Инновационные подходы к организации двигательной активности детей в ДОУ
консультация (старшая группа)
Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Российская Академия медицинских наук
Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из основных целей любого ДОУ. Ежегодно, не зависимо от годовых задач детского сада, коллектив ДОУ уделяет внимание укреплению здоровья и физическому развитию воспитанников и, в соответствии с этим, решает задачи воспитательно-образовательной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivnost.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Российская Академия медицинских наук
Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из основных целей любого ДОУ. Ежегодно, не зависимо от годовых задач детского сада, коллектив ДОУ уделяет внимание укреплению здоровья и физическому развитию воспитанников и, в соответствии с этим, решает задачи воспитательно-образовательной работы.
Сегодня я хочу познакомить вас с инновационными формами физкультурно-оздоровительной работы с детьми от 3 до 7 лет.
Оздоровительно-игровой «час».
«Час» двигательного творчества.
Динамический «час»
При внедрении новой формы работы — оздоровительно-игрового «часа», следует учитывать: продолжительность и интенсивность двигательной активности, обогащение содержания и увеличение количества основных движений, индивидуальные особенности в объеме и виде основных движений, ярко выраженная тенденция к повышению двигательной активности в весенне-летний период и ее снижению в осенне-зимний период.
Основным приемом организации такого «часа» для малышей является «игровой момент». Оздоровительно-игровой «час» для малышей организуется воспитателем после дневного сна. Его длительность составляет для детей с 2 до 3 лет — 8—10 мин. Ведущая роль в данной форме работы с детьми, естественно, принадлежит воспитателю. Организация оздоровительно-игрового часа предусматривает творческий подход: воспитатель может использовать игру, музыкальное сопровождение, ввести дополнительные игровые персонажи, использовать художественное слово и др. Но при этом необходимым условием остается учет оптимальной физической нагрузки и эмоциональное состояние малышей.
Другой формой физического развития детей от 3 до 7 лет может быть «час» двигательного творчества, который организуется в физкультурном зале, Дети имеют возможность сами выбрать вид двигательной деятельности, спортивный инвентарь, партнера и т.д., другими словами, дети могут почувствовать себя хозяевами в спортивном зале, освоить его пространство. Отсутствие внешней регламентации позволяет им оценивать собственные действия как успешные или неуспешные. Самостоятельное перемещение в зале способствует снятию зажатости, нерешительности, скованности, развивает уверенность в своих силах, в своей безопасности и причастности к общему делу. Для часа двигательного творчества используются разнообразные виды движения: от хорошо знакомых детям подвижных игр до совместной с взрослым или сверстниками деятельности в организованном физическом пространстве. Час двигательного творчества проводится во второй половине дня в спортивном зале под непосредственным контролем и при активном участии воспитателя. Поощряется также участие родителей. Все это стимулирует активность детей («мы сами»), они начинают интересоваться умениями товарищей, помогают друг другу, обмениваются опытом, учатся действовать совместно, уверенно ориентируются в спортивном зале.
В образовательный процесс может быть введен дополнительный час физкультурной деятельности — динамический «час», который организуется воспитателем на дневной прогулке. Его длительность составляет 18—20 мин в группах младшего и среднего возраста, 25—30 мин в группах старшего дошкольного возраста. Содержание определяется в соответствии с возрастом детей.
Вместо классической организации физкультурной деятельности на воздухе упор сделан на основной вид детской деятельности - игру.
Структура динамического часа состоит из двух частей.
1. Оздоровительная разминка подготавливает организм к физической нагрузке. В игровой форме используются различные виды ходьбы, бега, прыжков, имитационные движения, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки.
2. Оздоровительно-развивающая — тренировка определенного вида физических умений и навыков, развитие физических качеств, формирование умения играть вместе в подвижные игры.
Число заданий в первой и второй частях зависит от возраста детей, погодных условий, двигательной активности и умений, места проведения динамического часа и т.д. Для повышения интереса к выполнению заданных упражнений используются образно-игровые сюжеты: «циркачи», «юные следопыты», «индейцы», «оленеводы» и др.
В зависимости от времени года, места проведения, погодных условий и поставленных задач можно рекомендовать несколько вариантов построения динамического часа:
• игровые упражнения, подвижные и спортивные игры;
• игровые упражнения, игры-эстафеты;
• игровые упражнения, хороводные игры.
В наиболее холодные зимние месяцы (январь—февраль) динамический час организуется в спортивном зале при соблюдении температурного режима, в облегченной одежде. Динамический час организуется воспитателем в соответствии с перспективным планом.
Система здоровьесберегающих физкультурно-оздоровительных мероприятий, реализуемая ДОУ, и контроль за организацией инновационных форм двигательной активности позволят разнообразить педагогическую деятельность и добиться лучших результатов в освоении основных видов движений. Без увеличения нагрузки детям может быть предложена насыщенная разнообразными возможностями двигательная деятельность, что позволит реализовать главную их потребность — потребность в движении.
Формы оздоровительной работы
в течение дня
УТРО:
- дидактические игры о здоровье (« Еда для здоровяков и еда для хлюпиков»);
- массаж точек;
- дыхательная гимнастика;
- музыкотерапия, сказкотерапия, смехотерапия (использовать юмор);
- индивидуальная пальчиковая гимнастика;
- упражнения для язычка (артикуляционная гимнастика);
- утренняя гимнастика.
ЗАНЯТИЯ:
- по валеологии, ОБЖ, физкультура (спортивная форма для детей, чешки)
- между занятиями звуковые игры, физкультминутки; имитационные движения, любимые игровые приёмы.
ИГРЫ:
- подвижные, дидактические ( «Опасно-безопасно»);
- ребусы, кроссворды, головоломки (стимуляция учебной деятельности).
ПРОГУЛКА:
- одежда в соответствии со временем года и погодой;
- ароматерапия (понюхать запах почек);
- подвижные игры;
- труд (коллективный, индивидуальный);
- индивидуальная работа по отработке ОВД;
- спортивно-игровые упражнения;
Не наказывать ребенка ограничением движения – это физическое наказание!
Детям не рекомендуется поднятие и перенос тяжестей!
ОБЕД (подготовка к обеду, мытьё рук):
- ароматерапия «Чем пахнет мыло? (привитие культурно-гигиенических навыков)
Следить, чтобы дети не пили сырую воду, не обливались!
СОН:
-сон при открытых фрамугах;
- гигиенические процедуры (полоскание рта, умывание);
- чтение книг, музыкотерапия (легкая тихая музыка – звуки природы, голоса птиц);
- полезен успокаивающий массаж;
- аутотренинг, релаксация.
ПОДЪЁМ:
- бодрящая гимнастика, самомассаж;
- гимнастика в постели;
- закаливание (ходьба по нестандартному оборудованию – упражнения на пуговичных ковриках, массажные дорожки, солевое закаливание);
- воздушное закаливание (переход из теплой спальни в более прохладное помещение – группу);
КРУЖКОВАЯ РАБОТА:
- ритмопластика, развлечения, соревнования
ВЕЧЕР:
- упражнения на профилактику плоскостопия, осанки;
- ручной труд – вышивание;
- соревнования «Армрестлинг»;
- фитобар (травяные чаи);
- трудотерапия, подвижные игры, витаминотерапия
СОБЛЮДАТЬ РЕЖИМ ДНЯ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных подходов при организации двигательной деятельности в ДОУ
Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою...
Индивидуально-дифференцированный подход при организации двигательной активности с детьми, имеющими нарушения зрения.
Зрение – самый мощный источник знаний об окружающем мире, о явлениях, происходящих вокруг...
Индивидуальный подход в организации двигательной активности у детей дошкольного возраста
Одним из условий успешной реализации проведения занятий по физической культуре является обеспечение индивидуально – дифференцированного подхода к детям...
Инновационные и нетрадиционные методы и приёмы организации двигательной активности детей для развития инициативы, самостоятельности и творчества.
Инновационные и нетрадиционные методы и приёмы организации двигательной активности детей для развития инициативы, самостоятельности и творчества. ...
Презентация "Гендерный подход в организации двигательной активности дошкольников"
1слайд.ТЕМА: "Гендерный подход в организации двигательной активности дошкольников"2 слайд.Что такое гендер?Понятие гендера затрагивает психические, культурные и социальные различия, а п...
Инновационный коллайдер (практикум для педагогов) «Организация двигательной активности детей на свежем воздухе»
Инновационный коллайдер (практикум для педагогов) «Организация двигательной активности детей на свежем воздухе»...