Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Рисуем Победу-2023»
статья (средняя группа)

 

Детско-юношеская патриотическая акция «Рисуем Победу-2023» Лауреаты и дипломанты конкурсной программы

  

   

 

 

   

  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon risuem_pobedu-2023_itogi.pdf223.38 КБ
Microsoft Office document icon dorogami_pokoleniy.doc48 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мудрая Л. Х.,

воспитатель высшей категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 2101»

Mudria, L. H.,

 the teacher of the highest category of the State budgetary educational

institution of the city of Moscow "School No. 2101"  

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

«Дорогами поколений»

Аннотация. Сегодня в XXI веке, в мире парадоксальных глобализационных изменений, подрастающее поколение необходимо воспитывать в рамках патриотизма и любви к Родине. В дошкольном возрасте познавательное развитие является первым шагом к формированию первичных представлений дошкольников о своей стране, Родине, культурных ценностях народа, традициях и обычаях. Цель данной работы ─ проанализировать патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в России.

Ключевые слова: патриотизм, Родина, дошкольное образование, патриотическое воспитание, культурные ценности.

Патриотическое воспитание должно начинаться в семье, продолжаться в дошкольных учреждениях, школах, высших учебных заведениях: дети ─ зеркало своей семьи, родителей, окружающей их среды, социального общества, в связи с этим актуальность темы данного исследования не вызывает сомнений.

Следует обратить внимание, что для анализа проблематики исследуемой темы упоминаются научные труды отечественных авторов: Т. С. Богданович [1], А. Р. Нуриева [2], Ю. И. Папенкова [3], Л. А. Шестакова [4], Н. А. Шинкарева [5], где была затронута важность патриотизма, воспитания как сложного многокомпонентного педагогического процесса, ценностей и норм русского народа, потребность в понимании и осознании окружающей среды, что представляет собой важный компонент в социализации человека.

Ссылаясь на труд Ю. И. Папенковой и И. И. Подчасовой, необходимо отметить, что патриотическое воспитание является ключевой частью комплексного процесса воспитания ребенка с дошкольного возраста. Авторы пишут о важности приобщения детей к социальным и общепринятым нормам поведения, что является фундаментом воспитательного процесса уже с раннего возраста [3].

Важно подчеркнуть, что любовь к своей стране, традициям, отечеству, народу, семье формируется в дошкольном возрасте, в связи с этим воспитателям и родителям следует уделять внимание неотъемлемой части воспитания детей через призму культурных мероприятий, интерактивных и дидактических игр, воспитательных бесед, бытовых ситуаций, совместного просмотра патриотических фильмов с целью целостного восприятия и чувства гордости у ребенка за свою Родину [3].

Перед воспитателями и педагогами дошкольных учреждений стоит целенаправленная и систематическая работа, большая ответственность за проявление интереса к изучению истории, обычаям, традициям страны и национальной культуре; формирование способности защитить близкого человека, слабого, помочь в трудной ситуации, а так же беречь природу, окружающую нас среду и всё живое, на что указывают в своем труде А. Р. Нуриева, Р. Ф. Миннуллина, Р. Н. Гиззатова [3].

Российский автор Т. С. Богданович [1] подчеркивает государственную важность патриотического воспитания, обращает внимание на активную работу ФГОС ДО и реализацию программы «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной Правительством РФ от 29.05.2015 года. Т. С. Богданович пишет в своей работе, что целью вышеупомянутой программы является целенаправленное развитие высоконравственной личности, приобщение к духовным и национальным ценностям своего народа, реализация своего потенциала в рамках современных условий.

Далее, изучая проблематику исследуемой темы, следует выделить труд отечественных авторов В. Р. Бадгудинова, Н. Ф. Леонова, Г. В. Сорокина, Л. А. Шестакова, где упоминается об актуальной проблеме патриотического воспитания детей, о том, что невозможно взрослому человеку объяснить ребенку любовь и патриотизм к своей стране, если он сам не имеет данного качества. В. Р. Бадгудинова, Н. Ф. Леонова, Г. В. Сорокина, Л. А. Шестакова обращают внимание на воспитание толерантности, познания о своем государстве, ценность уважения к другой культуре: все эти качества необходимо воспитывать в детях уже с дошкольного возраста, чтобы в рамках школьного образования увеличить знания и чувство патриотизма [4].

В рамках родительского клуба «Улыбка», следует обратить внимание на систематическую результативную работу педагога, родителей, детей: было принято решение приглашать бабушек и дедушек на собрания клуба для проведения патриотических бесед с детьми, разучивания народных песен, глубокого познания культурных традиций, обычаев прошлых лет и прикосновения исторических ценностей Отчизны. Стоит отметить, что данный клуб отличается высокой посещаемостью, заинтересованностью и культурой воспитания детей, а старшее поколение с удовольствием передает свои знания, чувствуя свою ценность, что крайне важно.

Патриотическим воспитанием следует заниматься не только в дошкольном учреждении, но и дома, родители должны уделять внимание историческим ценностям Родины, приучать к традициям и культуре страны. Проблемой большинства семей является отсутствие желания заниматься с детьми, ссылаясь на занятость и работу, что в дальнейшем становится причиной или даже проблемой, выражаясь в рамках пробелов патриотического воспитания детей, будущих их перспектив развития в своей стране и межкультурном отношении к людям другой национальности [4].

Ссылаясь на изученные специализированные и научные источники, следует подчеркнуть важность воспитания нравственности, что является фундаментом для формирования следующего пласта в рамках культурных и патриотических знаний.

Подводя итоги фрагментарного исследования патриотического воспитания детей дошкольного возраста, следует отметить, что сегодняшние происходящие события в мире заставили задуматься о нравственных изменениях в человеке, отсутствии патриотического духа и пробелах большинства семей в рамках знания о своей Родине. Целостная, самостоятельная и ответственная личность, ее зачатки, начинают формировать в детском возрасте, а затем формирование продолжается в дошкольном возрасте, где педагоги и родители должны максимально уделить внимание во благо будущего ребенка.

Н. А. Шинкарева указывает на пересмотр патриотических ценностей молодого поколения в связи с глобальными изменениями в мире, обновление дидактического материала для дошкольников с целью возможности детального ознакомления с символикой страны, ее значением, стимулирования к познавательным и эстетическим проявлениям для последующего формирования основ патриотизма и собственной гражданской позиции [5].

Список литературы:

  1. Богданович Т. С. Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников разных возрастных групп в условиях реализации ФГОС ДО. ─ Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-nravstvenno-patrioticheskogo-vospitaniya-doshkolnikov-raznyh-vozrastnyh-grupp-v-usloviyah-realizatsii-fgos-do (дата обращения: 20.03.2023)
  2. Нуриева А. Р., Миннуллина Р. Ф., Гиззатова Р. Н. Педагогическое сопровождение патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. ─ Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-patrioticheskogo-vospitaniya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 20.03.2023)
  3. Папенкова Ю. И., Подчасова И. И. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. ─ Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 20.03.2023)
  4. Шестакова Л. А., Бадгудинова В. Р., Сорокина Г. В., Леонова Н. Ф. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. ─ Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-1 (дата обращения: 20.03.2023)
  5. Шинкарева Н. А. Организация педагогических условий развития основ патриотизма у детей седьмого года жизни в процессе ознакомления с родным городом. ─ Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-pedagogicheskih-usloviy-razvitiya-osnov-patriotizma-u-detey-sedmogo-goda-zhizni-v-protsesse-oznakomleniya-s-rodnym-gorodom (дата обращения: 20.03.2023)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции

Статья раскрывает поликультурность гайдаровского сбора....

Актуальные проблемы воспитания и обучения одаренных детей и детей с ОВЗ в период детства Материалы Всероссийской научно-практической конференции (интернет-конференция), 30 марта 2016 г. Бирск

Актуальные проблемывоспитания и обученияодаренных детей и детей с ОВЗв период детстваМатериалы Всероссийской научно-практической конференции (интернет-конференция), 30 марта 2016 г. Бирск...

Швецова А.Д., Пак Сун Хи Кинетическая сказка в коррекционной работе с детской тревожностью //Современная психология образования: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс]: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции

Стаья посвящена описанию одного из возможных вариантов коррекционной работы со старшими дошкольниками с повышенной тревожностью посредством сказкотерапии, построенной в системе занятий на основе приме...

Публикация в сборнике статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (10 апреля 2018 г.)

Публикация в сборнике статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (10 апреля 2018 г.) "Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития" по тем...

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ (Новосибирск, 15 марта 2019 г.) НОВОСИБИРСК 2019

quot;РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ". В данной статье обсуждается роль организационной культуры в дошкольном образовательном учреждении. Автор рассматри...

Статья в материалах Всероссийской научно-практической конференции "Реализация ФГОС ДО: проблемы, возможности, опыт и перспектива"

Статья в материалах Всероссийской научно-практической конференции  "Реализация ФГОС ДО: проблемы, возможности, опыт и перспектива"  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ...

Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Рисуем Победу-2019»

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"27954998","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"828","width":"579"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":...