели, используя  маракас, это было  очень весело.

Коммуникативные танцы

Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи: развития коммуникативных навыков, работы над ощущением формы, развития двигательной координации,   развития чувства ритма.

Ритмодекламация под музыку

Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется.

Пальчиковые игры (музыкальные и речевые)

Ценность в пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи.

Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)

Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

Элементарное музицирование

     Метод элементарного музицирования даёт возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребёнком, создавая условия для развития творческих способностей.

     Музицирование – это практическая деятельность, а не абстрактно-интеллектуальная и созерцательная. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать.

    Любая деятельность предполагает использование инструмента, «орудия» деятельности. Детские музыкальные инструменты выступают как средство обучения музыки, а игра на них – как самый эффективный путь к развитию музыкальной самостоятельности детей. На музыкальных занятиях я постоянно использую инструменты, дошкольники очень любят играть на них. С младшего возраста мы осваиваем приёмы игры на шумовых инструментах, изучаем, как они звучат, запоминаем названия. развиваем слуховые и телесные ощущения равномерной ритмической пульсацией (в музыке умеренного темпа), в дальнейшем включаем  в работу металлофоны, ксилофоны. Каждый ребёнок, независимо от своих способностей, может участвовать в игре. Кому-то сегодня уже под силу сыграть партию на металлофоне, кто-то ещё звенит бубенчиками, но с огромным удовольствием.   В этом реализуется индивидуальный подход к обучению, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных способностей каждого ребёнка, о чём сказано в ФГОС дошкольного образования.

     Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!

     На своих занятиях я развиваю у детей восприятие музыки разных стилей, разных народов, в том числе, и классической. Мировые хиты классики не оставляют равнодушными детей, они часто просят включить понравившееся им произведение. И, конечно, слушание происходит как двигательная спонтанная импровизация, проявление детского творчества. В импровизации ребёнок как бы заявляет: «Смотрите, это я сам, это я придумал!». Он раскрепощается, учится владеть своим телом, использует навыки, полученные ранее. Во время импровизируемого движения ребёнок не интерпретирует музыку, не переводит её на язык пластики, не пытается объяснить, он просто в ней живёт несколько минут её  реального звучания, движение становится живым восприятием музыки.

     Такое движение приносит чувство освобождения, помогает создать внутренний психологический комфорт. Очень интересно наблюдать за детьми, когда они импровизируют в танце: кто-то немного скован и зажат, а кто-то ярко позиционирует себя и полностью погружается в музыку, реагируя на неё движениями тела. Инициатива, радость, удовольствие – всё это позволяет развить предпосылки восприятия и понимания искусства.

     Варьирование методических приемов в работе позволило повысить эффективность процесса обучения. Возросла активность детей, что проявилось во всех видах музыкальной деятельности.

Инсценирование сказок, драматизации также способствуют развитию творческих способностей детей, их самостоятельности в музыкально - художественной деятельности. Музыкальный материал используется очень разнообразный: классика, фольклор, детские песни, современная музыка.

ФГОС дошкольного образования даёт возможность педагогам отталкиваться от потребностей ребёнка, от его особенностей.

      Учитывая новые требования по взаимодействию ДОУ с семьей, проводится работа в следующих направлениях:

  • повышение компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания детей (индивидуальные беседы, консультации,  семинары);
  • вовлечение родителей в музыкально-образовательный процесс (открытые НОД, участие в них);
  • совместная культурно - досуговая деятельность (участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей).

     Такое взаимодействие с родителями создаёт благоприятный климат в детском саду, обеспечивает комфорт всем участникам образовательно-воспитательного процесса и стимулирует развитие детей.

     Современное общество предъявляет новые требования к компетентности музыкального руководителя.

     Можно выделить перечень основных профессиональных компетенций, которыми должен обладать музыкальный руководитель в условиях современных образовательных стандартов ДО:

  • умение определять цели своей педагогической деятельности с учетом целей и требований ФГОС ДО;
  • владение современными педагогическими технологиями и методами;
  • умение адаптировать программу с учетом особенностей дошкольников и условий образовательной деятельности в своем ДУ;
  •  умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы;
  • уметь обеспечить развитие ребенка по всем направлениям его развития (социально-личностное, физическое, художественно-эстетическое, познавательно-речевое) в соответствии с нормативными требованиями к содержанию и методам, реализуемым в ДОУ;
  • уметь осуществлять диагностику стартового и итогового уровня развития детей, динамическое наблюдение за их продвижением, выбор и реализацию программы дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • организовывать результативное сотрудничество с семьей воспитанников и другими специалистами, включенными в систему дошкольного образования.

Среди личностных качеств, следует отметить наличие активной жизненной позиции, необходимой для установления деловых контактов с коллегами, способность к изменениям, внимательность.

    В нашей работе главное – это дети, мы должны стремиться к результатам, но ни на миг не забывать проживать всё до мелочей вместе с детьми, радоваться и огорчаться вместе с ними, давать им самое лучшее, что есть в нас, помогать  открывать им мир и вместе с ними каждую минуту учиться.           Мои воспитанники познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

"Музыкальная лаборатория" и "Музыкальная гостинная" - новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО....

Доклад "Ознакомление дошкольников с малой родиной в процессе организации музыкальной деятельности"

Для доклада создана презентация которую можно увидеть и скачать перейдя по ссылке нижессылка...

Доклад: «Организация театрализованной деятельности детей в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может включаться во все режимные моменты. В непосредственно образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свобо...

Доклад «Интеграция музыкальной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС»

Семинар практикум«Интеграция музыкальной деятельности в ДОО в соответствии  с ФГОС»...

Доклад «Формы организации музыкальной деятельности в детском саду»

Различные формы организации музыкальной деятельности в работе музыкального руководителя ДОУ....