Наставничество
рабочая программа
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №32 «БРУСНИЧКА»
СОГЛАСОВАНА
на педагогическом совете № 01 от 31.08.2021 протокол № 01
УТВЕРЖДАЮ Заведующий
МАДОУ г.Нижневартовска ДС №32 «Брусничка» ___________С.Е. Касаткина приказ от 31.08.2021 №553
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по организации наставничества с молодыми специалистами дошкольного учреждения
Педагог-наставник: Штин И.И
г. Нижневартовск
2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр. Паспорт программы 3
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Пояснительная записка
Цели и задачи наставничества
Планируемые результаты
Методологическая основа Программы
Сроки реализации Программы
Этапы реализации Программы
Содержание программы
Условия эффективного наставничества
Основные формы и методы индивидуальной работы наставника с молодым специалистом
5
6
7
7
7
8
9
10
10
Приложение 1.
Положение «О наставничестве» МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 32 «Брусничка» Приложение 2. Индивидуальный план наставничества
Приложение 3. Отчет об итогах наставничества
Приложение 4. Система оценки профессиональной деятельности молодых педагогов
Приложение 5.
Показатели системы оценки профессиональной деятельности молодого педагога
Приложение 6. Годовой план наставничества
2
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
Организация исполнитель
Адрес организации исполнителя
Телефон Факс
Ф.И.О. составителя
Должность
Программа по организации наставничества с молодыми специалистами дошкольного учреждения
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 «Брусничка»
628617
Тюменская обл., ХМАО-Югра, г.Нижневартовск, ул.Пермская, дом 1 а.
8(3466) 65-20-09, 53-80-84, 53-80-83
8(3466) 65-20-09
Чернышова Татьяна Викторовна
Воспитатель
Целевая группа Молодые специалисты, педагоги с небольшим опытом работы в дошкольном учреждении
Цель программы Создание эффективной системы сопровождения молодых педагогов образовательного пространства
методического в условиях
Задачи программы Помочь молодому педагогу в личностной и социально -педагогической адаптации;
2. Создать условия для профессионального становления и самореализации молодого педагога через публикации, конкурсную и научно-исследовательскую деятельность, участие в работе профессиональных объединений;
3. Оказать методическую помощь молодому педагогу во внедрении современных идей в образовательный процесс;
4. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;
5. Сформировать у молодого педагога потребность в непрерывном самообразовании.
Краткое программы
содержание В программе раскрываются организационные и содержательные подходы к организации работы с молодыми специалистами через организацию работы наставник-педагог.
Содержательными компонентами программы являются механизмы организации работы с молодыми педагогами в ДОУ. Разработка содержания и форм работы с молодыми педагогами.
3
Актуальность программы
Новизна программы
Планируемые результаты программы
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а воспитанники и их родители, администрация образовательного учреждения ожидает от них столь же безупречного профессионализма. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности.
Новизна форм и методов работы с молодыми педагогами. Интерес и творчество молодых педагогов мотивируется посредством привлечения их к совместной деятельности, сопровождения в различных профессиональных мероприятиях, конкурсах и т.д.
1. Адаптация молодых педагогов в образовательном учреждении
2. Активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков работы;
3. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии;
4. Совершенствование приемов, методов работы;
5. Использованию в работе начинающих педагогов новых педагогических технологий;
6. Активизация деятельности молодых педагогов в части участия в работе сетевых сообществ педагогов города, в создании и реализации творческих проектов, в конкурсах профессионального мастерства.
4
1. Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности: новый социальный запрос к образованию означает
одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление; различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние; необходимое взаимодействие семьи и дошкольного учреждения требует специальной подготовки молодых педагогов к работе с родителями.
С первого дня работы в образовательном учреждении молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а воспитанники и их родители, администрация образовательного учреждения ожидает от них столь же безупречного профессионализма.
Между тем, молодой специалист требует к себе особого внимания со стороны администрации, коллектива образовательного учреждения, методической службы. Очень многое в становлении педагога зависит от того, как примет его коллектив, как равноправного коллегу или малоопытного новичка, кто протянет руку помощи и станет наставником, поможет раскрыться его творческим способностям и поведѐт за собой. Педагоги, не получившие должной поддержки и внимания от коллег, администрации образовательного учреждения, чувствуют себя брошенными на произвол судьбы, испытывают много профессиональных и психологических затруднений, приобретают комплекс несостоявшегося специалиста в своей профессии и нередко принимают решение завершить педагогическую деятельность и попробовать свои силы в других сферах трудовой деятельности.
Наставничество представляет собой целенаправленную деятельность руководителей и наиболее опытных сотрудников учреждения по подготовке молодых специалистов к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей. Педагогическое наставничество обладает большей гибкостью, отличается многообразием форм и методов работы с молодыми специалистами в условиях реальной трудовой деятельности. Кроме того, в этом процессе осуществляется тесный межличностный контакт наставника и воспитанника, анализ сильных и слабых профессиональных позиций конкретного молодого педагога, а следовательно, и более строгий контроль за его практической деятельностью.
Становление молодого специалиста, его активной позиции - это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.
Молодым педагогам, прежде всего, нужны опытные наставники. Грамотные и терпеливые. Крайне необходима молодому специалисту помощь со стороны администрации, педагогов учреждения, методической службы при подготовке к учебному занятию, при организации мероприятий, при работе с документацией. Немаловажна и социализация педагога, его участие в работе различных педагогических сообществ. Через педагогическое общение происходит процесспрофессионального становления молодого педагога.
2. Цели и задачи наставничества
Цель наставничества - создание эффективной системы методического сопровождения молодых педагогов в условиях образовательного пространства.
5
Задачи наставничества:
1. Помочь молодому педагогу в личностной и социально-педагогической адаптации;
2. Создать условия для профессионального становления и самореализации молодого педагога через публикации, конкурсную и научно-исследовательскую деятельность, участие в работе профессиональных объединений;
3. Оказать методическую помощь молодому педагогу во внедрении современных идей в образовательный процесс;
4. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;
5. Сформировать у молодого педагога потребность в непрерывном самообразовании.
3. Планируемые результаты
1. Адаптация молодых педагогов в образовательном учреждении.
2. Активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков работы.
3. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии.
4. Совершенствование приемов, методов работы.
5. Использованию в работе начинающих педагогов новых педагогических технологий.
6. Активизация деятельности молодых педагогов в части участия в работе сетевых сообществ педагогов города, в создании и реализации творческих проектов, в конкурсах профессионального мастерства.
4. Методологическая основа Программы
Профессиональному становлению как педагогической проблеме большое внимание уделяют ученые С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова, А.И. Щербаков, Ю.И. Турчанинова. Психологическим закономерностям профессионального развития личности посвящены работы Б.Г. Ананьева, Л.М. Митиной, А.К. Марковой, А. Маслоу; анализу деятельности молодого педагога в процессе его социальнопрофессионального становления - работы Т.А. Аксаковой, Г.В. Кондратьевой, Т.С. Поляковой. Многообразие факторов, влияющих на развитие личностной и профессиональной сфер молодого педагога в процессе его профессионального становления, исследуют А.Л. Мацкевич, Л.М. Митина, И.А. Хоменко, Е.И. Рогов.
5. Сроки реализации Программы
Срок реализации Программы - 1 год. Решение о продлении реализации программы может быть принято с учетом потребности в данной программе.
6. Этапы реализации Программы
Наставничество в нашем педагогическом коллективе выстроено в три этапа:
1-й этап -организационный
Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет профессиональные затруднения.
6
Содержание этапа:
• Создание пакета нормативных документов по реализации Программы: Положение о наставничестве (приложение 1).
• Система оценки профессиональной деятельности молодых педагогов (приложение 2).
• Проведение психологического тестирования молодых педагогов с целью выявления профессиональных затруднений (приложение 3).
• Составление и утверждение плана работы с молодыми педагогами (приложение 4) .
2 этап. - внедренческий
Задача этапа: реализация основных положений Программы.
Содержание этапа:
• Организация процедуры наставничества на уровне образовательного учреждения, согласно требованиям Положения о наставничестве (приложение 1).
• Реализация плана работы с молодыми педагогами.
• Проведение промежуточного тестирования (анкетирования) молодых педагогов.
• Изучение и обобщение материала, накопленного молодым педагогом; создание информационно-методического банка для обеспечения целостного видения деятельности молодого педагога.
• Ведение портфолио молодого педагога.
3 этап - аналитический
Задачи этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы.
Содержание этапа:
• Проведение мониторинга реализации этапов программы. • Изучение и обобщение накопленного материала.
• Осуществление проблемного анализа: проведение коррекции задач и планов программы наставничества.
• Формирование банка информации из опыта работы по реализации программы.
7. Содержание программы:
1. Адаптация молодого педагога
Реализация этой части программы предусматривает помощь начинающему педагогу в преодолении неизбежных профессиональных и психологических затруднений в процессе адаптации.
2. Методическое сопровождение молодого педагога в организации образовательного процесса.
Работа над этим разделом программы предполагает детальное изучение молодыми педагогами нормативно-правовой базы, действующих государственных программ в области образования, знакомство с документацией образовательного учреждения; изучение вопросов составления рабочих программ, посещение уроков, проводимых
7
учителями первой и высшей категории, с их последующим анализом и т.д. Важно научить начинающих педагогов правильно ориентироваться в потоке методической информации при создании своего учебно-методического комплекса. Обращает на себя внимание значительный разрыв в интенсивности трудностей при планировании воспитательной работы и эффективном выполнении плана. Это диспропорция говорит, прежде всего, о неумении молодых учителей организовать воспитательную работу. Именно этому направлению деятельности необходимо уделять большое внимание.
8. Условия эффективного наставничества
Учитывая многолетний педагогический опыт, педагоги должны понимать, что результативной работа наставничества будет в случае:
• Взаимной заинтересованности сторон;
• Административного контроля за процессом наставничества; • Подведением промежуточных результатов сотрудничества.
9. Основные формы и методы индивидуальной работы наставника с молодым специалистом
1. Индивидуальные задания и поручения по изучению опыта работы, выработке практических навыков в ходевыполнения трудовых обязанностей, овладению приемами служебной деятельности с целью содействия в профессиональном и интеллектуальном самообразовании молодого специалиста.
2. Контроль за деятельностью молодого специалиста в форме личной проверки выполнения задания, поручения, проверки качества подготавливаемых документов.
3. Индивидуальная помощь в изучениинормативных актов и овладении передовыми приемами выполнения трудовых обязанностей, в исправлении ошибок, устранении недостатков, а также в решении вопросов трудовой деятельности.
4. Личный пример наставника. Личный пример должен проявляться в безупречном выполнении наставником трудовых обязанностей, требований нормативных актов, высокой дисциплинированности и требовательности к себе, постоянном повышении своего профессионального уровня, строгом соблюдении Правил внутреннего трудового распорядка.
Традиционные формы работы: • беседы;
• консультации;
• посещение и обсуждение занятий. Нетрадиционные формы работы:
• психологические тренинги; • творческие лаборатории;
• деловые игры; • диспуты;
• конкурсы;
• круглые столы;
• презентация моделей занятий с детьми.
8
Приложение 1
Положение «О наставничестве» МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 32 «Брусничка»
1. Общие положения.
1.1. Дошкольное наставничество - разновидность индивидуальной работы с молодыми специалистами и воспитателями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательном учреждении или со специалистами, имеющими трудовой стаж не более 3 лет, а также воспитателями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения непосредственно образовательной деятельности в определенной группе. 1.2. Наставничество в МАДОУ детский сад № 32 предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного воспитателя по развитию у молодого или начинающего специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, а также имеющихся знаний в области воспитания и обучения.
1.3. Основными принципами движения наставничества являются открытость, компетентность, соблюдение норм профессиональной этики.
1.4. Действие настоящего положения распространяется на педагогов и специалистов учреждения.
1.5. Участие в движении наставничества не должно наносить ущерб основной деятельности участников движения.
1.6. Срок данного положения не ограничен. Действует до принятия нового. 2. Цели и задачи наставничества.
2.1. Цель наставничества в ДОУ - оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении; формирование в ДОУ кадрового ядра.
2.2. Задачи наставничества в ДОУ:
- привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности и закрепить их в ДОУ;
- ускорить процесс профессионального становления воспитателя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
- способствовать успешной адаптации молодых специалистов к корпоративной культуре, правилам поведения в ДОУ;
- организовать психолого-педагогическую поддержку и оказание помощи начинающим педагогам: в проектировании и моделировании воспитательно-образовательного процесса; - проектировании развития личности каждого ребѐнка и детского коллектива в целом;
- формировании умений теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы воспитательно-образовательной работы;
- формировании умений определять и точно формулировать конкретные педагогические задачи, моделировать и создавать условия их решении;
- формировании уровня профессиональной деятельности и педагогической позиции. 3. Организационные основы наставничества.
3.1. Наставничество в ДОУ организуется на основании приказа заведующего.
3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель заведующего по воспитательной работе (далее по тексту заместитель заведующего) и руководитель ДОУ. 3.3. Руководитель ДОУ выбирает наставника из наиболее подготовленных специалистов, воспитателей по следующим критериям:
- высокий уровень профессиональной подготовки;
9
- развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении; - опыт воспитательной и методической работы;
- стабильные результаты в работе; - богатый жизненный опыт;
- способность и готовность делиться профессиональным опытом; - стаж педагогической деятельности не менее 5 лет.
3.4. Наставник может иметь одновременно не более трѐх подшефных педагогов.
3.5. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях экспертной группы, согласовываются с заведующим ДОУ и утверждаются на педагогическом совете ДОУ.
3.6. Назначение производится при обоюдном согласии наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен, по рекомендации Педагогического Совета, приказом заведующего ДОУ с указанием срока наставничества (не менее одного года). 3.7. Наставничество устанавливается для следующих категорий сотрудников ДОУ:
- воспитателей, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности в ДОУ; - специалистов, имеющих стаж педагогической деятельности не более трех лет;
- воспитателей, переведенных на другую работу, в случае, если выполнение ими новых служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения определенными практическими навыками;
-воспитателей, нуждающихся в дополнительной подготовке для проведения образовательной деятельности в определенной группе (по определенной тематике).
3.9. Замена наставника производится приказом заведующим ДОУ в случаях: - увольнения наставника;
- перевода на другую работу подшефного или наставника;
- привлечения наставника к дисциплинарной ответственности; - психологической несовместимости наставника и подшефного.
3.10. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение молодым воспитателем, специалистом целей и задач в период наставничества. Оценка производится по результатам промежуточного и итогового контроля.
3.11. Для мотивации к работе наставнику устанавливается надбавка к заработной плате из стимулирующего фонда в соответствии с Положением.
За успешную работу наставник отмечается заведующим ДОУ по действующей системе поощрения вплоть до представления к почетным званиям.
3.12. По инициативе наставников может быть создан орган общественного самоуправления - Совет наставников.
4. Содержание наставничества.
4.1. Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности.
4.2. Изучать:
- деловые и нравственные качества молодого специалиста;
- отношение молодого специалиста к проведению образовательной деятельности, коллективу ДОУ, воспитанникам и их родителям; его увлечения, наклонности.
4.3. Вводить в должность.
4.4. Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом образовательной деятельности, мероприятий.
4.5. Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания и определять срок их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.
10
4.6. Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения непосредственно образовательной деятельности, выявлять и совместно устранять допущенные им ошибки.
4.7. Развивать положительные качества молодого специалиста, в т. ч. личным примером, корректировать его поведение в ДОУ, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора.
4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия.
4.9. Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по результатам наставничества с заключением о прохождении адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
4.10. Педагог-наставник:
- содействует созданию благоприятных условий для профессионально роста начинающих педагогов;
- обеспечивает атмосферу взаимопомощи;
- координирует действия начинающего педагога в соответствии с задачами воспитания и обучения детей;
- оказывает помощьв проектировании, моделировании и организации воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ;
- передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство;
- знакомит в процессе общения с теоретически обоснованными и востребованными педагогическими технологиями;
- консультирует по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;
- оказывает позитивное влияние на рост профессиональной компетентности начинающего педагога.
5. Права наставника.
5.1. Подключать с согласия заведующего ДОУ (заместителя заведующего), других сотрудников для дополнительного обучения молодого специалиста.
5.2. Требовать рабочие отчеты у молодого специалиста, как в устной, так и в письменной форме.
6. Обязанности молодого специалиста.
6.1. Изучать Закон РФ «Об образовании», нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности работы ДОУ и функциональные обязанности по занимаемой должности.
6.2. Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.
6.3. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.
6.4. Повышать свой общеобразовательный и культурный уровень.
6.5. Периодически отчитываться по своей работе перед наставником и заместителем заведующего.
7. Права молодого специалиста.
7.1. Защищать свою профессиональную честь и достоинство.
11
7.2. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
7.4. Посещать методические мероприятия, связанные с педагогической деятельностью. 7.6. Повышать квалификацию удобным для себя способом.
8. Руководство работой наставника.
8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя заведующего по ДОУ.
8.2. Заместитель заведующего ДОУ обязан:
- представить назначенного молодого специалиста воспитателям ДОУ, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
- создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста и его наставника;
- посетить отдельные занятия и мероприятия, проводимые наставником и молодым специалистом;
-оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
- изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в ДОУ;
- определить меры поощрения наставников.
8.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несет заместитель заведующего, заведующий ДОУ.
9. Документы, регламентирующие наставничество.
9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: - настоящее Положение;
- приказ заведующего ДОУ об организации наставничества; - годовой планы работы ДОУ;
- протоколы заседаний Педагогического Совета, группы наставников, на которых рассматривались вопросы наставничества;
- методические рекомендации по передовому опыту проведения работы по наставничеству.
12
Приложение 2
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН наставничества
Ф.И.О. молодого специалиста Должность_________________________________________________________________ Отчетный период____________________________________________________________
№ Мероприятия п/п
1. Составление и утверждение индивидуального плана наставничества
2. Ознакомление с основополагающими документами учреждения, ее целями и задачами, направлениями текущей деятельности
5. Освоение и совершенствование навыков молодого специалиста
6. Изучение норм и регламентов, освоение практических навыков внедрения стандартов качества
7. Получение консультативной помощи в работе
8. Участие в проводимых конкурсах и других мероприятиях для молодежи
9. Подготовка к аттестации молодого специалиста
Сроки исполнения
Не позднее 2-й недели
Оценка выполнения (дата, подпись наставника)
10. Повышение общеобразовательного уровня, участие в общественной жизни учреждения
11. Проверка выполнения индивидуального плана наставничества
13
Приложение 3
Отчет
об итогах наставничества Молодой
Специалист________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество)
Образование _______________________________________________________________ Профессия (должность) ______________________________________________________ Периоды наставничества с « _____________»__________________________ 20____г
по «______________ » __________________________ 20 ___г.
Заключение о результатах работы по наставничеству
Показатель Краткая характеристика достигнутых показателей
Знания по профилю работы
Навыки по профилю работы
Объем выполняемых трудовых обязанностей
Результаты работы
Отношение к работе
Работоспособность
Инициативность
Дисциплинированность
Взаимоотношение с коллегами
Выполнение требований и стандартов профессиональной деятельности
Рекомендации:_________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Наставник__________________________________________________________________ (должность, подпись, фамилия, инициалы наставника)
« »____________ 20г.
С отчетом об итогах наставничества ознакомлен: ___________________________
(подпись молодого специалиста)
14
Приложение 4
Система оценки профессиональной деятельности молодых педагогов
Цель
Задачи:
Виды комплексной оценки
Компоненты комплексной оценки
Критерии
Методы
Уровни профессионализма
Результаты
Комплексная оценка качества профессиональной деятельности, определение уровня профессионализма
1. Определить компоненты, критерии и показатели оценки профессиональной деятельности молодого педагога.
2. Разработать систему оценки профессиональной деятельности молодого педагога.
3. Разработать содержание и методики проведения внутренней и внешней оценки профессиональной деятельности молодого педагога. 1. Внутренняя (проводимая наиболее квалифицированными педагогическими и руководящими работниками).
2. Внешняя (осуществляемая родителями (лицами, их заменяющими) воспитанников, представителями общественности).
∙ нормативно-ориентированный; ∙ содержательно-целевой;
∙ организационно-технологический; ∙ мотивационно-личностный;
∙ контрольно-диагностический; ∙ коррекционно-аналитический
∙ реализация нормативно-правового и документационного обеспечения;
∙ соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного образования;
∙ создание образовательной среды;
∙ деловые и личные качества молодого педагога, мотивация к педагогической деятельности;
∙ результативность образовательного процесса; ∙ коррекция педагогической деятельности
• изучение документов; • анализ;
• самооценка, самоанализ; • мониторинг;
• тестирование; • анкетирование; • беседа;
• наблюдение; • контроль;
• репродуктивный (технологический); • конструктивный (эвристический);
• исследовательский (креативный)
• Достижение, поддержание и повышение качества профессиональной деятельности молодого педагога.
• Удовлетворение потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса
15
Приложение 5
Показатели системы оценки профессиональной деятельности молодого педагога
1.Выполнение требований законодательных актов, нормативных документов в сфере образования.
2.Культура ведения документации.
3.Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей, общества. 4.Реализация современных образовательных программ, методик и технологий обучения и воспитания.
5. Использование в профессиональной деятельности информационных технологий.
6. Комплексная система планирования образовательной деятельности, индивидуальное сопровождение обучающегося, воспитанника.
7. Использование инновационных форм, методов образования.
8. Создание современной развивающей предметно-пространственной среды, информационно-образовательной среды.
9. Обеспечение благоприятного микроклимата, психологического комфорта в детском коллективе.
10. Участие в творческой, инновационной работе.
11. Осуществление самовоспитания и самообразования.
12. Профессиональная компетентность в вопросах воспитания и обучения детей.
Приложение 6 Перспективный план работы наставника
Месяц
Сентябрь
Тема Знакомство с молодым воспитателем. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации.
Рассматриваемые вопросы Изучение федерального закона «Об образовании в РФ», документов Министерства образования. Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ.
Изучение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для ДОУ.
Оказание помощи в организации качественной работы с документацией: изучение программы учреждения, участие молодого педагога в составлении перспективного и календарного планов.
Диагностика умений и навыков молодого специалиста. Заполнение информационной карточки листа молодого педагога
16
Октябрь
Ноябрь
Мониторинг детского развития
Родительское собрание
Разработка индивидуального плана
Профессионального становления Имидж педагога.
Виды и организация режимных моментов в детском саду.
Организация развивающей предметно -пространственной среды в группе
Методика проведения праздников в детском саду.
Изучение методики проведения НОД, совместная разработка конспектов НОД, эффективное использование
Изучение видов мониторинга, форм его проведения. Подбор диагностического материала. Обсуждение возможных тем родительского собрания на начало учебного года.
Помощь в организации и проведении собрания, обсуждение собрания.
Педагогическое самообразование, участие в работе методического объединения, занятия молодого педагога.
Материалы по вопросам педагогической этики, риторики, культуры и т.д.
Просмотр молодым специалистом режимных моментов, ответы на вопросы молодого специалиста. Обсуждение (принципы построения, наличие игровых зон, их оснащение, смена материала).
Участие в подготовке к осеннему празднику, просмотр мероприятия, обсуждение.
Познакомить с планом составления конспектов (цель, задачи, технологии, оборудование, предварительная работа, ход).
дидактического материала в работе.
Посещение молодым специалистом НОД и режимных моментов у наставника.
Декабрь
Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодым специалистом
Психолого-педагогические
Посещения НОД и моментов молодого Обсуждение.
Составление
режимных педагога.
плана
основы установления контактов с семьей воспитанников.
предварительной работы с детьми и родителями.
Привлечение родителей к
мероприятиям в детском саду. Советы по организации субботника по оформлению снежных построек: привлечение родителей к созданию
17
условий для двигательной активности на зимних участках
Инструкции, используемые в работе воспитателя.
Познакомить инструкциями
с различными в детском саду,
помочь осознать серьезность их исполнения.
Январь
Анализ педагогических ситуаций, стилей педагогического общения с детьми.
Повышение профессионального мастерства
Дискуссия на тему: «Трудная ситуация в работе с детьми и ваш выход из нее».
Участие в работе педсовета, подготовка материала к педсовету
Февраль
Участие в конкурсах мероприятиях, в МАДОУ.
проводимых и других
организуемых
Советы по участию в проводимых конкурсах и других мероприятиях
Использование современных технологий в воспитательном
Консультация, планирование, обмен опытом, помощь наставника.
процессе. Использование работе проектов.
Повышение профессионального мастерства
в
Изучение методической литературы по самообразованию молодым педагогом.
Совместное планирование проекта, помощь в его осуществлении
Март
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, участие молодого педагога в
Консультация наставника, участие молодого педагога в разработке материалов для родителей.
подготовке материала для родителей.
Организованная образовательная деятельность молодого специалиста.
Консультация эффективно мастерства».
«Как занятие.
провести Секреты Просмотр
образовательной наставником, обсуждение.
деятельности совместное
Аттестация. Требования к квалификации
Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников. Портфолио педагога
18
Апрель
Информирование родителей о жизни детейв детском саду.
Консультация о правилах оформления родительских уголков,
наличие материала, формах их оформления.
Май
В течение года
В течение года
Эмоциональная стрессоустойчивость молодого воспитателя. Функция общения на занятии
Диагностика
воспитанников
Копилка интересных занятий.
Самообразование воспитателя
Дискуссия на тему: «Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неѐ». Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально -попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее).
Методика проведения обследования
Составление методической разработки непосредственно образовательной деятельности молодым специалистом.
Выбор методической темы. Предлагаю примерные темы по самообразованию, проводим анализ того, как спланировать работу над методической темой на год
19
Литература:
1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М.2007.
2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ.М.2004
3. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада.М.1990
4. Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ.М.2004. 5. Журналы «Управление ДОУ» № 1, 4,5,8-2007, №2,3,4-2004
20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о наставничестве
Положение о наставничестве в детском саду....
Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОУ
Функции наставничестваЭтапы формирования профессиональной педагогической деятельностиРоль психолога в формировании культуры наставничества в ДОУ...
«Сущность и содержание понятия «наставничество». Наставничество в современной образовательной практике».
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.Задача наставника &nda...
Заседание по наставничеству:"Обобщение опыта работы наставничества воспитателей по проблеме создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОО."
Цель: Провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направ...
Программа наставничества "Реверсивное наставничество педагогов ДОУ как средство внедрения инновационных технологий"
В данной Программе наставничества описана система работы по реверсивному наставничеству. Реверсивное наставничество – нетрадиционная форма развития профессиональных отношений между субъект...
Проект по наставничеству «Компетентный педагог» Номинация: «Эффективная система работы наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»
Проект по наставничеству «Компетентный педагог»Номинация: «Эффективная система работы наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве го...
Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика. Наставничество как повышение качества образования.
Выступление на педагогическом совете«Педагогическое наставничество – перспективное направление образовательного процесса»...