Мои выступления и презентации.
учебно-методический материал
Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация: «Индивидуальный подход к ребенку при изучении рассказыванию.»
Воспитатель: Гутовская В.А.
Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, задача воспитателя дать ребёнку возможность развития своих речевых способностей, с учетом индивидуальных особенностей.
Чтобы достичь этой цели необходимо правильное планирование и эффективное проведение работы по речевому развитию детей. Это возможно только тогда, когда педагог знает возрастные особенности развития речи и умеет соотнести с ними индивидуальные особенности каждого ребёнка. Возрастные особенности раскрываются в методическом пособии, а индивидуальные особенности при обследовании состояния речи детей в начале учебного года. По результатам обследования педагог определяет сильные и слабые стороны речи каждого ребёнка и намечает пути работы в детском саду и в семье.
Опыт рассказывания накапливался постепенно. Хочу заметить, что при индивидуальной работе не все дети могут слышать рассказчика, а рассказчики не всегда чувствуют себя в центре внимания. Поэтому можно выбрать такой вариант обучения: занятия парами, подгруппами. При этом не нарушается принцип индивидуального подхода, так как каждый ребёнок по – прежнему упражняется в составлении рассказов, получая индивидуальную помощь и оценку сверстников.
Виды рассказывания в детском саду
1. Рассказывание по игрушкам и предметам;
2. Рассказывание по картине, по серии сюжетных картин;
3. Рассказывание из личного опыта;
4. Творческое рассказывание (рассказывание по предложенным сюжетам).
Рассказывание по игрушкам и рассказывание по картинам.
Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому воспитатель учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине.
В средней группе на занятиях по развитию речи широко используются картины, изданные в качестве учебных наглядных пособий для детских садов. Цель обучения – учить детей описывать изображенное на картине. В средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться и совершенствоваться в старшей группе.
В среднем возрасте на занятиях по рассматриванию картин дошкольники упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается.
Все это – подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения — в старшей и подготовительной группах.
В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. Дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.
В подготовительной группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития.
Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие.
Рассказывание из личного опыта
Начиная со старшей группы, в детском речевом творчестве, значительное место занимают рассказы детей о себе, о дружбе, об интересных прогулках и играх. Рассказам на темы из детского опыта должно быть уделено большое внимание, так как при этом создаются условия для возникновения живой непосредственной связи между занятиями и игровым творчеством детей.
Часто рассказы из опыта связаны с наблюдениями природы.
Ко времени перехода в подготовительную группу дети накапливают первоначальный опыт рассказывания на темы, отражающие их игры, наблюдения, прогулки, трудовые дела, взаимоотношения в коллективе.
В подготовительной группе воспитатель продолжает упражнять детей в рассказывании на темы из личного опыта. Учитывая приобретенные навыки, воспитатель повышает требования к рассказам, добивается проявления детьми большей активности и самостоятельности. Надо избегать штампов, поощряя поиск вариантности в раскрытии сюжета или в поиске слов определений одних и тех же описываемых явлений.
Рассказы детей седьмого года жизни несколько сложнее по структуре и по грамматическому строю, в них передается значительно больше фактического материала. Ребенок все чаще сам, без дополнительных вопросов и указаний взрослого, поясняет события, о которых рассказывает.
Таким образом, в подготовительной к школе группе продуктивно осуществляется обучение рассказыванию на материале накопленного детьми опыта, которое входит в общую систему занятий по развитию связной речи.
Творческое рассказывание (рассказывание по предложенным сюжетам)
Занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей старшего дошкольного возраста и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности.
Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию является вопрос о выборе сюжетов. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумать рассказ, сказку с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребенка, уровню его речевого развития, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой деятельности.
Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями. Дети могут сочинять также и небылицы. Творческими могут быть сочинения не только повествовательного, но и описательного характера.
Важную роль играет анализ детских рассказов. Необходимо не только обучать детей составлению связного, законченного рассказа, но и умению его анализировать, объяснять. Дети должны отметить интересно придуманный сюжет, его оригинальность, повторять наиболее понравившиеся слова, выражения, предложения.
Обучение рассказыванию способствует развитию мышления, установлению причинно-следственных связей и воспитанию чувств.
Какие же требования предъявляются к качеству любого рассказа детей?
Во – первых, рассказ должен быть связным и понятным для слушателей;
Во – вторых, рассказ, особенно у детей старшей группы, должен быть коротким. Важна передача наиболее характерного и важного;
В – третьих, рассказ должен быть самостоятельным, в полном смысле монологом, т. е. не прерываться.
Какими же методами можно обучать рассказыванию детей дошкольного возраста?
Совместное рассказывание. Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он применяется в младших группах, преимущественно в индивидуальной работе, а в средней со всеми детьми. Воспитатель выполняет самую сложную функцию – планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи. Совместное рассказывание сочетается с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям.
Образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования.
Образец рассказа наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания и заимствования детьми. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным.
Как разновидность образца рассказа используется частичный образец – начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и применяется при закреплении умения рассказывать или для демонстрации детям вариантов творческого выполнения задания.
Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.
План рассказа – это 2 – 3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения.
План рассказа используется во всех видах рассказывания.
- При описании игрушек, предметов он помогает последовательному вычленению и характеристике их деталей, признаков и качеств, а в повествовании – отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета.
-В рассказывании из опыта вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке.
-В творческом рассказывании план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и направляет мысль ребенка.
В старшей группе дети могут допускать отклонения от плана, воспитатель постепенно приучает их к определенной последовательности в рассказе, обращает внимание на нарушение логики, неполноту рассказа. В подготовительной группе дети могут воспроизводить план (термин «план» не употребляется) и контролировать следование ему рассказчиками. Здесь используется также совместное составление плана воспитателя и детей, а также самостоятельное продумывание детьми плана своих рассказов.
План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением. Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании, он помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представления о их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства.
Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель может повторить весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы. Затем рассказ повторяют дети. Ценность этого приема состоит в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.
Составление рассказа по частям – по существу также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста, как в приведенном выше примере рассказывания по серии сюжетных картинок.
В обучении рассказыванию особое значение имеет обогащение мотивов речевой деятельности детей. Мотивационные установки делают процесс обучения интересным, привлекательным, повышают активность детей и качество их рассказов. В младшей и средней группах это, главным образом, игровые мотивы («Расскажем про зайчика, который хочет поиграть с ребятами»; «Незнайка просит научить рассказывать сказки про»). В старших группах это социальные мотивы («Придумайте сказки для малышей»; «Запишем самые интересные сказки и составим книгу»).
Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй, при этом воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности детей.
Умение рассказывать, помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Учить ребёнка правильной, красивой речи, учить весело и увлечённо, дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребёнок талантлив и успешен - задача воспитателя.
Предварительный просмотр:
«Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста совместно с родителями.»
Воспитатель: Гутовская В.А.
Одним из эффективных и интересных методов, которых помогают активизировать познавательную деятельность, и способствует, развитию речи является использование инновационной технологии «Синквейн»
Слово «синквейн» происходит от французского cinquains (пятистишие). Синквейн — это своеобразная творческая работа,
нерифмованный поэтический текст, состоящий из пяти строк, написанных по определённой схеме.,
Первые синквейны возникли почти сто лет назад в Соединённых Штатах. Считается, что синквейн возник, основываясь на принципах создания восточных поэтических форм.
Он появился, как попытка европейцев воспроизвести магию японского стиха.
- Первая строчка стихотворения — это его главная тема. Представлена она всего одним словом - существительным.
- Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих главную мысль, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
- В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия в рамках темы. В третьей строке три слова.
- Четвертая строка — это уже целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме, а также крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
- Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения, в форме междометия или существительного.
Составлять синквейн очень просто и интересно.
Любовь
Сказочная, фантастическая
Приходит, окрыляет, делает добрее
Удержать ее умеют единицы
Мечты
Дети.
Прекрасные, озорные.
Играют, шалят, радуют.
Цветы нашей жизни.
Радость.
Лето
Жаркое, веселое
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!
Весна
Теплая, яркая
Расцветает, зеленеет, радует.
Природа просыпается.
Здорово!
Солнце
Жаркое, далекое
Согревает, светит, радует нас.
Я люблю солнце.
Яркая звезда.
Дом
Большой, красивый
Защищает, греет
Нужен всем людям.
Убежище
Семья.
Поддерживающая, надёжная.
Объединяет, помогает, наставляет.
Без семьи жить сложнее.
Любовь.
Синквейн — это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений. Именно поэтому синквейн, как метод обучения, приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательном процессе.
Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого занятия. А также, для совместной деятельности ребенка и родителей. Он помогает:
- Обогащает словарный запас.
- Учит выделять главное.
- Развивает речь.
- Развивает образное мышление.
- Повышает интерес к изученному материалу.
- Учит чётко формулировать свои мысли.
- Развивает творческие способности.
- Учит применять полученные знания на практике.
Составлять синквейны нравится не только детям, но и взрослым. Сочиняйте вместе с детьми, вовлеките своего ребёнка в этот полезный и увлекательный мир творчества.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Алгоритм подготовки экспериментов . 1. Выбор объекта исследования. 2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстраций, зарисовка отдельных явлений). 3. Определение типа, вида и тематики эксперимента. 4.Выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные). 5.Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления. 6.Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования и пособий. 7.Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона и возраста детей, изучаемой темы. 8.Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдения, коллажи, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования. 9. Уточнение, каким будет эксперимент-краткосрочным или долгосрочным. 10. Прогнозирование результатов. 11. Закрепление последовательности действий. 12. Закрепление правил безопасности.
Структура экспериментов. 1.Постановка исследовательской задачи (при помощи воспитателя в раннем, младшем, среднем возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте). 2.Прогнозирование результатов (в старшем возрасте). 3.Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления эксперимента. 4.Уточнение плана исследования. Распределение детей на подгруппы, выбор лидеров группы, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старшей дошкольный возраст). 5.Выбор оборудование и его размещение вместе с детьми в зоне исследования. 6.Выполнение эксперимента (под руководством педагога). 7.Наблюдение результатов эксперимента. 8.Фиксирование результатов эксперимента. 9.Формулировка выводов (при помощи воспитателя в младшем возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).
Цели проекта : Образовательная: - расширять представления детей о явлениях окружающего мира средствами физического эксперимента; способствовать накоплению у детей конкретных, представлений о свойствах воды, льда. Развивающая: -- развивать интерес к познанию и личностное стремление к практическому исследованию; развивать познавательную активность дошкольников, умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитательная - формирование позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой; способствовать формированию умения видеть необычное, новое в привычном и обыденном.
Методы и приёмы опытно-экспериментальной деятельности: 1)беседы с детьми о воде и льде 2)чтение художественной литературы 3)рассматривание иллюстраций 4)самостоятельное рисование 5 )отгадывание загадок о разных состояниях воды 6 )постановка и решение вопросов проблемного характера 7)наблюдения 8)опыты 9)дидактические игры 10)игровые обучающие и творчески развивающие ситуации 11)трудовые поручения, действия
Наблюдение и создание снежинок Капельки, которые поднялись в воздух, в холодное время года при низкой температуре превращаются в снежинки и выпадают на землю в виде снега. Снег – атмосферные осадки, белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда.
Польза снега для природы и человека. Снег – защита растений от замерзания. В снежные зимы толстый слой снега, как покрывало, укрывает землю, защищая и согревая семена, ростки, корни. Благодаря снежному покрову почва обогащается полезными микроэлементами, насыщается влагой.
Вода и снег- помощник лыжнику. Когда вы катитесь на лыжах, снег под лыжами немного тает, и образуется тончайший слой воды, по которой и скользят лыжи.
Игры и эксперименты Снег липнет и из него можно лепить разные формы Снег можно покрасить На морозе вода замерзает и превращается в лед
ОООООО Опыты Воду можно подкрасить Лёд тоже будет цветным Лёд такой же формы как сосуд, в котором замерзала вода
Фиксация результатов опытов и наблюдений. Наблюдаемые явления фиксируются для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы.
Итогом проекта « Сказочные свойства воды зимой » : С тало возведение «Цветного ледяного дворца» на участке детского сада. Проект позволил детям расширить знания о свойствах воды и льда. Дети сделали выводы: На морозе частички воды двигаются медленнее, поэтому вода, жидкость, превращаются в лед, твердое тело. При замерзании лед принимает форму сосуда в котором замерз. Лёд очень холодный, им можно пораниться. Узнали, что по этой же причине язык может прилипнуть к холодному металлу. Во время проекта дети активизировали самостоятельную познавательную деятельность; учились задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта; комментировать свои действия в рамках определенной темы; следовать простому алгоритму в работе; выполнять правила, организовать свою работу; контролировать поведение, общаться в группе, сотрудничать со взрослыми и с детьми . Во время совместной исследовательской деятельности дети получили ответ на свой вопрос: «Зимой играть с водой можно, соблюдая технику безопасности»
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление и презентация на тему "Особенности педагогического руководства сюжетно - ролевой игрой в разных возрастных группах ДОУ "(с учётом ФГТ).
В данном выступлении раскрыта роль сюжетно - ролевой игры на современом этапе. её отражение в нормативных документах. Дан сравнительный анализ двух подходов к организаци и руководству сюжетно ролевой ...
выступление к презентации
формирование основ музыкальной культуры дошкольников...
Текст выступления к презентации ФГОС ДО и ФГОС НОО: проблемы преемственности.
Текст выступления....
"Три орешка для мамочки" Выступление и презентация для собрания родителей подготовительной группы
Это выступление – концентрированный, систематизированный, упрощенный для восприятия родителями и дополненный презентацией вариант стенгазеты, представленный на одном из собраний в старших группах.Цель...
Выступление к презентации на методическом объединении музыкальных руководителей
Выступление на методическом объединении музыкальных руководителейтема "Организация, подготовка и проведение праздника"...
Выступление и презентация на ГМО, Закаливание в детском саду: Рижский метод
Выступление на ГМО, Закаливание в детском саду: Рижский метод...
Выступление и презентация на тему "Дети, которые играют в игры"
Статья предназначена как для родителей, так и для воспитателей детских садов. К большому сожалению взрослые в обучении дошкольников нацелены на классно-урочную систему и недооценивают игру, как естест...