Консультация для педагогов ДОУ. «Конфликты в детском саду: дети – воспитатель - родители». Подготовила: старший воспитатель Зайцева Т.Б.
консультация на тему
Консультация для педагогов ДОУ.
«Конфликты в детском саду: дети – воспитатель - родители».
Подготовила: старший воспитатель Зайцева Т.Б.
Современный детский сад – сложный живой организм, в котором равноправно существуют дети – сотрудники – родители. Все участники образовательного процесса тесно взаимосвязаны друг с другом и не могут существовать отдельно. Поэтому важно правильно организовать сотрудничество, в котором было бы соблюдено равновесие прав и обязанностей всех составляющих организма. От стремления наладить контакт между сторонами и выработать сотрудничающую позицию зависит комфортность обстановки, что в первую очередь важно для детей. Часто от согласованности подхода к воспитанию ребенка в семье и в саду зависит его психологический комфорт и эффективность используемых методов и приёмов для общего развития каждого ребёнка.
В центре сотрудничества находится воспитатель. Он выступает координатором, организатором и осуществителем взаимодействия. Личность воспитателя, сам характер работы в детском саду предъявляет к воспитателям высокие требования – эрудиция и знание вопросов образования, постоянная эмоциональная напряжённость, высокий уровень ответственности и т.д.
Каковы же причины возникновения конфликтов между воспитателями и родителями? Почему зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушиваться друг к другу и встают по разные стороны баррикад?
Конфликты могут происходить как по объективным, так и по субъективным причинам.
Объективные причины – например, недобросовестное отношение воспитателей к своему делу, их низкая квалификация.
Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны родителей, и со стороны воспитателей. В чём заключаются «непримиримые противоречия»?
Со стороны родителей это:
· с ребенком мало занимаются в саду;
· не создают должных условий для укрепления его здоровья, мало (или слишком много) гуляют, не проветривают или слишком часто проветривают группу, слишком легко (тепло) одевают;
· не могут найти подход к ребенку;
· используют непедагогичные методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания);
· плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сразу сменили трусики, не переодели грязную футболку);
· ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;
· ограничивают свободу ребенка (одна мама жаловалась мне, что её ребенка заставляют во время тихого часа лежать в кроватке; она думает, что воспитатели должны просто поиграть с ребенком, раз он не хочет спать);
· часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;
· не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях), ударили, поцарапали.
И хотя это список далеко неполный, по нему видно, что родители предъявляют огромное количество требований к детскому саду и воспитателю в первую очередь, и зачастую достаточно противоречивых. И это понятно. В каждой семье — своя воспитательная система, и что хорошо для одного ребенка категорически не принимается другими родителями. Одни требуют, чтобы ребенок возвращался с прогулки чистым, другие — возмущаются, что воспитатель не разрешает ребенку прыгать и залезать, куда ему хочется, кто-то просит, чтобы с детьми не гуляли, когда на улице прохладно, кто-то, наоборот, идет жаловаться заведующей, что детей держат в группе вместо прогулки. Бывает, родители приходят и просят быть с их ребенком построже, другие же готовы писать жалобы в управление образования, если узнают, что на ребенка повысили голос.
Конечно, и у воспитателей есть "свой список" претензий к родителям:
· неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;
· забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополнительные занятия;
· забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;
· приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);
· поздно забирают детей;
· плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход);
· предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.
Чаще всего при вопросе воспитателям: «Каких знаний им не хватает для работы с детьми?», они практически все в один голос говорят, что не знают, как работать с родителями! Действительно, все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Можно даже сказать, что большинство воспитателей боятся родителей, потому что воспринимают их как, во-первых, некую силу, которая борется за ребенка, за власть над ним; во-вторых, как контролеров, которые придут и проверят, что они делают; в-третьих, воспитатели просто не умеют правильно общаться и доносить информацию о ребенке в неагрессивной форме.
Удивительно, но большая часть воспитателей, никогда не обращается к родителям за помощью по поводу воспитания детей! Представление о том, что педагоги должны именно поучать родителей, не разбирающихся в вопросах воспитания собственного отпрыска, формируется, видимо, еще в рамках учебного заведения. А почему воспитатели не могут обращаться к родителям за такой помощью, ведь родители находятся с малышом с самого дня его рождения и знают своего ребенка гораздо лучше?!
Самый эффективный путь разрешения конфликтов между воспитателем и родителем - это хорошая работа воспитателя. Если он действительно работает с душой, увлечен ею, "горит" на работе, то родители прощают ему многое. У такого воспитателя, как правило, вообще не возникает конфликтов! Однако в большинстве случаев конфликты все-таки имеют место. Но их можно свести к минимуму!
Воспитателям:
1) информировать родителей в том, что будет происходить в детском саду и группе, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий.
2) показать родителям, как "безболезненно" разрешать конфликты, если они возникают. Можно в дополнение к родительскому договору создавать специальную памятку, в которой будут прописаны правила поведения себя в конфликтной ситуации.
3) научиться педагогам грамотно доносить информацию до родителей. Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только, потом формулировать проблему.
4) использование воспитателем различных форм и методов в работе с родителями (беседы и консультации с психологом, анкетирование, дни открытых дверей и многое другое).
Современному педагогу важно знать, что он в ответе за психическое и физическое здоровье ребёнка-воспитанника группы. Необходимо полностью исключить жестокое обращение с ребёнком и при подозрении о том, что он подвергается ему вне учреждения довести в письменном виде до администрации ДОУ.
Что входит в понятие «жестокое обращение с детьми»?
Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Основные формы жестокого обращения с детьми:
· Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
· Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
· Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
o открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;
o угрозы в адрес ребёнка в словесной форме;
o замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;
o преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;
o ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
o однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.
Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:
o отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи
o отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая
Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах:
Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (Статья №19), а также устанавливает:
· обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (Статья № 6)
· защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (Статья №16)
· обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (Статья №24)
· признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)
· защиту ребёнка от сексуального посягательства (Статья №34)
· защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (Статья №37)
· меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (Статья №39)
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:
· за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (Статья № 106-136)
· за преступления против семьи и несовершеннолетних (Статья №150-157)
Семейный кодекс РФ гарантирует:
· право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (Статья № 54)
· право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (Статья № 56)
· лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (Статья №69)
· немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (Статья № 77)
Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (Статья №5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка(Статья №56)
Родителям:
1) Родителям, прежде всего, нужно помнить, что детский сад не заменит родительского воспитания.
2) Родители должны понимать, что поведение ребенка, который попадает в детский сад, кардинально меняется.
3) Родители также должны учиться доносить до воспитателей информацию в неконфликтной форме.
Проблема конфликта между родителями и педагогами — это глобальная проблема общества в целом, самой системы образования. Существует также множество субъективных причин, которые даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада порождают сложные отношения. Но, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве.
Прислушиваться друг к другу и действовать сообща — это нелегкий труд, но он сполна вознаграждается гармоничным развитием и счастьем наших детей.
Источники:
1. http://www.7ya.ru/article/Troe-v-odnoj-lodke-ili-Roditeli-i-vospitatel-na-pole-bitvy/ ;
3. http://doshvozrast.ru/pravavosp/pravavospsrod02.htm
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к консультации "Конфликты в детском саду" | 299.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Объективные причины – например, недобросовестное отношение воспитателей к своему делу, их низкая квалификация. Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны родителей, и со стороны воспитателей. В чём заключаются «непримиримые противоречия»?
Со стороны родителей : с ребенком мало занимаются в саду; не создают должных условий для укрепления его здоровья, мало (или слишком много) гуляют, не проветривают или слишком часто проветривают группу, слишком легко (тепло) одевают; не могут найти подход к ребенку; используют непедагогичные методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания); плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки , не сразу сменили трусики, не переодели грязную футболку); ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал; ограничивают свободу ребенка; часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей; не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях), ударили, поцарапали.
«Неполный список претензий» к родителям со стороны воспитателей: неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке; забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополнительные занятия; забывают положить детям в шкафчик сменную одежду; приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика); поздно забирают детей; плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход); предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.
Часто воспитатели боятся родителей, потому что: во-первых , некую силу, которая борется за ребенка, за власть над ним; во-вторых , как контролеров, которые придут и проверят, что они делают; в-третьих , воспитатели просто не умеют правильно общаться и доносить информацию о ребенке в неагрессивной форме.
Воспитателям: 1 ) информировать родителей в том, что будет происходить в детском саду и группе, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий. 2) показать родителям, как "безболезненно" разрешать конфликты, если они возникают. Можно в дополнение к родительскому договору создавать специальную памятку, в которой будут прописаны правила поведения себя в конфликтной ситуации. 3) научиться педагогам грамотно доносить информацию до родителей. Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только, потом формулировать проблему. 4) использование воспитателем различных форм и методов в работе с родителями (беседы и консультации с психологом, анкетирование, дни открытых дверей и многое другое).
Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Основные формы жестокого обращения с детьми: Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений. Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся: открытое неприятие и постоянная критика ребёнка; угрозы в адрес ребёнка в словесной форме; замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка; преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка; ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний; однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму
Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах: Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (Статья №19) , а также устанавливает: обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (Статья № 6) защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (Статья №16) обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (Статья №24) признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (Статья № 27) защиту ребёнка от сексуального посягательства (Статья №34) защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (Статья №37) меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (Статья №39)
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность : за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (Статья № 106-136) за преступления против семьи и несовершеннолетних (Статья №150-157)
Семейный кодекс РФ гарантирует: право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (Статья № 54) право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (Статья № 56) лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (Статья №69) немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (Статья № 77
Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства ( Статья №5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (Статья №56)
Родителям: 1) Родителям, прежде всего, нужно помнить, что детский сад не заменит родительского воспитания. 2) Родители должны понимать, что поведение ребенка, который попадает в детский сад, кардинально меняется. 3) Родители также должны учиться доносить до воспитателей информацию в неконфликтной форме.
Прислушиваться друг к другу и действовать сообща — это нелегкий труд, но он сполна вознаграждается гармоничным развитием и счастьем наших детей.
Источники: 1. http://www.7ya.ru/article/Troe-v-odnoj-lodke-ili-Roditeli-i-vospitatel-na-pole-bitvy/ ; 2. http :// www . kinderok . ru ; 3. http://doshvozrast.ru/pravavosp/pravavospsrod02.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для педагогов "Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию нравственно – патриотических качеств"
Семья и дошкольное учреждение - два главных института социализации детей. Нравственно-патриотическое воспитание детей - одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условиям ...
Консультация для педагогов "Детские конфликты в детском саду"
Данный материал содержит информацию о разрешении детских конфликтов в детском саду между детьми, рассказывается о правилах поведения педагога в спорных ситуациях....
Как избежать конфликты в детском саду.Советы для родителей
Плохое поведение и конфликты между детьми в дошкольном учреждении — достаточно важный момент социализации ребенка в обществе. Задача взрослых состоит в том, чтобы научит...
Консультация для педагогов "Имидж воспитателя в детском саду".
Воспитатель- это публичная профессия и в этом она сродни актёрской. Облик воспитателя, его движения и поведение всегда являются объектом пристального внимания воспитанников, родителей, коллег.Как гово...
консультация для педагогов и родителей воспитанников детского сада "Звук-волшебник"
Организация работы по развитию музыкальности у дошкольников проводится по трем направлениям:Групповая и индивидуальная работа с детьми.Взаимодействие и просветительская работа с родителями.Совме...
Консультация для педагогов: «Правильное питание в детском саду. Культура питания в детском саду.
Консультация для педагогов: «Правильное питание в детском саду. Культура питания в детском саду....
Консультация для педагогов "Современные проблемы взаимодействия детского сада с родителями"
В данной консультации рассматриваются проблемы взаимодействия современного детского сада и семьи. Сложности в установлении продуктивного взаимодействия с семьями....