Консультация по теме «Рисование пластилином для детей как эффективное средство совершенствования мелкой моторики и воображения»
методическая разработка (средняя группа)

Лариса Викторовна Колосова

Рисование пластилином для детей это эффективное средство совершенствования мелкой моторики и воображения. Дошкольники с раннего возраста любят лепить, для них это одно из самых увлекательных занятий. Помимо обычной возни с пластичным материалом, их наверняка заинтересует необычная техника — пластилинография, при которой посредством пластилина на плоской поверхности создаются картины разной степени сложности. Помимо пластилина, для создания изобразительных шедевров можно использовать разные декоративные материалы, в том числе природные: бусины, мелкие камушки, бисер, пуговицы, семена, злаковые зерна, ракушки, высушенные стебельки и веточки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация по теме

 «Рисование пластилином для детей как эффективное средство совершенствования мелкой моторики и воображения»

Подготовила: Колосова Л.В., воспитатель МБДОУ ДС№71

         Рисование пластилином для детей это эффективное средство совершенствования мелкой моторики и воображения. Дошкольники с раннего возраста любят лепить, для них это одно из самых увлекательных занятий. Помимо обычной возни с пластичным материалом, их наверняка заинтересует необычная техника — пластилинография, при которой посредством пластилина на плоской поверхности создаются картины разной степени сложности. Помимо пластилина, для создания изобразительных шедевров можно использовать разные декоративные материалы, в том числе природные: бусины, мелкие камушки, бисер, пуговицы, семена, злаковые зерна, ракушки, высушенные стебельки и веточки.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей.

Основное преимущество пластилинографии — влияние на творческое развитие, привитие интереса к изобразительному и прикладному искусству. Второе ключевое достоинство рисования пластилином — совершенствование моторики пальцев и кистей. А третье — расширение кругозора, усиление познавательной активности.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Развивается волевое усилие – дети проводят больше времени при выполнении задания, стараются выполнить его до конца, формируются элементарные навыки самоконтроля (организованно готовят рабочее место, убирают его, контролируют поведение, отмечается повышенный интерес к занятиям (стараются выполнять задание правильно).

При создании работы дети знакомятся со средствами художественной выразительности (пропорция, ритм, цвет, объем, фактура, колорит).

У детей воспитываются тактильные и термические чувства пальцев, что необходимо для накопления социокультурного опыта ребенка.

Виды рисования пластилином

Пластилинография для детей бывает нескольких видов по методам лепки разных форм, слагающих рисунок:

1. Прямая — подразумевает прикрепление к плоской поверхности «шнуров»«улиток»«шаров» и прочих пластилиновых фигур. Метод применяется в 1-ой младшей группе, то есть приемлем для дошколят 2–3 лет.

2. Обратная — представляет собой выкладку пластилинового рисунка на задней поверхности прозрачной, обычно стеклянной, основы по предварительно очерченному контуру. Получается изображение, напоминающее витраж. Техника применима для 5–6-летних дошкольников.

3. Контурная — лепка, при которой рисунок формируется из «шнурков» — тонких пластилиновых полосок. Они могут быть разными по толщине, но их диаметр равен по всей длине. Детям непросто скатывать такие полоски, поэтому в детсадах рекомендуется использовать шприцы. В них нужно впихнуть пластилиновую массу, а сами шприцы погрузить в емкость с горячей водой. Когда пластилин внутри размягчится, можно приступать к рисованию. Метод рекомендован для дошкольников средней группы.

4. Мозаичная — пластилинография, при которой рисунок формируется из пластилиновых шариков разного диаметра. Рекомендуется для средней возрастной группы.

5. Многослойная — подразумевает постепенное наложение пластов пластилина разного колера. Получившийся многоцветный «торт» нужно либо согнуть пополам, либо скрутить в полоску, затем разрезать на части. Эта техника пластилинографии предназначена для дошкольников старшей группы.

6. Фактурная — пластилинография, при которой создаются выпуклые, то есть барельефные, рисунки. Степень выпячивания изображения над плоской основой может быть разной. Техника предназначена для детей подготовительной группы.

7. Модульная — лепка, при которой детали рисунка выполняются в разных вышеперечисленных техниках, затем соединяются в цельную картину. Рекомендуется для старших дошкольников. При работе с пластилином важно знать : 1. Твердый пластилин нужно разогреть перед занятием в емкости с горячей водой из под крана. 2. При работе с пластилином следует использовать как основу плотный картон (белый, цветной, чтобы не происходило ее деформация при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания, расплющивания во время закрепления предметов на горизонтальной поверхности. Можно использовать пластиковые крышки от упаковочных продуктовых коробочек.

При работе с пластилином важно знать :

1. Твердый пластилин нужно разогреть перед занятием в емкости с горячей водой из под крана.

2. При работе с пластилином следует использовать как основу плотный картон (белый, цветной, чтобы не происходило ее деформация при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания, расплющивания во время закрепления предметов на горизонтальной поверхности. Можно использовать пластиковые крышки от упаковочных продуктовых коробочек.

3. Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен. Да и работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов.

4. Вспомогательный материал: наглядный образец (картинки из сказок, деревья за окном и т. д., семена подсолнуха, арбуза, саго, фигурная вермишель, пуговки, бусинки, колпачки от фломастеров – все может пригодиться.

5. Если навыки рисования не высоки, для нанесения контура рисунка можно использовать трафареты овощей, фруктов, животных и др.

6. Готовую работу можно побрызгать лаком для волос. Так она дольше сохранится и с нее легче будет удалять пыль.

7. У ребенка должна быть салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполнения работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом. Также следует помнить, что работа над пластилиновыми картинами трудоемкая, требует усидчивости, усилий, а дети не могут сидеть долго на месте. Поэтому, чтобы ребенок не переутомился, не пренебрегайте разминками.

Методов лепки несколько, но какой выбрать, зависит от способностей дошкольников в разных возрастных группах. На освоение одних приемов достаточно затратить несколько занятий. Другие, более сложные, требуют тренировок в течение нескольких месяцев.

Рассмотрим методы лепки, применяемые на занятиях в детских садах:

• прилепливание — главный прием покрытия основы;

• размазывание — наиболее простой метод распределения пластилина;

• разглаживание — создание равномерного фонового покрытия для дальнейшего прикрепления деталей изображения, осуществляется смоченными водой кончиками пальцев;

• раскатывание — метод формирования длинной и тонкой полоски путем зажатия куска пластилина между горизонтальной поверхностью и движущейся взад-вперед ладонью;

• прищипка — прием скрепления мелких элементов;

• придавливание — соединение детали с основой или другой деталью изображения;

• скатывание — создание шаров путем вращения куска пластилина между пальцами;

• вытягивание — придание элементу конусовидной формы;

• сплющивание — превращение объемной детали в уплощенную;

• царапанье — формирование дополнительной фактурности какой-либо детали изображения, например, создание шерстинок на теле собаки или трещин на древесном стволе;

• смешение — метод создания определенных оттенков путем интенсивного разминания соединенных кусков пластилина разного колера.

При применении последнего метода необходимо учитывать некоторые нюансы. Если соединить желтый и голубой, получится зеленый. Если желтый и красный, выйдет оранжевый. А соединением красного и голубого удается сделать сиреневый. То есть принцип тот же, что и при соединении красок. Если нужно сделать оттенок темнее, примешивается небольшое количество черного. А если примешать белый пластилин, то яркий колер превратится в бледный, светлый. Если хочется, чтобы рисунок выглядел глянцевым, то при работе с пластилином пальцы должны постоянно быть влажными.

Пластилинография в средней группе

В 3–4-летнем возрасте дети уже ловчее, они хорошо умеют манипулировать пальчиками, управляться с мелкими предметами. Поэтому им можно предложить более сложные эскизы и техники рисования пластилином. Дошкольники уже способны изображать интересные образы из тонких «шнурков», работать со шприцами. В этой возрастной группе важно научить воспитанников работать аккуратно, не вылезая за контуры. Также детям непременно понравится декорировать пластилиновые рисунки дополнительными материалами. Можно предложить воспитанникам изобразить аквариумную рыбку, жар-птицу, бабочку, осеннее дерево, цветочный букет в вазе.

Ключевое назначение пластилинографии в средней группе — совершенствование творческих навыков и формирование интереса к изобразительно-прикладному искусству. Дети учатся работать по предложенному образцу, ориентироваться в пространстве, продуктивно сотрудничать с товарищами, выполнять работу до конца, адекватно оценивать собственный и чужой результат. Дошкольники уже понимают, как сосредотачиваться, проявлять аккуратность и внимательность.

Можно сделать вывод, что использование пластилинографии благотворно влияет на развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста. Дети, осваивают различные технологические приёмы и способы работы с пластилином, что способствует развитию мелкой моторики рук, внимания, мышления, воображения. У детей повышается интерес к работе с пластилином, они проявляют усидчивость и стремление к успешному завершению своих работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: «Игровой самомассаж кистей рук как средство совершенствования мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня»

Игровой самомассаж — это уникальное средство, которое оказывает комплексное комбинированное воздействие на ребёнка, важным аспектом которого Игровой самомассаж — это уникальное средст...

Мастер – класс для родителей: «Работа с бумагой в технике «оригами» как эффективное средство развития мелкой моторики у детей»

Познакомить родителей с техникой оригами, сформировать у них специальные знания в вопросах развития мелкой моторики рук и как следствие развитие речи и мышления. ...

«Нетрадиционная техника лепки как эффективное средство развития мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей у детей»

 Лепка относится к такой образовательной области, как художественно-эстетическое развитие. Лепка уникальна тем, что помимо воздействия на речь ребенка она развивает творческие способности,...

Пальчиковая гимнастика, как эффективное средство развития мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта

Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре гол...