Опыт работы по теме: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста »
материал

Жумансареева Акмарал Куанышевна

Вопрос нравственно-патриотического воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Современный ребенок находится в беспредельном информационном потоке, получаемом благодаря телевидению, компьютерным играм и это воздействие не всегда позитивное.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_po_nravstv.docx35.07 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Д/с «Звездочка» п. Первомайский

Опыт работы по теме: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста »










Выполнила: воспитатель I квалификационной категории

Жумансареевой Акмарал Куанышевны

2019

I. Введение

  1. Актуальность

Вопрос нравственно-патриотического воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Современный ребенок находится в беспредельном информационном потоке, получаемом благодаря телевидению, компьютерным играм и это воздействие не всегда позитивное.

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, где воспитание, а не обучение, является приоритетным. Появилось множество инновационных программ. Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.

На основе федерального документа были разработаны региональные: закон Костромской области об областной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ, проживающих на территории Костромской области», от 27.06.2002

   Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

 Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Я, считаю, что важной частью нравственно-патриотического воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа. Уже с детства ребенок должен любить свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить родной край. Ведь если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, который является наиболее сенситивным периодом для воспитания высоких социально нравственных чувств и качеств детей, для которых характерны податливость, известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет взрослого, это останется с ним на всю жизнь.  

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Для воспитания нравственных и патриотических чувств чрезвычайно важно, чтобы взрослые передали детям свою любовь к родным местам, свое представление о том, чем они знамениты и неповторимы. И активную позицию в этом вопросе, я считаю, должны занять мы, педагоги.
    Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

От эпохи к эпохе менялись воззрения, взгляды, идеи на проблемы нравственного воспитания, начиная с античности.

Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках – частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, они должны быть продуманными и умеренными.

Наставления Я.А. Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу. Он советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, опрятность, вежливость, почитание старших.

Формированию нравственных ценностей у детей придавал огромное значение в своей педагогике К.Д. Ушинский. Нравственное воспитание, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей.

Вплотную занимались и занимаются проблемами нравственности наши современники – педагоги, психологи, философы. Осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста современные исследователи значительное место отводят разным аспектам нравственного воспитания: формирование культуры поведения – С.В. Петерина; формирование гуманных отношений – Виноградова А.М., Воробева М.В., Буре Р.С., и др.; формирование любви к Родине – Козлова С.А., Беляева Л.И., Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И., Суслова Э.К.; воспитание нравственно-волевых качеств – Суровцева А.Р., Демурова Е.Ю., Буре Р.С., Стародубова Н.А и др .

Единого подхода к определению «нравственное воспитание» не существует.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

  1. Выявление проблем и противоречий

В наше время проблема патриотического воспитания детей не утратила своей актуальности, а наоборот, приобрела новое значение. Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание.

Педагоги ДОУ также имеют поверхностные знания о родном городе (это показало анкетирование педагогов) Следовательно, я считаю данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Одной из форм организации образовательного процесса разрешающей возникшие противоречия и отвечающей необходимым требованиям, стала для меня форма «ненавязывания» деятельности ребенку, ориентация на его потребности и интересы.

Я, анализируя теоретические и диагностические материалы по проблеме

нравственно-патриотического воспитания личности ребёнка выявила

следующие противоречия:
- между потребностью современного общества в личности, способной
ценностно относиться к своей малой Родине и недостаточным
использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в
формировании патриотизма дошкольника;
- между необходимостью интенсифицировать процесс воспитания
патриотизма в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных
разработок, педагогических технологий, а также опыта практической работы
по данной проблеме; 
- между стремлением педагогов к воспитанию основ
гражданственности по отношению к своему городу у дошкольника и

 1.4 Цель моей педагогической работы – Воспитание у дошкольников любви к родному краю, его истории и культуре.

Для достижения данной цели я определила следующие задачи:

  • Познакомить детей с городом, его историей и достопримечательностями
  • Формировать бережное отношение к природе и всему живому
  • Формировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому родного города
  • Создать условия для развития у ребенка патриотических чувств, любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
  • Предоставить возможность дошкольника почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни города.
  • Ориентировать родителей на нравственно-патриотическое воспитание в семье, показывать личный пример своим детям, приобщая их посильно беречь и приумножать богатство родного края.

Таким образом, считаю, что дети, усвоив поставленные задачи, вырастут умными, любознательными, ответственными добрыми к людям, научатся понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, любящими свой родной город, почитающие своих родных и сохранят традиции родного края. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня

Чтобы реализовать поставленные задачи, определила этапы работы:

  1. этап Знакомство с ближайшим окружением: семьей, ее членами, значением имени детей
  2. этап Детский сад и его сотрудники
  3. этап Родной город, его достопримечательности
  4. этап Природа родного края.

Наличие основных поставленных задач, помогло мне разделить мою работу по данной теме на три года, начиная с младшей группы. Для этого я основные задачи распределила с учетом возрастных особенностей.

Младший возраст

  1. Учить называть членов семьи по именам, понимать возрастные различия: кто в семье старше всех.
  2. Познакомить детей с именами и профессиями сотрудников детского сада.
  3. Начинать учить с детьми домашний адрес.
  4. Познакомить детей с названием родного города.
  5. Учить различать и называть виды транспорта нашего города.
  6. Формировать умения называть приметы разных времен года, диких и домашних животных, а также места их обитания: медведь – берлога, волк – логово, белка – дупло.
  7. Воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.
  8. Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье,

дому, детскому саду, знакомой улице.

Средний возраст

  1. Познакомить детей с символом города: гербом.
  2. Способствовать усвоению детьми нравственных ценностей. 
  3. Формировать бережное отношение к родной природе и всему живому. 
  4. Продолжать воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, друзьям.
  5. Воспитывать интерес к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда

Старший - подготовительный возраст

  1. Познакомить детей с городом, его историей и достопримечательностями.
  2. Формировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому родного города.
  3. Формировать у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям.

4. Сформировать знания о природных богатствах родного края.

5. Воспитывать у детей чувства патриотизма средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.

Основная часть

  1. Принципы.

При построении системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников я учитывала следующие принципы:

Принцип сотрудничества - совместная деятельность детей и педагога. ( Во

всех видах деятельности детей нахожусь в позиции рядом, вместе с детьми.)
Принцип доступности - обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно детям.

Принцип занимательности - Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, эстетично оформлен, познавателен и доступен для понимания. Если прошла экскурсия  на почту, предлагаю детям сюжетно-ролевую игру «Почта» с атрибутикой для игры, создаю небольшой коллаж, собранный с помощью родителей «Что я видел на почте» - открытки, конверты, бланки почтовых переводов, марки, образцы упаковочной бумаги, различные виды штемпелей.

После посещения ближайшей стройки дети играют в строителей  с использованием больших кубиков-блоков или конструктора «Лего», смотрят иллюстрации из различных журналов по теме «Строительство дома», собранные в единый альбом и собрать совместно с воспитателем коллаж «На стройке» с использованием картинок машин, инструментов, строительных профессий.  Тем самым у детей закрепляются знания,  и долго сохраняется  интерес по данной теме.

Принцип наглядности - Заключается в широком представлении соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей. В группе оформляем уголок патриотического воспитания, где собраны иллюстрации и фотографии (старые и новые) города, герб и флаг города, иллюстрации народных промыслов, картины родных пейзажей, фотографии, книги, буклеты о родном городе, который постоянно пополняется новым материалом.

Принцип историзма. Я сохраняла хронологический порядок описываемых явлений и сводила его к двум, более доступным для детей, историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни)

 Принцип гуманизации, который позволял мне встать на позицию ребенка, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера.

 Принцип дифференциации. Я создавала условия для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы. ( Если в младшем возрасте сюжетные игры в основном были только о семье , то в старшей группе опыт детей стал богаче после посещения различных экскурсий и дети переносили его в игру.)

работа с детьми;

  1. составила перспективный план ОД для детей от 4 до 7 лет;
  2. разработала конспекты ОД по познавательному развитию;
  3. Подобрала и систематизировала диагностику
  • работа с родителями.
  1. составила план работы с родителями.
  2. Разработала конспекты родительских собраний по данной теме.
  3. Составила и провела консультации для родителей и педагогов
  4. с помощью родителей оформила альбом «Моя семья», «Достопримечательности города»;

В уголок для родителей вывешиваю информацию, памятки и рекомендации по теме недели: побеседовать с детьми о том, какая у нас красивая улица, какой красивый город, выучить с ребенком домашний адрес, название своей улицы. Посетить парк, обратить внимание на красоту парка, цветочные клумбы, рассказать, что за красотой и чистотой парка следят люди.

При разработке непосредственно-образовательной деятельности для детей средней и старшей группы по воспитанию патриотизма в процессе ознакомления дошкольников с достопримечательностями родного города, я учитывала комплексно-интегрированный характер деятельности детей, Например: при планировании беседы по теме "История возникновения города", кроме основных занятий, включала следующие виды деятельности: составление с детьми карты города, рассматривание фотоальбома "Прошлое и настоящие города", творческое задание "Я - архитектор", "Самое современное здание в городе", слушание записи песни "Моя Нерехта", проведение дидактических игр "Узнай, где я нахожусь?" . В итоге была оформлена выставка рисунков "Мой любимый город". Таким образом, одна и та же тема интегрировалась в разные виды и формы непосредственно-образовательной деятельности, а также в самостоятельную деятельность детей.

Примерная тематика ОД по ознакомлению с городом:

«История родного города» (как создавался, какое раньше было название города, как жили люди.)

«Улицы родного города» (почему так называются, в честь кого названы, какая улица главная);

«Город-труженик» (рассказать о предприятиях города, дать названия, рассказать, чем занимаются люди на работе);

«Они защищали Родину» (рассказать о героях войны, в честь которых названы улицы города);

«Памятники родного города» (рассказать, кому установлены, за что);

«Машины нашего города» (дать понятие «специальные машины» – пожарная, скорая помощь, полиция, машины, помогающие людям поддерживать чистоту города и др.)

Большая роль в реализации опыта отводилась совместной деятельности воспитателя с детьми, т.к. воспитание чувств – процесс, который нельзя уложить в жесткие рамки расписания ОД. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к родному городу.

Большая работа проводилась по знакомству детей с трудовой деятельностью жителей родного края на современном этапе, чтобы показать детям общественную значимость труда, стремление людей сделать свой край еще краше и богаче. Основная работа проходила вне непосредственно-образовательной деятельности.

Примерная тематика образовательной деятельности

Беседы об улицах города.

Беседы о транспорте на улицах города.

Беседы о городских праздниках ( День Семьи, День поселка, 9 мая).

Беседы  о том, где дети побывали с родителями в выходные дни.

Составление альбомов «Мой дом», «Моя улица», «Наш любимый город».

Составление коллажей  «Дома на улице», «Что есть в нашем городе».

Благоустройство участка детского сада, высадка цветов, озеленение.

Рассматривание иллюстраций разных улиц, домов.

Включая детей в трудовую деятельность, я формирую трудовые навыки, воспитываю привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирую положительные взаимоотношения между детьми. Привитие трудовых навыков дошкольникам это одна из важных условий воспитания чувства патриотизма, воспитание потребности заботиться о чистоте улиц родного города, уюте и порядке дома, в детском саду, участке, привитие в обществе трудовых норм, уважение к труду и развитие навыков коллективного труда. Особенно дети любят ухаживать за комнатными растениями в группе и за цветником на участке детского сада. Дети очень гордились, когда участок группы занял первое место в конкурсе «Лучший цветник детского сада».

Индивидуальная деятельность по ознакомлению с родным городом в основном осуществляется в игре. Это помогает выяснить степень знаний детей, их сообразительность, смекалку. Также игры помогают воспитанию сосредоточенности, внимания, усидчивости. Это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью. Индивидуальная работа заключается в том, чтобы помочь детям восполнить пробел в знаниях, воспитать у них нравственные качества, такие как доброжелательность, сострадание и др.

Например: Артём долго не мог запомнить свой домашний адрес. Я предложила ему пригласить ребят в гости и для этого ему необходимо было каждому назвать свой адрес и рассказать, как лучше добраться до его дома. В результате частого повторения и желания пригласить всех к себе ребёнок выучил и запомнил не только свой адрес, но и маршрут к своему дому.

Праздники и развлечения

Наиболее эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия, особенно если в них участвуют родители воспитанников. Я провожу мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств: «Рождественские колядки», «День защитника Отечества», «Встреча весны – масленица», «День Победы», «Веселые спартакиады». Особенной любовью пользуется у детей и родителей наш традиционный праздник - «Наши папы высший класс».

3.2 Выводы:

Я считаю, что систематическая работа по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей к родному городу в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты, которое способно создать оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, а также интерес к своей «малой Родине». Как не велика наша страна, человек связывает чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос. Воспитывая у детей любовь к этим местам, мы закладываем в них первые ростки большого патриотического чувства любви к Родине. Каждый педагог, решая задачи патриотического воспитания должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.

Таким образом, не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе моей работы по данной теме дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к

событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи работы выполнены.


Список литературы

1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического

воспитания в ДОУ. – Волгоград «Учитель», 2007.

2. Алешина Н.В. « Патриотическое воспитание дошкольников.» - М.: ЦГЛ, 2005.

4. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. – Нравственно-патриотическое

воспитание детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург, детство – пресс.

7. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. - Мы живем в России. Гражданско-

патриотическое воспитание дошкольников (средняя группа). – М.: 2013

8. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. - Мы живем в России. Гражданско-

патриотическое воспитание дошкольников (старшая группа). – М.: 2013

9. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. - Мы живем в России. Гражданско-

патриотическое воспитание дошкольников (подготовительная группа). – М.: 2013

10. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире //

Д/в № 9 – 2001.

11. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6

лет: Методическое пособие, М., 2007

12. Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно. – М.,

2003

13. Купина Н.А., Богуславская Н.Е. Нравственное воспитание, развитие

коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. – М., 1992

15. Нечаева В.Г., Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду:

Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение , 1984

16. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании

дошкольника. – М.: Просвещение, 1987 .

17. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез , 2006

18. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1972 г.

19. М.Д.Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

20. Н.В.Микляева «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников», М., 2013 г.

21.М.Д.Маханева, О.А.Князева «Приобщение детей к истокам русской

народной культуре»; программа; учеб.-метод. Пособие

22. М.Я. Диев «История города Нерехты» 2012 г.

23.С.В.Демидов, Е.В.Кудряшов «Нерехта» 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «Логоритмика, как стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста».

Обобщение передового педагогического опыта в группе раннего возраста на тему:  «Логоритмика, как стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста»....

ОПЫТ РАБОТЫ на тему: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

В  моем  опыте  работы  большое  значение  уделено  развитию  познавательной  сферы  дошкольников,  как  предшествующей  ступени  ...

Опыт работы на тему:«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Дидактическая игра – это  один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы п...

Опыт работы по теме "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста"

    Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья...

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Базой данного курса, адресованного  дошкольникам  3 – 7 лет, является программа экологического воспитания в детском саду С.Н.Николаевой «Юный эколог». Данная программа...

Педагогический опыт работы на тему: "Воспитание нравственно - патриотических чувств старших дошкольников посредством формирования любви к родному краю"

В докладе описан опыт работы воспитателя по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников, посредством ознакомления с родным краем....