Доклад " Использование музыкально-речевых, артикуляционных и пальчиковых игр на музыкальных занятиях для развития речи"
учебно-методический материал
Доклад " Использование музыкально-речевых, артикуляционных и пальчиковых игр на музыкальных занятиях для развития речи"
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПОКАЧЕВСКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЮГОРКА»
«Использование музыкально – речевых, артикуляционных и пальчиковых игр на музыкальном занятии для развития речи»
(из опыта работы)
Подготовила:
музыкальный руководитель
Муравицкая Л.Л.
г. Покачи, 2018 г.
В своей работе по музыкальному воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении я использую музыкально – речевые, артикуляционные и пальчиковые игры. Они не только способствуют развитию музыкальных способностей, но и развитию речи.
Музыкально – речевые игры - одна из форм творческой работы с детьми в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым слухом. Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад, интонация, форма, – являются характерными и для речи.
Впервые идея применять речь в музыкальном воспитании появилась в середине XX века и принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу. Затем музыкально – речевые упражнения, наряду с элементарным музицированием, стали широко применяться педагогами разных стран.
Основные задачи музыкально - речевых игр:
- Развивать музыкальные и творческие способности детей, в том числе: эмоциональную отзывчивость на музыку; слуховое внимание; музыкальную память; ладовое чувство; тембровый, звуко-высотный и динамический слух; чувство ритма;
- Формировать у детей представление о форме, структуре музыкального произведения.
- Развивать звуковую культуру речи, связную речь и её грамматический строй.
- Улучшать дикцию детей.
- Способствовать развитию речи детей посредством использования пальчиковых игр.
- Побуждать детей импровизировать в различных видах деятельности.
- Укреплять голосовой аппарат.
- Учить детей выразительно передавать настроение, характер персонажей речевой игры через интонацию, жесты, движения, мимику.
Речевые игры и упражнения, а также разучивание текстов (слов песен) на музыкальных занятиях могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, шлепками по коленям, щелчками).
Музыкально - речевые игры
Тексты для речевых игр должны быть простыми, легко запоминаемыми. Это образцы устного народного творчества - песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки. Например, р.н.п.: «Петушок», «Киска», «Как на нашем, на лугу», «Чики –чики – чикалочки», «Андрей – воробей», «Ходит зайка по саду», «Скок – скок – поскок, молодой дроздок», «Динь –дон, динь – дон! Загорелся кошкин дом», «Бегал заяц по болоту» и др.
Музыкально - речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием (игрой на инструментах) или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Мелодия музыкально – речевых игр не затейлива, легко ложится на слух. Очень часто в мелодии применяется один звук по высоте или два ( в терцию).
Жестикуляция, пластика, мимика в музыкально - речевой игре превращают её в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал.
Речевые игры со звучащими жестами.
Снег
Как на горке – снег, снег, | Поднимают руки вверх, два хлопка |
И под горкой – снег, снег. | Приседают на корточки, два шлепка по коленям. |
И на ёлке – снег, снег, | Приседают на корточки, два шлепка по коленям. |
И под ёлкой – снег, снег. | Приседают на корточки, два шлепка по коленям |
А под снегом спит медведь | Притопы, покачивания корпуса с ноги на ногу. |
Тише, тише – не шуметь! | Произносят шёпотом, указательный палец к губам. |
Речевые игры с шумовыми и ударными музыкальными
инструментами (деревянные ложки и погремушки).
Вот пришли весёлые матрёшки. Тук – тук!
Принесли нам расписные ложки. Тук – тук!
Мы на ложках заиграли.Туки –туки! Туки – тук!
Наши ложки заплясали. Туки – туки! Тук – тук – тук!
Вот бежит приятель наш Петрушка. Трень – трень.
Он принёс ребятам погремушки. Трень – трень.
Погремушки зазвенели – трень –трень – трень! Трень –трень – трень!
Звонко песенку запели- трень –ди, трень –ди, трень-ди – трень!
Тук – тук, туки – тук. Трень – трень - трень! Трень – трень- трень!
Будет весело играть наш оркестр целый день!
Артикуляционная гимнастика
Упражнения для губ:
«Улыбка»- растягивание разомкнутых губ (зубы сжаты).
«Трубочка» («хоботок») – вытягивание губ вперёд.
Чередование «Улыбки» и «Трубочки».
Упражнения для языка:
(рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижная)
«Болтушка»- движение языком вперёд- назад.
«Часики»- работать языком вправо-влево.
«Качели»- работать вверх- вниз языком.
«Лошадки»- цокать высунутым языком.
«Лопатка»- выставить расслабленный язык.
«Иголочка»- узкий напряжённый язык высунут вперёд.
«Желобок»- высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щёки и воздух.
«Грибок»- широкий плоский язык присасывается к твёрдому нёбу, боковые края языка прижаты к коренным зубам.
«Шинкование»- прикусывание языка зубками, язык двигается вперёд до подбородка и назад (как будто режем ножом).
«Конфетка»- жевать язык справа и слева, как будто конфетку.
Пальчиковая гимнастика
- «Кулачки»- сжимание пальцев в кулак вместе и поочерёдно.
- «Маляр»- (красить стены кистью)- прогибание кистей рук вверх- вниз, как будто малярная кисть, по стене.
- «Замочек»- повороты кистями рук, сцепленными в «замок» пальцами.
- «Солнечные лучики»- из «замочка» вытянуть пальцы вверх, ладони прижаты.
- «Ёжик»- из положения «замочек» вытянуть пальцы вверх (иголки) и шевелить ими, как будто причёсывать чубчик ёжику.
- «Ножницы»- (руки соединены ладонями и пальцами) - разведение пальцев и сжимание, будто пальцы стригут, словно ножницами.
- «Коготки»- сильное полусгибание и разгибание пальцев, словно когти кошечки.
- «Веер» (пальцы широко расставлены - постепенное сжатие пальцев в кулак (сложился веер) то в одну, то в другую сторону. «Веером» можно помахивать перед лицом, охлаждая себя.
- «Пальчики здороваются» - соприкосновение с большим пальцем подушечек остальных пальцев.
- «Крепкое рукопожатие»- надавливание на подушечки пальцев.
- «Кулак - кольцо»- два кулака, а затем две руки делают «кольцо» большим и вторым пальцами.
- «Рыбка»- (кисти сложить вместе)- движение от груди вперёд, изгибая кистями, будто хвост рыбки.
- «Кошечка» - поглаживать ладонью руки предплечье другой руки, словно мягко гладим кошечку.
- «Орёл» (сцепить подушечками большие пальцы)- широко расставить остальные пальцы, словно крылья орла и «парить в небе», одновременно взмахивая двумя кистями рук.
- «Гуси»- изобразить клюв у гуся, т. е. четыре пальца прижать вместе к большому пальцу. Гуси гогочут или щиплют друг друга.
- «Бабочка» (сцепить подушечками большие пальцы)- распрямить остальные прижатые друг к другу пальцы и помахивать, словно крылышками бабочка. «Бабочка» порхает от цветка к цветку (с одной коленки на другую).
Использованная литература:
1. Арсеневская О.Н. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду. Изд. «Учитель», Волгоград, 2011 г.
2. В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, ООО «Гном - Пресс»,1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ»
«Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ» (старшая группа) .Цель: с помощью артикуляционной и пальчиковой гимнастик вырабатывать у детей старшей группы техник...
План-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ»
«Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ» (старшая группа) .Цель: с помощью артикуляционной и пальчиковой гимнастик вырабатывать у детей старшей группы техник...
Консультация для воспитателей: "Использование артикуляционных гимнастик, чистоговорок и скороговорок на занятиях по развитию речи с детьми 5-6 лет"
Консультация для воспитателей: " Использование артикуляционных гимнастик, чистоговорок и скороговорок на занятиях по развити речи с детьми 5-6 лет"...
"Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии речи детей дошкольного возраста"
Значение пальчиковых игр в развитии дошкольника, рекомендации по выполнению....
Как музыкальные занятия способствуют развитию речи детей с ОНР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №15 «Ладушки» Как музыкальные занятия способствуют развитию речи де...
Мастер-класс по речевому развитию. «Развитие словотворчеством. Использование технологий друдлов, лимериков, логосказок, синквейнов при организации «забавных занятий» по развитию речи с дошкольниками».
Масстер -класс по речевому развитию "Развитие словотворчеством. Использование технологий друдлов, лимериков, логосказок, синквейнов при организации "забавных занятий" по развитию речи с...