Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ
консультация

Ручкина Татьяна Юрьевна.

С первых дней жизни малыша родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.

Ранняя профориентация детей – это начальный этап подготовки ребенка к выбору будущей профессии. Она обозначена в Государственной программе Российской Федерации « Развитие образования до 2030 года» , как один из важных элементов развития ребенка, который предполагает постепенное погружение детей в мир экономических отношений, формирует разумные потребности, развивает ценностное отношение к труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannyaya_proforientatsiya_v_dou.docx41.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                  «Космодемьянская средняя общеобразовательная школа»

(дошкольное отделение)

Ранняя профориентация дошкольников в условиях

детского сада

Ручкина Татьяна Юрьевна,

 ст.воспитатель

С первых дней жизни малыша родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.

Ранняя профориентация детей – это начальный этап подготовки ребенка к выбору будущей профессии. Она обозначена в Государственной программе Российской Федерации « Развитие образования до 2030 года» , как один из важных элементов развития ребенка, который предполагает постепенное погружение детей в мир экономических отношений, формирует разумные потребности, развивает ценностное отношение к труду.

« Трудовое воспитание»  представлено в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», где имеется пара абзацев про уважение к труду, про ценность труда. ознакомление с профессиями.

Профориентация остается одним из актуальных вопросов образования. Это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.

На кого же направлено трудовое воспитание в детском саду?

Австралийским социологом   введен в обиход новый термин — «поколение альфа». Это дети, рожденные с 2010 по 2025 годы

 Для этих детей виртуальная реальность так же ценна, как физическая. Гаджетами они начинают пользоваться чуть ли не с рождения. Их справедливо можно назвать поколением технологичных, ведь язык технологий — их родной язык. В потоке непрерывного виртуального общения они как рыба в воде.

Альфы многозадачны, выполняют несколько заданий одновременно. Они увлекающиеся, любят учиться,  только если это им интересно .Эти дети живут в огромном потоке информации, это мешает удерживать внимание на одной сложной задаче. У них проблемы с концентрацией  внимания, но они быстры, энергичны и точно знают, где найти нужные данные.

 Альфы готовы к диалогу, но не к нравоучениям. Желают что бы их слушали и слышали.  Работать они предпочитают в одиночестве,  а живому общению — виртуальное.

Наша задача научить этих детей   учиться, осваивать новые навыки, повысить адаптивность ,привести к ценности и смыслу самообразования!

Несмотря на технологичность, передозировку информацией, все равно детям интересно и в реальном мире, и в профориентации. 

Нам, педагогам необходимо идти, конечно же, от близкого к далекому, т.е. то, что всегда детям нравилось, впечатляло, вызывало восторг, то и становится основой последующей работы ,  в том числе и в ранней профориентации. Никогда раньше не говорилось о том, что мы готовим детей к профессии, но тем не менее подразумевается и это, ведь мы стоим первыми в линейке непрерывного образования.

Если посмотреть на цели, которые перед нами ставит профориентация, то мы увидим, что их по сути три и они нам понятны. Наши усилия направляются на то, чтобы выработать

Становление у ребенка начальных и разнообразных представлений о профессии

Развить у ребенка эмоционально-положительное отношение и интерес к труду взрослых и миру профессий, трудовым достижениям человека.

Организовать первые  пробы  для ребенка.  Применить свои силы в доступных видах деятельности и культурных практиках, отображающих разнообразие профессий,  то есть накопить опыт.

Цели задают нам направления, или основные русла, нашей работы

Профессиональное воспитание

Профессиональное информирование.

Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослого, и они могут быть реализованы в условиях детского сада.

На сегодняшний день ранняя профориентация носит преимущественно информационный характер. Ознакомление с трудом взрослых происходит в детском саду через рассказы, сказки, общение со взрослыми и  через средства  массовой информации. Взрослые , окружающие ребенка дома и в детском саду , рассказывают кем они работают, знакомят со спецификой различных профессий , требованиями, которые предъявляются к человеку, а также интересуются кем ребенок хочет стать когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации, чем больше разнообразна и богата она будет, тем легче ему сделать выбор , который определит его жизнь.

Ребенок получает не какие-то мифические знания о профессиях, а те, с которыми он сталкивается  ежедневно, и которые неожиданно могут прийти к нам в жизнь.

Вот, например, люди, занимающиеся доставкой. Куда бы мы не окунулись, доставка остается нужной, важной, облегчающей нашу жизнь сферой. И для ребенка эта профессия интересна, т.к. доставка, в основном осуществляется на ярком транспорте или велосипеде, а это- возможность передвигаться круглый год и под солнцем и под снегом, у них своя форма, атрибутика.

Или, например, аниматор, что ни день, то праздник!

Придумывание и предугадывание с детьми новых профессий это тоже очень увлекательно и интересно.

Ранняя профориентация идет  по пути от простого к сложному,  сохраняет преемственность между возрастами, а их у нас несколько, и у каждого своя особенность восприятия информации и ведущая  деятельность

Конкретизация задач

РАННИЙ ВОЗРАСТ

Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т. д.), зачем он выполняет те или иные действия.

Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).

 МЛАДШАЯ ГРУППА

Формировать положительное отношение к труду взрослых. От интереса переходим к отношениям. Формируем ценностно- смысловую основу жизни ребенка.

Рассказывать детям о понятных им профессиях, конечно же, это те профессии, с которми ребеноек сталкивается ежедневно ЛЮБОЙ МОЖЕТ СТАТЬ НАСТАВНИКОМ НЕ В ПЛАНЕ ОБУЧЕНИЯ, А В ПЛАНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ,. (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель). Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.

 Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать посильную помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Знакомить детей с профессиями близких людей, . 

Формировать интерес к профессиям родителей. Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд.

СТАРШАЯ ГРУППА 

представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости.

 Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека.

 Прививать детям чувство благодарности людям за их труд.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества.

 Воспитывать уважение к людям труда.

Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города

 Развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы

Учитывая актуальность воспитания трудовых ресурсов для родной земли, имеющиеся природные и социальные условия и ресурсы, наши педагоги знакомят дошкольников с востребованными и значимыми профессиями, учитывая в первую очередь региональный компонент.

Содержание работы по ранней профориентации

дата

праздник

тема

профессии

5 августа

День светофора

На страже порядка

Водитель, инспектор ГИБДД, регулировщик,

2 августа

День Воздушно-десантных войск (ВДВ) России

Военные профессии. Военная техника

Десантник

Летчик, вертолетчик

6 августа

День железнодорожных войск (27 лет)

День железнодорожника

Железная дорога

Машинист

Стрелочник

Ремонтник

Проводник

кассир

8 августа        

Международный день альпинизма (День альпиниста)

Профессия победы- альпинист

Альпинист, военный

Тренер

верхолаз

13 августа        

День строителя

Стройка

Крановщик, плотник, столяр, каменщик ит.д

15 августа

День археолога

История древнего города

Историк, ученый,археолог,

музейный работник

31 августа

Православный день ветеринара (12 лет

Защита животных

Ветеринар,


В зависимости от опыта ребенка. представлений детей о мире возрастосообразно, мы можем выбрать профессии. С которыми мы хотим познакомить детей. профессии . Этот тематический день или неделя может вобрать в себя и продуктивную деятельность, и художественную деятельность. И чтение худ. литературы, и работу с родителями. Самое главное, чтобы это было понятно и интересно детям, что зацепило бы внимание ребенка.

Организационные формы укладываются в основном в 4 варианта:

 

Что предлагает современная педагогика по ранней профориентации дошкольников

Технология макетирования

Когда дети моделируют, они совершенно по другому видят и сам процесс и его результаты и это помогает прожить производственные сюжеты, пропустить через себя, слепить ,пощупать, потрогать. прочувствовать, т. е то что он делает должно вызвать сенсорный отклик Попробовать себя в роли, что важно для ребенка.

ТЕХНОЛОГИЯ МУЗЕЯ (ТЕМАТИЧЕСКОЙ ЭКСПОЗИЦИИ)

 ЧТО МОЖНО РАЗМЕСТИТЬ В МУЗЕЕ?

 

• БЫТОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ: такие разные (пуговицы,ложки,

 •ПРОФЕССИЯ – КУЗНЕЦ

• ПАРФЮМЕРЫ и ПАРФЮМЕРИЯ

 • МУЗЕЙ ИГРУШЕК: кто делает игры и игрушки?

 • МУЗЕЙ ФОТОГРАФИИ

• МУЗЕЙ ЗДОРОВЬЯ: кто нам помогает быть здоровым?

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вопросы, поставленные для разработки проекта:

     1. Знакомство детей с различными профессиями.

     2. Формирование у дошкольников первичных трудовых навыков.

     3. Методическое обеспечение начальной профориентации.

 Для проектной деятельности нужны

 перспективный план по ознакомлению детей с профессиями;

    наглядный и методический материал; информация о самых востребованных в городе профессиях,а так же помощь родителей и социальных партнеров.

ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

• Проблемные ситуации игровой направленности, требующие от детей понимания профессиональной деятельности, ее значимости, необходимости и понимания того, что это не отдельно взятые действия, а результат образования, умственной работы, творчества, взаимодействия разных профессий. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ!

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

-- дидактические игры для закрепления знаний о трудовых процессах, инструментах, необходимых людям разных профессий: «Узнай профессию», «Чье орудие труда», «Маленькие помощники», «Собери картинку по профессиям»,

– сюжетно-ролевые (режиссерские) игры «Конструкторское бюро», «Модельное агентство», «Салон сотовой связи», «Ферма», «Тепличное хозяйство»;

– игры-экспериментирования, отражающие специфику профессиональной деятельности взрослых системы «человек – природа», «человек – художественный образ»;

 – игры-викторины, игры-путешествия, игры-фантазии: «Изобретения времени», «Путешествие на машине времени», «Планета будущих профессий».

 

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

• Мультимедийные презентации (это наглядность, позволяющая педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов, демонстрирующих основы знаний детей о профессиях взрослых, например: «Шишкина школа», «Навигатум», «Чевостик», «Фиксики»;

– технологии, в которых используются

анимация, аудио- и видеоэффектов в общей PowerPoint презентации, которая компенсирует объем информации; активизация зрительных функций, а также глазомерных возможностей ребенка; слайд-фильмы

Это система мероприятий, направленных на выявление личностных

особенностей  интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующем его индивидуальным возможностям.

.

Каждый взрослый человек счастлив, если у него все сложилось с профессией. Не важно какая это профессия, но если он идет туда с удовольствием, на ту работу, в которой он себя нашел, то он, конечно, имеет определение счастливого человека.

 

        

В условиях детского сада мы, воспитатели, можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области. Мы можем в рамках преемственности, т.к. детский сад является первым звеном в непрерывном образовании, порекомендовать родителям в чем ребенку нужно развиваться дальше.

На сегодняшний день ранняя профориентация носит преимущественно информационный характер. Ознакомление с трудом взрослых происходит в дошкольном детстве через сказки, рассказы, общение со взрослым и средства массовой информации.

Ребенку необходимо рассказывать кем работают его родителиили бабушки и дедушки. Познакомить со спецификой различных профессий, требованиями. которые они предъявляют к человеку, а так же интересоваться. Кем он хочет стать, когда вырастет.

Чем больше ребенок впитает информации. Чем больше разнообразна и богата она будет, тем легче ему сделать выбор, который определит его жизнь.

Ребенку мало услышать, посмотреть картинки, самое главное ему важно почувствовать , ощутить,закрепить. Сделать элементарную часть , которую он может сделать совместно с взрослым .

 


Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя профориентация дошкольников

Данный материал содержит методические разработки по развитию у детей младшего дошкольного возраста ранней профориентации через сюжетно-ролевые игры: активизация и пополнение словарного запаса, развити...

Методическое сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление  дошкольной педагогики....

Консультация для педагогов "Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников"

Рекомендации  по использованию и подбору художественной и энциклопедической литературы на примере  «железнодорожные профессии»...

Материал (сюжетно-дидактическая игра и беседа) по ранней профориентации дошкольников на примере «Железнодорожные профессии»

СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА для детей старшей группы “КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ПОЕЗДЕ”  БЕСЕДА С РЕШЕНИЕМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ с детьми старшего дошкольного возраста на тему “БЫТЬ ПРИМЕРНЫМ ПАССАЖИРОМ...

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".

В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...

Педагогический совет "Ранняя профориентация дошкольников. Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников"

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение- первая ступень формирования базовых знаний о п...

Ранняя профориентация дошкольников у детей раннего возраста

Для профориентационной работы с воспитанниками ДОУ лучше всего подходят тематические сюжетно-ролевые игры, экскурсии (реальные и виртуальные), посещения выставок, наблюдения и беседы....