Публикация статьи "Культурные практики в ДОУ и их виды"
статья

Галиаскарова Гульфия Фаляховна

Публикация статьи "Культурные практики в ДОУ и их виды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnye_praktiki_v_dou.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Культурные практики в ДОУ»

Использование во ФГОС ДО относительно нового термина «культурные практики» заставляет взглянуть на проектирование образовательного процесса под несколько другим углом зрения, перенести акценты с «организации и руководства» процессами развития и воспитания, на создание условий для самостоятельного освоения мира и культуры детьми, вдумчивого определения стратегических и тактических изменений в сторону поддержки, сопровождения разнообразной и самостоятельной деятельности дошкольников.

Культурные практики –это  освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма. А также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.

Культурные практики дошкольника не​разрывно связаны с его интересами, потребностями (витальными, коммуника​тивными, деятельностными, игровыми и пр.) и способами самовыражения и ох​ватывают разные сферы активности до​школьников в образовательном процес​се детского сада.                                                                                                     

С точки зрения, культурные ​практики дошкольника - это обычные для ребенка этого возраста (привычные, повседневные) способы самостоятельной деятельности, а также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности (т.е. творчество) и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.Данное понимание акцентирует, на наш взгляд, два момента: важность «интересной для ребенка» деятельности и обеспечение «свободного выбора», что требует особых приемов активизации, развертывания и поддержки данной деятельности, а не формальных «организации и руководства».Активность культурных практик до​школьников во многом обусловлена позицией взрослого, который поддерживает, стимулирует детские интересы и способствует их зарождению.Мы, педагоги, привыкли к тому, что детей нужно все время целенаправленно воспитывать и развивать. Но в условиях культурных практик воспитатель занимает по отношению к детям позицию партнера. Как только позиция педагога перестает быть партнерской и становится «воспитывающей» или «обучаю​щей», естественность культурных практик сразу же нарушается.

При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом). В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.

Специально организованная деятельность воспитателя происходит в первой половине дня, а во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В процессе культурных практик воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей.         Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

Что же можно еще считать культурной практикой?

- совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно - конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры;

- ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие.

Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно - вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем;

- творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам, просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки, игры и коллекционирование;

- музыкально-театральная и литературная гостиная - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале;

- сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому- либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи;

- детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Организуются досуги здоровья и подвижных игр, музыкальные и литературные досуги;

- коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям.

Культурные практики на основе инициатив самих детей.

Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстника​ми. Детская активность в данном случае направляется на самостоятельное по​знание окружающего, поиски ответов на возникшие вопросы, воспроизведение способов действий и апробацию культурных образцовых норм, творческую реализацию замыслов, наблюдение, исследование заинтересовавших ребенка объектов, индивидуальную и совместную со сверстниками игровую, художественную, конструктивную деятельность и др.

На самостоятельную деятельность детей в режиме дня отводится три-четыре часа в день (в зависимости от возраста детей).

Самостоятельный опыт культурных практик у современных детей достаточно обширен и разнообразен. Важно внимательно изучать содержание повседневного детского опыта, детскую субкультуру с позиции осваиваемых в их рамках культурных практик и оказывать детям соответствующую педагогическую поддержку. Задача воспитателя своевременно способствовать обогащению самостоятельной, инициатив​ной, творческой детской деятельности, поддерживать детские замыслы, помогать распространению в детской среде успешных индивидуальных культурных практик.

Объектом педагогической поддержки воспитателя становятся такие культурные практики, возникающие по инициативе детей, как коллекционирование, самостоятельное исследование и экспериментирование, свободное рисование и создание поделок-самоделок, самостоятельные объединения детей на основе общих игровых интересов, фантазирования, тематических импровизаций, ряженья и театральных постановок, игр-путешествий, совместного конструирования и сооружения разных объектов и пр.

Культурные практики, иницииру​емые, организуемые и направляемые взрослыми.

Эти культурные практики направляются воспитателем на развитие самостоятельной коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников и основываются на поддержке детских инициатив и интересов. Культурные практики проектируются воспитателем в соответствии с решаемыми образовательными задачами.

Выбор культурных практик связан непосредственно с содержанием комплексно-тематического планирования образовательного процесса и направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и деятельности, чувств и позитивной социализации и индивидуализации дошкольников.

Инициируемые воспитателем культурные практики предполагают насыщение детской жизни разнообразными культурными событиями, которые открывают для дошкольников новые грани активности, новое содержание жизни. Эти культурные события дети не могут самостоятельно найти и организовать. К ним относятся проектируемые педагога​ми тематические детские праздники, в том числе этнической народной направленности, ярмарки и галереи-выставки детских работ, фестивали, спортивные олимпиады и конкурсы эрудитов, детские театрализованные студии, мастерские, музеи, организация культурного досуга и т.п.

Это также участие детей в традициях детского сада: празднование дня рождения детского сада и возрастной группы, поздравление педагогов и сотрудников, праздник театра, праздники «Проводы зимы», «День птиц», праздник выпускников «До свидания, детский сад» и др. Участие до​школьников в увлекательных культурных событиях, инициируемых воспитателя​ми, не проходит бесследно. Дети начинают активно воспроизводить их в своей самостоятельной деятельности, прежде всего в играх, дополняя своей фантазией и новыми деталями.

Надо подчеркнуть, что приобретаемый ребенком личный опыт должен быть постоянно в поле зрения воспитателя

Всегда ли самостоятельная практика поведения и деятельности ребенка несет в себе положительный «культурный заряд»?

К сожалению, далеко не всегда. Нередко за фасадом внешне культурной деятельности скрывается негативный опыт отношения детей друг к другу, агрессивность, грубость, отказ от общения с отдельными деть​ми, нежелание принимать сверстника в совместные дела, стремление лидеров подчинить слабых своей воле и пр.

Учитывая это, современному воспитателю необходимо хорошо знать содержание и реальный культурный контекст  свободного общения детей, практикуемые в детском сообществе формы и способы саморегуляции отношений со сверстниками, а также увлечения и разочарования детской жизни, чтобы своевременно помочь каждому ребенку в личном опыте воспроизвести культурные практики. Этому служит открытая позиция воспитателя, его умение глазами детей взглянуть на события детской жизни, проявить искренний интерес, готовность поддержать детские замыслы, сочувствовать и соучаствовать в их осуществлении, открыть перед ребенком перспективы нового опыта познания, общения, деятельности и самоутверждения.

Наибольшего результата достигают, благодаря организации культурных практик дошкольников в проектной деятельности. Мы сделали вывод, что метод проектов является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей (законных представителей), способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию, формирования коммуникативных навыков дошкольников.

Проблемный подход к культурным практикам ребенка показывает, что наиболее целесообразный путь их организации  проектный. Исходным пунктом проектной деятельности служат детские интересы.

Темы проектов, в зависимости от интересов детей и за​дач развития, затрагивают разные сферы действительности и культурные практики. К примеру, проекты «Зеленый лучок на окошке», «Огород на окне» имеют валеологическое направление и ориентируют детей на культурные практики здоровьесбережения.

Проекты «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «День Матери», «Маленькие помощники» связаны с социально-нравственным развитием детей и культурными практиками общения, дружеского взаимодействия и гуманистически направленной деятельности.

Проекты «Дикие животные нашего края», «Осень – чудесная пора», «Мои любимые домашние питомцы», «Листопад», «Снеговик» связаны с познанием природы и культурными практиками познавательно-исследовательской деятельности.

Проекты «Воспитание любви к родному городу» связаны с нравственно-патриотическим воспитанием детей, приобщением ребенка к культуре своего народа.

Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что независимо от ведущей темы, в каждом совместном проекте происходит интеграция детского опыта. Перед детьми открываются возможности для осуществления культурных практик по​знания, совместного творчества, сотрудничества, коммуникации, эмоционального обмена и взаимной поддержки. В этом проявляется интегративная сущность культурных практик.

Результаты деятельности детей, в зависимости от темы проекта, могут быть представлены в виде выставки детских работ, разнообразных поделок, макетов, карт путешествий, настольных игр, рисунков, фотоальбомов, эмблем, детских сочинений (стихов, сказок, загадок), концертов, театральных постановок, самодельных книг и пр. В каждом проекте презентация результатов организуется с учетом детских предложений и инициатив, так чтобы у детей возникало чувство удовлетворения от интерес​ной совместной деятельности, радость сотрудничества, творчества, взаимной поддержки, создавалось ощущение единой, дружной семьи.

Огромным плюсом этой технологии считаем  тесную совместную работу педагога, детей и родителей (законных представителей), которые становятся активными участниками, а дети выступают в роли равных. Сотрудничество всех структур  детского сада - поваров и медиков,   педагогов и специалистов, планомерная, последовательная, продуманная работа всего коллектива  приносит хорошие результаты.

Во время проекта меняется роль воспитателя: из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, педагог превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников.

Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе «делания». Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности, эти знания нужны детям и поэтому интересны им.

Чтобы ребенок захотел чем-то заняться, он должен сначала удивиться. А если у него есть возможность еще и восхититься, то уж точно произойдет та самая «вспышка интереса», то главное событие, побуждающее его к действию.

Таким образом, мы можем сделать вывод ,что для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.

Использованная литература:

1. Крылова Н.Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка // Самобытность детства. М., 2007. С. 79–102. (Новые ценности образования. Вып. 3 (33

2.Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М.: Индрик, 2007. С. 132–138. 3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ – Режим доступа: КонсультантПлюс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика использования технологий в разных видах детской деятельности. Капустина Вероника Ринатовна

Тема: Практика использования технологий в разных видах детской деятельности.Капустина Вероника Ринатовна...

Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"

Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...

Консультация для педагогов «Культурные практики в дошкольном образовании» «Виды культурных практик»

В данном материале говорится о том как появилось понятие "Культурные практики" . Раскрываем сущность и значение «культурных практик».знакомит педагогов с видами культурных практи...

«Эффективные практики вовлечения родителей в различные виды совместной творческой деятельности»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» Кафедра дошкольного, дополнительного образованияи...