Проект в средней группе "В чём секрет русской матрёшки"
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
МКДОУ ВЕРХНЕКАРАЧАНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД
ГРИБАНОВСКИЙ РАЙОН
ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
ПРОЕКТ НА ТЕМУ:
«В чём секрет русской матрёшки»
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Исполнитель проекта:
воспитатель I КК
Бердникова Надежда Валерьевна
с. Верхний Карачан,2022год
Тема: В чём секрет русской матрешки?
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта: с 01.10. 2022-15.10.2022
Вид проекта: творческий, информационный, практико – игровой.
Тип проекта: групповой, краткосрочный
Проблема:
Дети перенасыщены самыми разнообразными современными играми и игрушками. А вот народных игрушек, таких как матрешки практически ни у кого нет. Дети порой не знают, как в них играть. А так хотелось бы, чтобы дети, начиная с младшего дошкольного возраста, проявляли интерес к русской культуре, традициям, обычаям. Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.
Актуальность: Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна. Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития. Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
Цель проекта: Познакомить детей с русским народным творчеством на примере матрешки; дать представление о том, как можно играть с матрешкой. Воспитать интерес к истории русской народной игрушки - матрёшки, приобщить детей к прекрасному. Формировать у детей чувство патриотизма.
Задачи:
Образовательные:
- обогащать и расширять знания детей о русском народном творчестве¸ через народную игрушку - матрешку.
Развивающие:
- развивать мышление, внимание, мелкую моторику в играх с матрешкой.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Ожидаемый результат:
1. Заинтересованность детей и родителей темой русская народная игрушка;
2. Проявление познавательной активности у детей, развитие мелкой моторики;
3. Активизация словарного запаса детей по данной теме.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап
Составление перспективного плана, конспектов НОД.
Обсуждение проекта с родителями, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. Подбор литературы, иллюстраций.
Сбор информации из разных источников (энциклопедии, художественная литература, интернет источники);
Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации проекта.
Основной этап
Содержание работы:
- Организация дидактических игр: «Весёлые Матрёшки», «Разрезные картинки», «Поставь Матрёшек в ряд», «Подари цветок Матрёшке»
- Знакомство с матрешкой через видеопрезентацию и игровую деятельность.
- Конспект НОД: социализация «Знакомимся с Матрёшкой», конспект НОД по речевому развитию «У Матрёшки день рождения», конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Мы весёлые Матрёшки»
- Консультация для родителей «Роль матрёшки в развитии ребёнка».
- Выставка детского творчества «Красивая матрешка».
Совместная деятельность:
- Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшек, беседы с детьми по содержанию картин.
-Разучивание пальчиковой гимнастики «Матрёшки», «Мы весёлые Матрёшки»
- Игры со строительным материалом «У Матрёшки новоселье».
-Чтение стихов и загадок о Матрёшке.
-Рассматривание альбома «Красавица Матрёшка».
Заключительный этап
Подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта.
Оформление результатов проектной деятельности (презентация).
Заключение:
В результате работы над проектом выявлено проявление познавательной активности у детей, развитие мелкой моторики, активизация словарного запаса по данной теме. Дети и родители были заинтересованы темой «В чём секрет русской матрёшки?». Совместная работа над проектом сблизила детей и родителей. Взаимодействие педагогов с родителями при работе над реализацией проекта, активизировало позиции родителей, как участников педагогического процесса воспитания детей в детском саду.
Список используемой литературы:
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006.- 144С., 16Л. вкл.
Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/ авт.сост. В.Н. Косарева. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель – 159с.
Интернет ресурс: https://www.maam.ru/detskijsad/beseda-srednja-grupa-istorija-ruskoi-matreshki.html
Интернет ресурс: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-hudozhestveno-yesteticheskoe-razvitie-risovanie-v-srednei-grupe-tema-vesyolye-matryoshki.html
Интернет ресурс: https://infourok.ru/kartoteka-igr-s-russkoy-matryoshkoy-1775520.html
Методический материал по теме проекта (в приложениях)
Приложение №1
Конспект НОД
Тема «Знакомимся с Матрёшкой»
Цель: Познакомить детей с матрёшкой, способствовать возникновению радостных эмоций от встречи, активизировать речь и образное мышление детей, формировать интерес и любовь к народному творчеству, знакомить с малыми фольклорными формами.
Ход НОД:
1.Организационная часть.
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришла игрушка, но она спряталась. Если вы отгадаете про нее загадку, то она появится.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …..( матрешка).
Правильно, это матрешка.
2. Беседа педагога. Введение в тему.
Воспитатель (показывает матрешку). Эта игрушка называется матрешка. Ее создали русские мастера. Назвали игрушку матрешкой, потому что раньше на Руси именем Матрена называли многих девочек. А ласково называли Матреша, Матрешечка. Так появилось имя у этой славной игрушки. Давайте рассмотрим нашу гостью, матрешку. “Здравствуйте, дети! Я Матрёшка! Я пришла к вам в гости. Посмотрите, какой красивый у меня сарафан! Разноцветный, цветочный! Посмотрите, какие у матрёшки глазки, щечки, красные губки! А какой красивый платочек!»
Чудная матрёшка,
Попляши немножко!
Танцевать с тобой мы рады!
Покажи свои наряды!
Сарафанчик-раздуванчик,
Колокольчик расписной!
Синенький платочек –
Всё красиво очень!
Понравилась вам песенка, которую мы спели? Про кого мы спели песенку? Какой наряд у матрешки? (сарафан (и фартук, если он есть на кукле) А, что у неё на голове? (платочек, по-другому можно назвать “косынка”). Одета матрешка в яркий сарафан с передничком, на голове повязан яркий платочек. И на сарафане, и на платочке у нашей куколки красивые цветочки нарисованы. А какие красивые у нее глазки, румяные щечки. Ходит матрешечка не одна, она всегда своих сестер берет с собой. А где же они? Дайте ещё раз матрёшку в руки ребёнку. (Игрушка тяжелая, почему?) Поставьте вторую матрёшку рядом с первой и сравните их (матрёшки разные, чем они отличаются?) Обратите внимание на размеры матрёшек. Расположите матрёшек в ряд и сравните вместе с ребёнком: «Большая, поменьше, ещё меньше». Повторяйте эти действия до последней матрёшки, которая не раскрывается. Поставьте кукол в ряд по росту и ещё раз сравните. Как вы думаете, почему последняя матрёшка не раскрывается?
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Ребята, кто хочет рассказать о матрешке? ( 2-3 ребенка рассказывают о матрешке).
Итог (рефлексия): А сейчас, ребята, скажите с кем вы сегодня познакомились? Мы с вами узнали, почему у нее такое имя, составили рассказ о ней. Матрешкам очень понравилось у нас в гостях.
Приложение №2
Конспект НОД по речевому развитию
Тема «Описание игрушки - матрёшки»
Цель: развивать и активизировать речь детей, воспитывать интерес к художественному слову. Обучать детей составлять описательный рассказ.
Ход НОД:
Воспитатель: показывает петушка
Петушок: Кукареку, здравствуйте дети!
Дети: Здравствуй, петушок!
Петушок: Хотите со мной поиграть?
Дети: Да, хотим!
Дети за петушком проходят в группу. Петушок обращает внимание на гостей. На столе стоят игрушки. «Здравствуйте гости дорогие. Посмотрите ребята кто вместе со мной пришёл?»
Дети: Игрушки!
Петушок: Возьмите каждый себе понравившуюся игрушку. Что у тебя в руках? Машина, а как мы ласково её назовём машинка.
Кукла, а ласково куколка.
Паровоз – паровозик, мяч – мячик, собака – собачка, лиса – лисонька, корабль - кораблик, лошадь- лошадка.
Дидактическая игра «Кто как кричит, стучит».
(би-би-би, а-а-а, чу-чу-чу, тук-тук-тук, гав-гав-гав, и-го-го)
Петушок хвалит детей.
Воспитатель: Петушок посиди, отдохни, да на ребят с высока посмотри. Ребята посмотрите, что у меня есть (показывает коробку ). Вам интересно, что лежит внутри? Тогда отгадайте загадку.
Алый шёлковый платочек,
яркий сарафан в цветочек,
упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть: может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко наша русская (матрёшка)
Воспитатель открывает коробку и вынимает матрёшку (показывает детям ).
Расскажите мне, пожалуйста какая матрёшка? А я ваши слова положу в коробочку. (красивая, нарядная, разноцветная, большая, тяжёлая, гладкая, деревянная, расписная ).
Физкультминутка:
Хлопают в ладошки, дружные матрёшки (хлопают в ладоши)
На ногах сапожки (руки на пояс, поочерёдно выставляют ногу вперёд на пятку)
Топают матрёшки (топают ногами)
Влево, вправо наклонились (наклоны телом влево - вправо)
Всем знакомым поклонились (наклон вперёд)
Девчонки озорные, матрёшки расписные.
Воспитатель: ребята садитесь на стульчики. Я хочу вам рассказать о матрёшке, а вы мне поможете. Воспитатель привлекает детей к описанию матрёшки.
Ой ты, барыня - матрёшка,
Я возьму тебя в ладошки, покажи мне тех девчат, что внутри тебя сидят!
Ой ты барыня- матрёшка,
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир
Это русский сувенир!
Петушок: Молодцы ребятки! Я пришёл к вам не с пустыми руками, а принёс раскраски с матрёшками, раскрашивайте и меня вспоминайте. До свиданья детки!
Приложение №3
Конспект НОД
по художественно-эстетическому развитию
Тема «Мы весёлые Матрёшки»
Цель: обогащать знания детей о русской народной игрушке – Матрешке, развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, способствовать проявлению положительных эмоций от результата собственного творчества.
Ход НОД:
Воспитатель: «Ребята, к нам в гости пришла очень интересная игрушка. Чтобы узнать, кто же это, нужно отгадать загадку.
Яркий сарафанчик,
Расписной платочек,
Прячутся внутри неё
маленькие дочки!»
После ответов из корзинки достает деревянную матрёшку.
Воспитатель: «Ребята, кто это?
Дети: «Матрёшка».
Воспитатель: «Правильно Матрёшка. (Рассматривание матрёшки)
Посмотрите, какая она нарядная, красивая. А во что она одета?»
Дети: «Сарафан и косынка».
Воспитатель: «А что нарисовано на сарафане?»
Дети: «Цветы».
Воспитатель: «Вы знаете, из чего сделана матрешка?»
Дети: «Из дерева».
Воспитатель: «Правильно, для изготовления матрёшек используют берёзовые или липовые поленья. Сначала их хорошо высушивают, а потом уже вырезают куклу. Ребята, а вы знаете, что кукла матрешка с секретом. Хотите посмотреть?»
«Я игрушка не простая, у меня есть свой секрет.
У меня семья большая, вся со мною. Видишь? Нет?
Куклы спрятались внутри, если хочешь, посмотри!»
Воспитатель: «Ну-ка, давайте посмотрим, как же они все прячутся?» (воспитатель выставляет матрешек на стол).
Дети: «Они прячутся друг в дружке», «в большой матрешке».
Воспитатель: «Ребята, а скажите-ка мне какая игрушка самая большая?» (приглашаю детей по очереди к столу, они показывают, побуждаю к проговариванию по образцу)
Ребенок: «Эта матрешка самая большая»
Воспитатель: «А какая поменьше?»
Ребенок: «Эта матрешка поменьше»
Воспитатель: «Еще меньше?»
Ребенок: «Вот эта матрешка, еще меньше».
Воспитатель: «Какая самая маленькая?»
Ребенок: «Вот самая маленькая».
Воспитатель: «Молодцы!» (предлагаю собрать матрёшку)
Воспитатель: «Ребята, а в корзинке еще что-то лежит, давайте-ка посмотрим» (достаю шаблоны матрешек) А что это такое?»
Дети: «Матрешки»
Воспитатель: «Посмотрите-ка, художник забыл раскрасить сарафаны матрешек. Давайте их украсим, сделаем яркими, цветными» (приглашаю детей пройти за столы)
Воспитатель: «Сначала нужно подготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с нашими пальчиками, а Матрешки поглядят».
Пальчиковая гимнастика «Мы веселые матрешки».
«Мы веселые матрешки, (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки, (указательным и средним пальцами
идут по столу)
В сарафанах наших пёстрых (соединяют подушечки пальцев)
Мы похожи словно сестры »(руки соединены в замок)
Воспитатель: «Посмотрите на мольберт. Художники оставили примеры, как можно украсить сарафан».
Воспитатель: «Какими элементами узора украшен сарафан? »
Дети: «Кружочками желтого и красного цвета и листочками зеленого цвета».
Воспитатель: «Посмотрите на столы, карандаши какого цвета нам будут помогать сегодня рисовать?»
Дети: «Красные, желтые, зеленые».
Воспитатель: «А сейчас вы сами попробуете расписать сарафаны»
Дети приступают к рисованию.
Воспитатель: «Какие красивые сарафаны получились у наших матрешек. Из ваших рисунков мы сделаем выставку, а сейчас давайте повяжем на голову платочки и вместе с матрешкой станцуем и споём».
Танец «Мы веселые матрешки»
Заключительная часть.
Работы детей рассматриваются, оцениваются положительно.
Воспитатель: «Ребята, давайте встанем в круг и вспомним, кто был у нас сегодня в гостях?».
Дети: «Матрёшки».
Воспитатель: «Что вы сегодня украшали?»
Дети: «Украшали сарафан Матрешек, отгадывали загадку, рисовали карандашами, играли с пальчиками».
Воспитатель: «Вы все сегодня молодцы, все справились с заданиями и помогли художнику раскрасить сарафаны Матрешек».
Приложение №4
Пальчиковые гимнастики
«Мы веселые матрешки» «Мы веселые матрешки, (хлопают в ладоши) В сарафанах наших пёстрых (соединяют подушечки пальцев) | «Матрешки» Дуйте в дудки, (имитируйте игру на дудочке) |
«Веселые матрешки» Мы – красавицы матрешки, Разноцветные одежки (Разжимают кулачки, шевелим пальчиками) | |
Раз – Матрена, два – Малаша, Милы – три, четыре – Маша, Маргарита – это пять. (Загибают поочередно пальцы на правой руке, начиная с большого) Нас нетрудно сосчитать. (Разжимают кулачки два раза) |
«Матрешка»
Раз, два, три – (Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного)
На матрешку посмотри! (Удары кулачками друг о друга)
Раз, два, три, четыре – (Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного)
Мы матрешечку купили! (Хлопки в ладоши)
Раз, два, три, четыре, пять – (Загибают по одному пальцу)
Будем с ней теперь играть! (Удары кулачками друг о друга)
Физкультминутки
Хлопают в ладошки, дружные матрёшки (хлопают в ладоши)
На ногах сапожки (руки на пояс, поочерёдно выставляют ногу вперёд на пятку)
Топают матрёшки (топают ногами)
Влево, вправо наклонились (наклоны телом влево - вправо)
Всем знакомым поклонились (наклон вперёд)
Девчонки озорные, матрёшки расписные.
Я- матрешка! Я – кругляшка! Улыбаюсь я всегда, И ребята мне – друзья! Деревянной родилась И на славу удалась! Щечки пухленькие, Сама кругленькая, А на голове платок, Словно солнечный цветок! К. Липатова Ах, матрешечка – матрешка, Аленький платочек, Сарафан в цветочек! Мы тебя украсили, Мы тебя раскрасили, На ноги поставили, Танцевать заставили. К. Липатова Лагздынь Г. Громова Л. Интересно с ней играть, Стали третью мы искать, | В матрешке — матрешка. Ах, матрешечка-матрешка. Кулешова А. Олифирова Л. Мы матрешки, Мы матрешки, |
Загадки о Матрёшке
Эти яркие сестрички, Рядом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка… (Матрёшка) Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука В деревянные бока. А внутри секреты есть: Может — три, а может, шесть. Разрумянилась немножко. Это русская…(Матрёшка) | Прячется от нас с тобой
И попрятались друг в дружке. А которая осталась, Больше всех перепугалась. (Матрёшка) |
Приложение №5
Консультация для родителей
«Роль матрёшки в развитии ребёнка»
Ах, матрешечка – матрешка,
Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки,
В нашем садике играть.
Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики!
Матрёшка – старинная русская забава. Она считается не только замечательным сувениром, но и интересной развивающей игрушкой для малыша. Игра – это основная форма существования ребенка, она занимает большую часть времени, которую он бодрствует. Именно в процессе игры малыш познает мир, открывает для себя много нового и интересного. Матрёшка – одна из первых игрушек для малыша. Большим достоинством ее является то, что она безопасна, так как матрешка изготовлена из дерева и не имеет острых углов. Матрёшка, несмотря на свою простоту, помогает развивать мелкую моторику, чувство формы и цвета, а также воспитывает усидчивость. Очень маленькие дети могут только раскладывать и складывать матрёшку. Кажется, что тут такого. Но нет, таким образом, ребенок развивает мелкую моторику пальчиков. Развивая пальчики, мы активизируем деятельность головного мозга малыша, а это речь, мышление, память, внимание и многое другое. Простое складывание и раскладывание в дальнейшем усложняем – мы начинаем сравнивать. Берем двухместную матрёшку, открываем ее и достаем из нее другую поменьше. Рассматривая матрёшку ребёнок учится таким понятиям, как большая - маленькая матрёшка. На примере с матрешкой ребенок учится распознавать другие большие и маленькие предметы. Научившись складывать и раскладывать матрешку, определять большая или маленькая матрёшка, можно акцентировать внимание ребенка на том, во что она одета. Мы рассматриваем, какого цвета платок, платье у матрёшки. Таким образом, матрешка помогает нам изучить цвета. Уникальным свойством матрёшек является возможность развития сюжетной линии. На форме матрёшки может быть изображены персонажи из сказок. Например, из сказки «Колобок» и «Репка». Такие матрёшки могут быть использованы в ролевых играх и театральной деятельности, что способствует развитию речи у ребенка. Собирая матрёшку, ребенок должен совместить нижнюю и верхнюю части так, чтобы совпал рисунок на матрешке. Эта сторона деятельности ребенка помогает выработать ему усидчивость, внимание и упорство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему "Русская матрёшка"
Конспект НОД по познавательному развитию Русская матрёшка" (средняя группа)...
Проект в средней группе "Русская матрёшка"
Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки....
Проект в средней группе "Русская матрёшка"
Данный проект предназначен для детей среднего дошкольного возраста....
Информационно - творческий проект в средней группе №1 «Жар-птица» «Народные промыслы» (Дымка, русская матрёшка)
Информационно - творческий проект в средней группе №1 «Жар-птица» «Народные промыслы» (Дымка, русская матрёшка)...
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Русская матрёшка».
Цель: воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно - прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с русской матрешкой.Образовательные: продолжать знакомить...
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему "Русская матрёшка"
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему "Русская матрёшка"...