Статья в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции
статья по теме
Статья раскрывает поликультурность гайдаровского сбора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gaydarovskiy_sbor_kak_forma_vospitaniya_polikulturnoy_lichnosti.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Гайдаровский сбор как форма воспитания поликультурной личности.
В современной педагогической практике, кроме понятия «поликультурное воспитание» используются и другие понятия – межкультурное образование, интеркультурное образование и другие. Одно из первых нормативных определений понятия «поликультурное воспитание» дано ещё в 1977 году: «Воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку» (Анатольева Н. С. «Воспитание культуры межнациональных отношений у учащихся в поликультурной среде»).
Современная социальная реальность всё больше становится поликультурным пространством, для успешного существования в котором требуются безусловное признание различий, множественности и многоликости культурного и социального бытия, прав и свобод гражданина, ненасилия, веротерпимости, диалога культур. И современная педагогика нуждается в осуществлении поликультурного воспитания как способа помочь воспитанникам исполнить себя и быть толерантными в отношении иных культур.
Говоря о «поликультурности» чаще всего имеют ввиду, что поликультурное воспитание адресовано скорее всего к этническому вопросу, к этническим группам, специфика которых – обладание собственной культурной традицией, осознание себя частью большого сообщества.
Но только ли вопросы взаимоотношений малых и больших по численности этносов относятся к области поликультурного воспитания? Мы в МБОУ для детей и подростков, имеющих высокие интеллектуальные способности, гимназии № 10 ЛИК (Личность-Интеллект-Культура) города Невинномысска считаем, что каждое объединение людей (семья, коллектив единомышленников, компания друзей и другие) имеет уже свою, внутреннюю культуру (традиции, правила и установки). Как нам кажется, вопрос поликультурного воспитания значительно шире и его можно рассматривать как часть педагогических усилий, которые бы обеспечивали культурно-социальную идентификацию личности, открытую иным культурам.
Эти педагогические усилия осуществляются в гимназии в урочной и внеурочной деятельности.
Более 24-х лет на базе гимназии активно действует добровольное общественное объединение детей и взрослых «Союз гайдаровцев», деятельность которого основана на коммунарской методике. Согласно Уставу «Союза гайдаровцев» его членом может стать любой учащийся гимназии не младше 10 лет, члены его семьи, педагоги и работники гимназии, разделяющие ценности «Союза».
Сбор членов «Союза гайдаровцев» (или гайдаровский сбор) – основная организационная форма деятельности объединения. Участники «Союза» - учащиеся гимназии (с 5 по 11 класс), выпускники гимназии (так называемые «старики»), педагоги и работники гимназии. На сборе «смешиваются» различные субкультуры: по возрасту, по интеллектуальному и культурному потенциалу, по семейным традициям и так далее.
Общеизвестно, что воспитание не тождественно воспитательной работе. Мы придерживаемся точки зрения В.А. Сухомлинского который утверждал, что воспитывает не мероприятие, а отношение и влияние
Поликультурное воспитание фокусируется на нескольких педагогических принципах, которые являются основополагающими в организации деятельности ДОО «Союз гайдаровцев» и каждого его сбора (а их уже 64!):
- воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств;
- воспитание для сосуществования социальных групп;
- воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.
Кроме того, к числу функций поликультурного воспитания мы относим и следующие направления деятельности, которые динамично развиваются в условиях гайдаровского сбора через организацию и проведение интеллектуальных и творческих дел:
- формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;
- осознание важности культурного многообразия для самореализации личности;
- воспитание позитивного отношения к различиям;
- развитие умений и навыков взаимодействия носителей культур на основе толерантности и взаимопонимания.
Следует отметить, что поликультурное воспитание осуществляется через влияние на личность участников сбора: добровольность участия, доверие, учёт интересов, вкусов, предпочтений участников сбора; стратегия в определении изменений в отношениях между участниками сбора; осознание принадлежности к группе, к общности, отношение к старым и создание новых традиций и ритуалов своего сообщества; уважение и стремление сосуществовать с иными группами; развитие навыков социального общения создают условия для выработки «иммунитета современного ученика» –к негативному влиянию любой агрессивной среды, формированию собственной позиции и присвоению традиций культур.
Актуализация принадлежности членов сбора к какой-либо национальности или этносу на самом сборе, в «Союзе гайдаровцев», в гимназии не происходит. Это наша принципиальная педагогическая позиция, которая обеспечивает создание особой оргкультуры образовательного учреждения, способствует развитию личности, интеллекта и культуры обучающихся и взрослых.
Убеждены – поликультурная педагогика может быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, который может способствовать гармонизации отношений в современном мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Гринбаум Е.Е. в сборнике материалов международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Детство. Образование. Социум.» Тема: Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙЕлена Гринбаумг. Москва В современной системе дошкольного образования России происходят существенны...
Швецова А.Д., Пак Сун Хи Кинетическая сказка в коррекционной работе с детской тревожностью //Современная психология образования: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс]: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции
Стаья посвящена описанию одного из возможных вариантов коррекционной работы со старшими дошкольниками с повышенной тревожностью посредством сказкотерапии, построенной в системе занятий на основе приме...
Статья в сборнике материалов региональной научно – практической конференции «Инновации в дошкольном образовании»
laquo;Социально- педагогическое взаимодействие с семьей посредством реализации проекта «Дари добро»...
Публикация в сборнике статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (10 апреля 2018 г.)
Публикация в сборнике статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (10 апреля 2018 г.) "Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития" по тем...
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ (Новосибирск, 15 марта 2019 г.) НОВОСИБИРСК 2019
quot;РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ". В данной статье обсуждается роль организационной культуры в дошкольном образовательном учреждении. Автор рассматри...
Статья в материалах Всероссийской научно-практической конференции "Реализация ФГОС ДО: проблемы, возможности, опыт и перспектива"
Статья в материалах Всероссийской научно-практической конференции "Реализация ФГОС ДО: проблемы, возможности, опыт и перспектива" ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ...