Экологическое воспитание в ДОО Подготовили: старший воспитатель Ерышева Т.Г. воспитатель Двужилова А.С.
консультация (подготовительная группа)
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:
- устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
- бережного отношения к природе;
- правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
- моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
- эмоциональной отзывчивости к живой природе;
- положительных эстетических ощущений от любования природой;
- умений познавать особенности окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie.docx | 91.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание в ДОО
Подготовили: старший воспитатель Ерышева Т.Г.
воспитатель Двужилова А.С.
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:
- устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
- бережного отношения к природе;
- правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
- моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
- эмоциональной отзывчивости к живой природе;
- положительных эстетических ощущений от любования природой;
- умений познавать особенности окружающего мира.
Вопросы осуществления экологического воспитания именно в дошкольном образовательном учреждении особенно важны. Ведь как раз в возрасте 3-5 лет закладываются основы мироощущения. С другой стороны познание ребенком природы является важным фактором образовательного процесса.
Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:
- наблюдения;
- опыты;
- исследования;
- игры;
- труд;
- художественно-эстетическая практика;
- знакомство с природоведческой литературой;
- занятия физкультурой и спортом.
Важным моментом является необходимость осуществления экологического воспитания в двух направлениях:
- на обучающих занятиях;
- в повседневной жизни.
Нужно стремиться по мере возможности теоретические знания, полученные на занятиях, закреплять в процессе предметно-преобразующей деятельности в природе. Детей следует привлекать к уходу за растениями и животными, сохранению благоприятной экологической обстановки. В результате у дошкольников формируется личный опыт воздействия на природу, активизируются познавательные интересы, сформируется потребность к деятельности в природе.
Формы экологического воспитания
Воспитатель детского сада имеет широкий спектр форм осуществления экологического воспитания:
- коллективные;
- групповые;
- индивидуальные.
Среди коллективных форм наиболее популярными являются экологические праздники «Дары природы», «Осенний бал», «Здравствуй, лето», «Ах ты, зимушка-зима» и т.д. Также часто практикуется совместная трудовая деятельность по уборке и благоустройству территории, работе на клумбах и участке. Детей нужно привлекать к участию в тренингах, конференциях, уроках доброты, экологических марафонах и фестивалях.
К групповым формам работы относятся экскурсии, исследования и проведение опытов. Эффективной разновидностью групповой работы является привлечение детей к разработке проектов. Кроме того, для небольших групп воспитанников рекомендуется организовывать такие мероприятия, как выступление агитбригады, ролевые игры, деятельность кружков или клубов экологической направленности, участие в природоохранных акциях.
В индивидуальной форме организуются наблюдения за природой. Положительные эмоции вызывает у детей такие разновидности индивидуальной деятельности, как участие в конкурсах, художественно-эстетическая деятельность: изготовление поделок, лепка, создание рисунков и т.д.
Отдельно следует обратить внимание на существующие формы взаимодействия с родителями:
- консультации;
- конкурсы;
- семейные встречи;
- выставки детских работ;
- методические бюллетени;
- праздники.
Участие родителей в совместной работе с детьми повышает интерес дошкольников к заданию, помогает наладить контакт между членами семьи, сблизить их эмоционально, способствует формированию экологической культуры и у взрослых. Главное заинтересовать родителей такой деятельностью, предлагать им лично значимую экологическую информацию.
Методы экологического воспитания дошкольников
Определяя наиболее эффективные методы экологического воспитания дошкольников с учетом ФГОС, нужно отдавать предпочтение игровым, наглядно-действенным и проектным.
Наблюдение
Основным методом экологического воспитания является наблюдение. Он позволяет осуществить чувственное познание объектов природы. При этом могут быть задействованы все формы восприятия.
Чаще всего дошкольникам предлагается понаблюдать за состоянием природы и жизнью растений. Такие наблюдения должны проводиться регулярно на протяжении всего года. Данный вид работы является обязательным элементом ежедневных прогулок. Помимо этого периодически объектами наблюдения становятся птицы, домашние животные и насекомые. Примерно 1-2 раза в месяц дети наблюдают за социальными объектами, особенностями трудовой деятельности взрослых.
При организации наблюдения важно соблюдать такие правила:
- объект наблюдения должен быть доступным для восприятия;
- время для наблюдения должно составлять 5-10 минут;
- нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы.
Главное, чтобы наблюдение не являлось самоцелью. Необходимо, чтобы данный процесс был многоступенчатым:
- восприятие объектов природы;
- исследование характеристик данного объекта, его взаимосвязь с другими предметами или явлениями;
- творческое отображение полученной информации.
Воспитатель должен направлять деятельность дошкольников в процессе наблюдения, задавать вопросы, ставить перед ними проблемные задания. Главное вызвать у детей эмоциональный отклик и желание продолжить такую деятельность самостоятельно.
Игра
Игра предоставляет детям свободу действий, раскованность и возможность проявить инициативу. Однако для использования игровой деятельности в процессе экологического воспитания необходимо организовывать ее таким образом, чтобы не возникало угрозы или вреда для живой природы.
Обязательным атрибутом детской жизни являются игрушки, которые изображают объекты природы. Играя с ними, дошкольники имитируют привычки и образ жизни животных.
Отдельным видом работы по экологическому воспитанию является изготовление игрушек из природного материала. Дети будут знакомиться с характеристиками объектов природы, а то, что в результате такой деятельности получится красивая яркая игрушка, повышает интерес к данным занятиям.
В детском саду практикуются сюжетные игры, игры-практикумы, игры- иллюстрации и инсценизации. Очень полезно предлагать детям практические игры с такими предметами, как песок, вода, глина. Цель данных игр не только в том, чтобы повеселиться и слепить фигурку или сделать домик (брызгаться водой, пускать мыльные пузыри и т.д.), но и познать свойства этих природных материалов.
Виды дидактических экологических игр
Тип игры | Вид игры | Название игры (возрастная группа) | Задачи | Описание |
Игры, ориентированные на содержание игровых действий | Логическая (математическая) | «Выбери нужное» (средняя группа) |
| Потребуются картинки с изображениями объектов живой и неживой природы. |
Словесная | «Весной, летом, осенью» (подготовительная группа) |
| Педагог, обращаясь к ребёнку, называет время года, а воспитанник в ответ называет цветок (овощ, фрукт), который растёт в это время года. | |
Сенсорная | «Угадай, что в мешочке» (вторая младшая группа) |
| Материал: муляжи овощей и фруктов в мешочке. | |
Музыкальная | «У бабушки Нюры» (первая младшая группа) |
| Кубик, на гранях которого изображены петух, курица, кот, собака, корова, коза. | |
Игры, в которых сюжет отталкивается от материала | Настольно-печатная | «Где растёт?» (первая младшая группа) |
| Материалы:
Дети по очереди берут карточки с плодами, называют их и кладут на изображение огорода или сада. |
Предметная | В качестве игровых ресурсов используются окружающие предметы, как правило, природный материал. Например, игра для старшей группы «Кто больше»: персонажи-животные (зайцы, белки и др.) в виде каштанов ищут на игровом поле запасы на зиму (жёлуди, шишки). Игровое поле представляет собой распечатанную на листе формата А3 лесную поляну с тропинками, на которых обозначены места для передвижения персонажей. Плоды рассыпаны хаотично, а количество шагов по тропинке определяет число точек на кубике (костяшке). | |||
Интерактивная | Этот вид игр подразумевает использование подходящих по теме приложений для интерактивной доски. |
Деловые и интеллектуальные игры
В ряде методической литературы деловые, интеллектуальные игры (викторины) также относят к дидактическим. Однако они представляют собой не конкретный набор игровых действий, объединённый общим игровым условием, а форму организации деятельности детей. То есть в одной викторине может быть и настольно-печатная игра, и интерактивная, и подвижная.
Сюжетно-ролевые игры на экологическую тему
В играх этого вида дети действуют исходя из личного социального опыта, не руководствуясь игровыми правилами. При этом игровые взаимодействия проецируются на игрушки или сверстников в подходящих под сюжет образах.
В работе с детьми старшей группы я проводила игру «Спасатели», в которой по сюжету мальчики-куклы Витя и Паша разожгли засушливым летом в лесу костёр, а огонь перекинулся на траву. Педагог в роли начальника спасательной операции направляет бригаду пожарных тушить пожар и спасателей переносить пострадавших животных-игрушек в больницу, где ветеринар осматривает пациентов, оказывает им первую помощь. В завершение мы делаем вывод о том, что неосмотрительное поведение одного или двух человек может стать причиной большой беды для животных, растений и даже для других людей.
Подвижные экологические игры
Основная задача подвижной игровой деятельности — укрепление физического здоровья, тренировка реакции, внимания и памяти. Как правило, этот вид игр используется на прогулках, при проведении развлечений и на занятиях в форме физкультпауз.
В подвижных играх в старшем дошкольном возрасте очень важен соревновательный момент
Виды подвижных экологических игр
Направленность игры | Название (группа) | Задачи | Описание |
На подражание | «Что в корзинку мы берём» (старшая группа) |
| Потребуются картинки с изображениями корзинок и плодов. |
На тренировку внимания | «Вершки — корешки» (подготовительная группа) |
| Дети делятся на 2 группы: вершки и корешки. Первые получают картинки с надземными частями растения, а вторые — с подземными. По сигналу участники разбегаются, а затем по условному знаку ищут свою пару. |
Игры малой подвижности | «Мы и природа» (средняя) | Систематизировать представления об объектах, созданных природой и человеком. | Дети становятся в круг. Воспитатель-водящий бросает мяч и задаёт вопросы: «Что сделано человеком?», «Что сделано природой?». Дети называют объекты. Кто затрудняется, из игры выходит. |
Экологическая тема в театрализованных играх
В ДОО используются 2 формы театрализованных игр:
- драматизации, в которых дети выступают в роли «артистов»;
- режиссёрские постановки, где малыши принимают на себя роль руководителя действий и движений персонажа — игрушки или предмета, замещающего героя.
Дошкольники с удовольствием участвуют в театрализованных постановках
Драматизации по экологии обычно проводятся ко Дню Земли.
Виды театрализованных игр по экологии
Форма игры | Вид игры | Название (группа) | Задачи | Описание |
Драматизация | Инсценировка | «Весенняя сказка» (подготовительная группа) |
| Красная Шапочка забрела в весенний лес и, любуясь красотами, встретила плачущего зайчика. Он порезал лапку о консервную банку, выброшенную кем-то. Красная Шапочка решила найти виновного, встретила Волка. Оказалось, это он не убрал мусор за собой. Девочка пристыдила зверя, он осознал вину и пообещал больше так не делать. |
Имитация | «Изобрази» (старшая группа) |
| Педагог ставит задачу перед ребёнком, и актёр жестами и телодвижениями показывает:
Остальные дети угадывают, что было показано. | |
Режиссёрская игра | Кукольный театр | В этом виде игр дети показывают инсценировки, только действуют в них от лица кукол (бибабо, пальчиковых, на конусе и др.). | ||
Стендовый театр | «Рассели животных по домикам» (младшая группа) |
| Потребуются картинки с животными, птицами, а также иллюстрации разных жилищ (норы, дупла, берлога). |
Пальчиковые игры по экологии
Значение пальчиковых упражнений в работе с дошкольниками сложно переоценить. Эти игры помогают:
- отработать мелкую моторику (в младшей и средней группах это важно для развития речи, а в старших — для подготовки руки к письму);
- развивать коммуникативные и сенсорные представления воспитанников.
Пальчиковые игры являются удобным приёмом для смены видов деятельности.
Пальчиковые игры помогают дошкольникам снять напряжение и переключиться от одного вида деятельности к другому
Пальчиковые упражнения универсальны для детей разного возраста. В старших группах они обычно сопровождаются более длинными стихотворениями с большим количеством повторов.
Таблица: картотека экологических пальчиковых игр
Название игры | Возрастная группа | Описание |
«Засолка капусты» | Младшая, средняя | Мы капусту рубим, рубим, (Двигают прямыми ладонями вверх, вниз) |
«Детёныши зверей» | Средняя | Это зайчонок, это бельчонок, (Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца) |
«Мухомор» | Старшая, подготовительная | Красный-красный мухомор — (Соединяют кончики пальцев — изображают шляпу гриба) |
«Апельсин» | Средняя, старшая, подготовительная | Мы делили апельсин. (Крутят кулаком) |
Методические приёмы проведения экологических игр с дошкольниками
Чтобы реализовать образовательные цели проведения экологических игр, педагог комбинирует 3 вида приёмов.
Группа словесных приёмов
Слово играет ключевую роль в развитии речи детей, становления их языковых представлений. Очень важно, чтобы звучащая речь сопровождала любой вид деятельности малышей, а тем более такой принципиально важный для дошкольников, как игра.
Объяснение
Каждый из этапов игры должен быть чётко и последовательно описан педагогом. Для того чтобы ребята улавливали алгоритм построения логичных предложений, озвучивание правил должно начинать каждый повтор игры. Слушая речь взрослого, дети младших и средней групп начинают по этому образцу составлять самостоятельные высказывания, а старшие дошкольники воспринимают её как образец для монологов и диалогов.
Проектная деятельность
Отличным способом объединить разнообразные виды деятельности, направленные на познание окружающего мира, является проектный метод. Он предусматривает осуществление дошкольниками практической целенаправленной деятельности и способствует формированию у них личного жизненного опыта по взаимодействию с природными объектами.
Работа над проектом дает ребенку возможность закрепить теоретические знания, почувствовать себя испытателем, поучаствовать «на равных» со взрослыми в совместной познавательной деятельности. С дошкольниками можно реализовывать исследовательские, практико-ориентировочные, ролево-игровые, творческие проекты. Обычно это кратковременные групповые или индивидуальные проекты.
Создание экологической среды
Важным воспитательным аспектом, влияющим на формирование экологической культуры у дошкольников, является создание в детском саду благоприятной экологической среды. Это непрерывный процесс, который подразумевает организацию специального экологического пространства и проведение регулярных действий, направленных на поддержание в нем необходимых для живой природы условий.
Наиболее распространенными разновидностями такой формы работы являются создание «живого уголка», разведение комнатных цветов, оформление клумбы. Воспитательный эффект будет достигнут только в том случае, если дети будут не просто наблюдать за животными и растениями, а принимать активное участие в уходе за ними.
Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. В дошкольном учреждении решается важное задание — не только раскрыть перед детьми красоту природы, но и научить их самостоятельно ее замечать и ценить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕНЬ ПОБЕДЫ. Праздник для старших групп.Подготовила старший воспитатель МБДОУ детский сад №244 г.о. Самара Альмухаметова Екатерина Владимировна
ДЕНЬ ПОБЕДЫ. Праздник для старших групп.Подготовила старший воспитательМБДОУ детский сад №244 г.о. СамараАльмухаметова Екатерина Владимировна С самого утра, как тол...
Консультация для педагогов ДОУ. «Конфликты в детском саду: дети – воспитатель - родители». Подготовила: старший воспитатель Зайцева Т.Б.
Консультация для педагогов ДОУ.«Конфликты в детском саду: дети – воспитатель - родители».Подготовила: старший воспитатель Зайцева Т.Б. Современный детский сад...
Анкеты для родителей по экологическому воспитанию в семье. Подготовила воспитатель: Кузнецова Н.В.
Анкеты для родителей по экологическому воспитанию в семье...
Статья: "Экологическое воспитание в условиях ДОУ" Подготовила воспитатель: Кузнецова Н.В.
Статья: "Экологическое воспитание в условиях ДОУ" Подготовила воспитатель: Кузнецова Н.В....
«Интеграция с дошкольным образованием как инструмент устойчивого развития агро - технического образования школьников». Выступление подготовили: Старший воспитатель Баринова А.А.; воспитатель Мартын Н.В.
Агробизнес-образование – это раннее формирование у воспитанников предпринимательской компетентности, мотивации их на самореализацию в условиях села. Задача педагогов и родителей помочь дошкольни...
Экскурсия в ЭКОЦЕНТР как средство экологического воспитания дошкольников 2018г. (подготов.гр.)
Статья в газету...
Разработка краткосрочного проекта по экологическому воспитанию «Дикие животные» Подготовила: Букланова Н.Е. Воспитатель первой категории.
Разработка краткосрочного проекта по экологическому воспитанию«Дикие животные»...