Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ
консультация
С первых дней жизни малыша родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.
Ранняя профориентация детей – это начальный этап подготовки ребенка к выбору будущей профессии. Она обозначена в Государственной программе Российской Федерации « Развитие образования до 2030 года» , как один из важных элементов развития ребенка, который предполагает постепенное погружение детей в мир экономических отношений, формирует разумные потребности, развивает ценностное отношение к труду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rannyaya_proforientatsiya_v_dou.docx | 41.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Космодемьянская средняя общеобразовательная школа»
(дошкольное отделение)
Ранняя профориентация дошкольников в условиях
детского сада
Ручкина Татьяна Юрьевна,
ст.воспитатель
С первых дней жизни малыша родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.
Ранняя профориентация детей – это начальный этап подготовки ребенка к выбору будущей профессии. Она обозначена в Государственной программе Российской Федерации « Развитие образования до 2030 года» , как один из важных элементов развития ребенка, который предполагает постепенное погружение детей в мир экономических отношений, формирует разумные потребности, развивает ценностное отношение к труду.
« Трудовое воспитание» представлено в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», где имеется пара абзацев про уважение к труду, про ценность труда. ознакомление с профессиями.
Профориентация остается одним из актуальных вопросов образования. Это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.
На кого же направлено трудовое воспитание в детском саду?
Австралийским социологом введен в обиход новый термин — «поколение альфа». Это дети, рожденные с 2010 по 2025 годы
Для этих детей виртуальная реальность так же ценна, как физическая. Гаджетами они начинают пользоваться чуть ли не с рождения. Их справедливо можно назвать поколением технологичных, ведь язык технологий — их родной язык. В потоке непрерывного виртуального общения они как рыба в воде.
Альфы многозадачны, выполняют несколько заданий одновременно. Они увлекающиеся, любят учиться, только если это им интересно .Эти дети живут в огромном потоке информации, это мешает удерживать внимание на одной сложной задаче. У них проблемы с концентрацией внимания, но они быстры, энергичны и точно знают, где найти нужные данные.
Альфы готовы к диалогу, но не к нравоучениям. Желают что бы их слушали и слышали. Работать они предпочитают в одиночестве, а живому общению — виртуальное.
Наша задача научить этих детей учиться, осваивать новые навыки, повысить адаптивность ,привести к ценности и смыслу самообразования!
Несмотря на технологичность, передозировку информацией, все равно детям интересно и в реальном мире, и в профориентации.
Нам, педагогам необходимо идти, конечно же, от близкого к далекому, т.е. то, что всегда детям нравилось, впечатляло, вызывало восторг, то и становится основой последующей работы , в том числе и в ранней профориентации. Никогда раньше не говорилось о том, что мы готовим детей к профессии, но тем не менее подразумевается и это, ведь мы стоим первыми в линейке непрерывного образования.
Если посмотреть на цели, которые перед нами ставит профориентация, то мы увидим, что их по сути три и они нам понятны. Наши усилия направляются на то, чтобы выработать
Становление у ребенка начальных и разнообразных представлений о профессии
Развить у ребенка эмоционально-положительное отношение и интерес к труду взрослых и миру профессий, трудовым достижениям человека.
Организовать первые пробы для ребенка. Применить свои силы в доступных видах деятельности и культурных практиках, отображающих разнообразие профессий, то есть накопить опыт.
Цели задают нам направления, или основные русла, нашей работы
Профессиональное воспитание
Профессиональное информирование.
Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослого, и они могут быть реализованы в условиях детского сада.
На сегодняшний день ранняя профориентация носит преимущественно информационный характер. Ознакомление с трудом взрослых происходит в детском саду через рассказы, сказки, общение со взрослыми и через средства массовой информации. Взрослые , окружающие ребенка дома и в детском саду , рассказывают кем они работают, знакомят со спецификой различных профессий , требованиями, которые предъявляются к человеку, а также интересуются кем ребенок хочет стать когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации, чем больше разнообразна и богата она будет, тем легче ему сделать выбор , который определит его жизнь.
Ребенок получает не какие-то мифические знания о профессиях, а те, с которыми он сталкивается ежедневно, и которые неожиданно могут прийти к нам в жизнь.
Вот, например, люди, занимающиеся доставкой. Куда бы мы не окунулись, доставка остается нужной, важной, облегчающей нашу жизнь сферой. И для ребенка эта профессия интересна, т.к. доставка, в основном осуществляется на ярком транспорте или велосипеде, а это- возможность передвигаться круглый год и под солнцем и под снегом, у них своя форма, атрибутика.
Или, например, аниматор, что ни день, то праздник!
Придумывание и предугадывание с детьми новых профессий это тоже очень увлекательно и интересно.
Ранняя профориентация идет по пути от простого к сложному, сохраняет преемственность между возрастами, а их у нас несколько, и у каждого своя особенность восприятия информации и ведущая деятельность
Конкретизация задач
РАННИЙ ВОЗРАСТ
Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т. д.), зачем он выполняет те или иные действия.
Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).
МЛАДШАЯ ГРУППА
Формировать положительное отношение к труду взрослых. От интереса переходим к отношениям. Формируем ценностно- смысловую основу жизни ребенка.
Рассказывать детям о понятных им профессиях, конечно же, это те профессии, с которми ребеноек сталкивается ежедневно ЛЮБОЙ МОЖЕТ СТАТЬ НАСТАВНИКОМ НЕ В ПЛАНЕ ОБУЧЕНИЯ, А В ПЛАНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ,. (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель). Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.
Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать посильную помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Знакомить детей с профессиями близких людей, .
Формировать интерес к профессиям родителей. Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд.
СТАРШАЯ ГРУППА
представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости.
Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека.
Прививать детям чувство благодарности людям за их труд.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества.
Воспитывать уважение к людям труда.
Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города
Развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы
Учитывая актуальность воспитания трудовых ресурсов для родной земли, имеющиеся природные и социальные условия и ресурсы, наши педагоги знакомят дошкольников с востребованными и значимыми профессиями, учитывая в первую очередь региональный компонент.
Содержание работы по ранней профориентации
дата | праздник | тема | профессии |
5 августа | День светофора | На страже порядка | Водитель, инспектор ГИБДД, регулировщик, |
2 августа | День Воздушно-десантных войск (ВДВ) России | Военные профессии. Военная техника | Десантник Летчик, вертолетчик |
6 августа | День железнодорожных войск (27 лет) День железнодорожника | Железная дорога | Машинист Стрелочник Ремонтник Проводник кассир |
8 августа | Международный день альпинизма (День альпиниста) | Профессия победы- альпинист | Альпинист, военный Тренер верхолаз |
13 августа | День строителя | Стройка | Крановщик, плотник, столяр, каменщик ит.д |
15 августа | День археолога | История древнего города | Историк, ученый,археолог, музейный работник |
31 августа | Православный день ветеринара (12 лет | Защита животных | Ветеринар, |
В зависимости от опыта ребенка. представлений детей о мире возрастосообразно, мы можем выбрать профессии. С которыми мы хотим познакомить детей. профессии . Этот тематический день или неделя может вобрать в себя и продуктивную деятельность, и художественную деятельность. И чтение худ. литературы, и работу с родителями. Самое главное, чтобы это было понятно и интересно детям, что зацепило бы внимание ребенка.
Организационные формы укладываются в основном в 4 варианта:
Что предлагает современная педагогика по ранней профориентации дошкольников
Технология макетирования
Когда дети моделируют, они совершенно по другому видят и сам процесс и его результаты и это помогает прожить производственные сюжеты, пропустить через себя, слепить ,пощупать, потрогать. прочувствовать, т. е то что он делает должно вызвать сенсорный отклик Попробовать себя в роли, что важно для ребенка.
ТЕХНОЛОГИЯ МУЗЕЯ (ТЕМАТИЧЕСКОЙ ЭКСПОЗИЦИИ)
ЧТО МОЖНО РАЗМЕСТИТЬ В МУЗЕЕ?
• БЫТОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ: такие разные (пуговицы,ложки,
•ПРОФЕССИЯ – КУЗНЕЦ
• ПАРФЮМЕРЫ и ПАРФЮМЕРИЯ
• МУЗЕЙ ИГРУШЕК: кто делает игры и игрушки?
• МУЗЕЙ ФОТОГРАФИИ
• МУЗЕЙ ЗДОРОВЬЯ: кто нам помогает быть здоровым?
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вопросы, поставленные для разработки проекта:
1. Знакомство детей с различными профессиями.
2. Формирование у дошкольников первичных трудовых навыков.
3. Методическое обеспечение начальной профориентации.
Для проектной деятельности нужны
перспективный план по ознакомлению детей с профессиями;
наглядный и методический материал; информация о самых востребованных в городе профессиях,а так же помощь родителей и социальных партнеров.
ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
• Проблемные ситуации игровой направленности, требующие от детей понимания профессиональной деятельности, ее значимости, необходимости и понимания того, что это не отдельно взятые действия, а результат образования, умственной работы, творчества, взаимодействия разных профессий. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ!
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
-- дидактические игры для закрепления знаний о трудовых процессах, инструментах, необходимых людям разных профессий: «Узнай профессию», «Чье орудие труда», «Маленькие помощники», «Собери картинку по профессиям»,
– сюжетно-ролевые (режиссерские) игры «Конструкторское бюро», «Модельное агентство», «Салон сотовой связи», «Ферма», «Тепличное хозяйство»;
– игры-экспериментирования, отражающие специфику профессиональной деятельности взрослых системы «человек – природа», «человек – художественный образ»;
– игры-викторины, игры-путешествия, игры-фантазии: «Изобретения времени», «Путешествие на машине времени», «Планета будущих профессий».
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
• Мультимедийные презентации (это наглядность, позволяющая педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов, демонстрирующих основы знаний детей о профессиях взрослых, например: «Шишкина школа», «Навигатум», «Чевостик», «Фиксики»;
– технологии, в которых используются
анимация, аудио- и видеоэффектов в общей PowerPoint презентации, которая компенсирует объем информации; активизация зрительных функций, а также глазомерных возможностей ребенка; слайд-фильмы
Это система мероприятий, направленных на выявление личностных
особенностей интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующем его индивидуальным возможностям.
.
Каждый взрослый человек счастлив, если у него все сложилось с профессией. Не важно какая это профессия, но если он идет туда с удовольствием, на ту работу, в которой он себя нашел, то он, конечно, имеет определение счастливого человека.
В условиях детского сада мы, воспитатели, можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области. Мы можем в рамках преемственности, т.к. детский сад является первым звеном в непрерывном образовании, порекомендовать родителям в чем ребенку нужно развиваться дальше.
На сегодняшний день ранняя профориентация носит преимущественно информационный характер. Ознакомление с трудом взрослых происходит в дошкольном детстве через сказки, рассказы, общение со взрослым и средства массовой информации.
Ребенку необходимо рассказывать кем работают его родителиили бабушки и дедушки. Познакомить со спецификой различных профессий, требованиями. которые они предъявляют к человеку, а так же интересоваться. Кем он хочет стать, когда вырастет.
Чем больше ребенок впитает информации. Чем больше разнообразна и богата она будет, тем легче ему сделать выбор, который определит его жизнь.
Ребенку мало услышать, посмотреть картинки, самое главное ему важно почувствовать , ощутить,закрепить. Сделать элементарную часть , которую он может сделать совместно с взрослым .
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ранняя профориентация дошкольников
Данный материал содержит методические разработки по развитию у детей младшего дошкольного возраста ранней профориентации через сюжетно-ролевые игры: активизация и пополнение словарного запаса, развити...
Методическое сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики....
Консультация для педагогов "Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников"
Рекомендации по использованию и подбору художественной и энциклопедической литературы на примере «железнодорожные профессии»...
Материал (сюжетно-дидактическая игра и беседа) по ранней профориентации дошкольников на примере «Железнодорожные профессии»
СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА для детей старшей группы “КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ПОЕЗДЕ” БЕСЕДА С РЕШЕНИЕМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ с детьми старшего дошкольного возраста на тему “БЫТЬ ПРИМЕРНЫМ ПАССАЖИРОМ...
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".
В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...
Педагогический совет "Ранняя профориентация дошкольников. Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников"
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение- первая ступень формирования базовых знаний о п...
Ранняя профориентация дошкольников у детей раннего возраста
Для профориентационной работы с воспитанниками ДОУ лучше всего подходят тематические сюжетно-ролевые игры, экскурсии (реальные и виртуальные), посещения выставок, наблюдения и беседы....