Педагогические технологии
методическая разработка

Формазова Александра Михайловна

Новые подходы к музыкальному образованию требуют и  использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 20

 г.о. Химки

Современные педагогические технологии в работе музыкального руководителя детского сада

Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в жизни человека очень важную роль. «Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания» — писала Н.А. Ветлугина.

Новые подходы к музыкальному образованию требуют и  использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Обращение к современным технологиям в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов воспитания и обучения. 

Во все виды музыкальной деятельности возможны включения средства новых информационных технологий.

Восприятие музыки: демонстрация портретов композиторов, иллюстрации к музыкальному произведению, подборка слайдов или видео. С помощью ИКТ дети виртуально попадают в концертный зал, изучают творчество    композиторов, познакомится с разными музыкальными жанрами. Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только иллюстрации, но и видео – ролики.

Мультимедиа презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать   излагаемый материал, разнообразят впечатления детей.

Эвритмия

В настоящее время всё более активно в музыкальной деятельности применяется такой инновационный подход, как эвритмия. 
Эвритмия - искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки и являющееся одним из способов выражения музыкального движения в пространстве. Эвритмия развивает музыкальные и творческие способности детей, эмоциональную сферу, нравственно-коммуникативные качества, психический потенциал дошкольников, который благотворно влияет на культуру движения детей. Цель эвритмии - развитие культуры движения детей дошкольного возраста. 

Занятия по эвритмии для дошкольников проходят в форме увлекательной сказочной истории, которая рассказывается педагогом и создаётся действиями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей. Стихи и музыка выбираются в соответствии с сезонным состоянием природы. В музыкальной эвритмии дети учатся двигаться в характере музыки, учатся  чувствовать движение других. Игра - ведущая деятельность дошкольника, именно этот вид деятельности и стал основой для разработки специальных упражнений по эвритмии.

Главная особенность эвритмических упражнений – это акцентирование внимания на обучение музыкально-ритмическим движениям, на анализе внутренних процессов: мыслительных, эмоциональных. 
Эвритмия включает в себя: 
- ритмические игры; 
- упражнения по развитию мелкой моторики, крупной моторики; 
(упражнение для развития координации, равновесия, ловкости стопы); 
- пространственная ориентация; 
- социальные игры (взаимодействие с партнером, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива); 
- импровизационно-двигательные композиции с музыкальным  сопровождением; 
- игропластика - специальные упражнения для развития мышечной гибкости, силы в образных и игровых двигательных заданиях; 
- игротанцы - танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений. 

Разученные музыкально-ритмические этюды, композиции широко используются в непосредственно образовательной деятельности по музыке, физической культуре, а также во всех режимных моментах дошкольной образовательной организации. 

Практический опыт, приобретенный в работе с дошкольниками, позволяет заключить, что эвритмия обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения.

 Технологии музыкально-ритмического воспитания (программа по ритмической пластике «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной нацелена на гармоничное развитие личности, единство духовного и      физического);

Цели и задачи:

  • Воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям.
  • Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, образно-игровых движений.
  • Развитие музыкального слуха музыкальных сенсорных способностей;
  • Чувство ритма – способности выражать в движении ритмическую пульсацию мелодии;
  • Слухового внимания – умение начинать и заканчивать движения в    соответствии с началом и концом музыки;
  • Способности менять темп и характер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания.
  • Развитие двигательной сферы – формирование основных двигательных   навыков и умений, развитие пружинящих, маховых движений выразительных жестов, элементов плясовых движений;
  • Развитие выразительности движений, умение передавать в мимике и пантомимике образы знакомых животных и персонажей;
  • Воспитание общительности, умение входить в контакт со взрослыми или ребенком;
  • Развитие элементарных умений пространственных ориентировок: умение становиться друг за другом, двигаться «стайкой» за ведущим, по кругу, вперед, назад.
  • Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен и  потешек.

          В данной технологии использую репертуар, представляющий собой  песенки, тексты которые сопровождаются соответствующими движениями. Опора на слово имеет особое значение и для развития речи детей, и для конкретизации самого движения, наполнения его смыслом. В целом такие композиции оказывают комплексное воздействие на ребенка, вызывая яркую эмоциональную реакцию и активизируя движение, желание подпевать, танцевать вместе с взрослыми или сверстниками.

Основной метод музыкально-ритмического воспитания детей – «вовлекающий показ» двигательных упражнений.  Учитывая особенности детей к подражанию, я максимально выразительно и четко исполняю ритмические композиции, так как от этого напрямую зависит и качество   движений детей. Эта технология дает мне возможность воспитывать малышей активными, энергичными ловкими, эмоциональными и счастливыми.

Технологии элементарного музицирования с дошкольниками (использование технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с   дошкольниками»)

    Содействует развитию их творческих способностей, природной музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования.

Элементарное музицирование дает возможность:

  • развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умение фантазировать;
  • воспитывать и развивать музыкальные способности в увлекательной    эстетической игре с инструментами;
  • проявить внимание к эмоциональному миру детей, их способности к   сопереживанию;
  • воспитывать навыки общения и сотрудничества в группе;
  • тренировки различных видов внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать.

Технологии музыкотерапии – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. (концепция В. Петрушина)

Все эти технологии неотъемлемо связаны с музыкальным воспитанием, а значит,  могут быть применены для освоения современной музыки дошкольниками.

Здоровьесберегающие технологии

Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здоровья актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей. 

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальная деятельность, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Система музыкально - оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:

  • Речь с движением;
  • Пальчиковая гимнастика и игровой массаж;
  • Психогимнастика;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Оздоровительные и фонопедические упражнения;
  • Валеологические песенки - распевки;
  • Ритмопластика и логоритмика
  • Сказкотерапия и музыкотерапия.

Пальчиковые игры

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку:

  • игры развивают речь ребенка;
  • двигательные качества;
  • совершенствуют внимание и память;
  • повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму;
  • соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием;
  • формируют образно-ассоциативное мышление.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
  4. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении пению и письму на начальном этапе.

Валеологические песенки - распевки

Валеологические песни - распевки дети быстро усваивают, быстро запоминают и больше проявляют интереса к короткой песенке.

Доступные для восприятия они играют большую роль для предупреждения заболевания верхних дыхательных путей, укрепляют хрупкие голосовые связки детей и подготавливают их к пению.

Ритмопластика (по А. И. Бурениной)

Основная направленность - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного музыкального») инструмента. Музыкально - ритмические движения развивают музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Способствует:

  • Усовершенствовать коммуникативные способности;
  • Развивают выносливость, силу;
  • Формируют правильную осанку;
  • Повышается прыгучесть и подвижность суставов;
  • Улучшается координация движений;
  • Развиваются музыкально-ритмические способности, чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание, умение согласовывать движение с музыкой;
  • Кратковременные музыкально - ритмические движения под музыку, вызывают возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов;
  • Раскрепощает ребенка в психологическом плане;
  • Помогает обогатить эмоциональную сферу детей-дошкольников;

И напоследок, в ритмопластику, как здоровьесберегающую технологию, включают специальные занятия на расслабления. Это необходимо для обеспечения отдыха детскому организму в краткий срок.

Игровая технология

В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника.

Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Значение игры не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:

  • способом обучения;
  • деятельностью для реализации творчества;
  • методом терапии;
  • первым шагом социализации ребенка в обществе.

На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована:

  • для освоения темы или содержания изучаемого материала;
  • в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

Использование игровых технологий способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка и его специфических особенностях.

В зависимости от способностей ребенка, музыкальный руководитель подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша. Здесь нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику. На музыкальных занятиях, как правило, царит атмосфера любви, взаимоуважения и сотрудничества

Технология «Хор рук»

«Хор рук», инновационная музыкально-педагогическая технология нашего современника Татьяны Боровик (русский музыковед, педагог, исследователь).

Использование данной технологии направлено на развитие:

  • координационной свободы движения;
  • чувства ритма;
  • внимания;
  • ансамблевой слаженности;
  • способности к двигательной импровизации.

Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек.

Мнемотехника 

Мнемотехника – это система правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации путем образования дополнительных ассоциаций. Данный метод в работе эффективен при разучивании музыкально — ритмических движений на музыкальных занятиях. 

 Цель мнемотехники – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с развитием музыкально – ритмических движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ Махмутова Е.А. ФГБОУ ВПО « Набережночелнинский педагогический институт социально-педагогических технологий и ресурсов», г.Набережные Челны

Семья для ребёнка - это источник общественного опыта. Здесь он имеет примеры для своего будущего опыта, и  здесь же  происходит социальное рождение его как личности....

"Физкультура вдвоем" (сборник «Педагогическое мастерство и педагогические технологии» VI Международной научно- практической конференции)

В содержание физкультурного занятия «Физкультура вдвоем» построенного на основе игровых упражнений, включаются: двигательные задания для детей и родителей, медитации, релаксации, дыхательн...

Современные педагогические технологии. Использование в педагогической деятельности развивающие технологии «Палочки Кьюизенера и Блоки Дьенеша »

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, согласно которым ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взр...

Конспект занятия для детей подготовительной группы, с использованием педагогических технологий на основе активизации деятельности учащихся (активные методы обучения – игровые технологии, здоровьесберегающие технологии). Тема: «Дифференциация звуков Г – К

Цель: формировать навык сложного фонематического анализа и синтеза с использованием звуков Г – К (Кь - Гь). Задачи:Коррекционно - образовательные:1. закрепить умение дифференцировать звуки ...