Современные методы диагностики речевых нарушений
материал (старшая группа)
Педагогическая диагностика насчитывает столько же лет, сколько и вся педагогическая деятельность.
Диагностика – это теория и практика постановки диагноза.
«Диагноз» - подразумевает определение сущности, причины какого-либо нарушения с целью его коррекции, что влечет за собой определенное решение о педагогическом воздействии на данный объект. Установив причины речевых нарушений, намечаются меры по их устранению, компенсации с учетом резервных возможностей каждого ребенка, что требует частичного обследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_metody_diagnostiki.docx | 18.29 КБ |
mo_logopedov.pptx | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида № 11 «Василёк» города Белореченска
муниципального образования Белореченский район
Современные методы диагностики речевых нарушений
(из опыта работы)
Районное методическое объединение
учителей-логопедов ДОО
Подготовила:
учитель-логопед МАДОУ Д/С 11
Карасева Валентина Ивановна
Белореченск
Чтобы логопедом стать
Нужно многое уметь;
Очень важно педагогам
Диагностикой владеть…
Педагогическая диагностика насчитывает столько же лет, сколько и вся педагогическая деятельность.
Диагностика – это теория и практика постановки диагноза.
«Диагноз» - подразумевает определение сущности, причины какого-либо нарушения с целью его коррекции, что влечет за собой определенное решение о педагогическом воздействии на данный объект. Установив причины речевых нарушений, намечаются меры по их устранению, компенсации с учетом резервных возможностей каждого ребенка, что требует частичного обследования.
Под диагностической деятельностью понимается процесс, в ходе которого с использованием диагностического инструментария или без него, соблюдая необходимые критерии качества, мы наблюдаем за детьми, обрабатываем полученные результаты, что помогает не только установить причины речевого дефекта, но и дать вероятный прогноз.
Существенными вопросами применения речевых диагностических методик являются: удобство пользования, простота обработки данных, их доступность и понятность.
Немаловажное значение имеет и то, в каких условиях происходит исследование, кто его проводит и как затем используются логопедические, неврологические, психологические данные в общем заключении о ребёнке, в постановке диагноза.
Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.
Что входит в логопедическое обследование?
В нашем детском саду в первые две недели сентября и последние две недели мая учителя-логопеды проводят комплексное обследование развития детей с речевыми нарушениями. Для обследования детей мы используем альбомы О.Б. Иншаковой, В.С.Володиной.
Обследование устной речи дошкольников проводится индивидуально традиционными логопедическими приемами.
Каждый ребёнок, посещающий группу компенсирующей направленности № 9 для детей с ОНР, обследуется 2 раза в год (сентябрь - май) по следующим параметрам:
1. Звукопроизношение
2. Фонематические процессы
3. Словарный запас
4. Грамматический строй
5. Связная речь
6. Слоговая структура
Критерии оценки уровня функции приведены в виде таблицы. Оценка уровня составляет от 1 до 5 (Приложение 1).
Для большей наглядности составлена групповая таблица путём выведения среднего балла по каждой речевой функции в начале и конце года:
1 – низкий уровень;
2 – ниже среднего;
3 – средний;
4 – выше среднего;
5 - высокий
Средние баллы и фамилии обследованных детей заносятся в таблицу.
А затем оформляются в виде диаграммы, где наглядно в процентном соотношении можно увидеть результаты мониторинга. Подведение мониторинга проведено по итогов результатов за март 2020 года, в связи с прекращением деятельности Д/С из-за объявленной пандемии коронавируса COVID-19.
Подобная форма мониторинга коррекционно-развивающей логопедической работы способствует более глубокому и детальному изучению речевого развития каждого воспитанника и помогает наметить наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии.
Пока идёт обследование детей, собираются анамнестические данные в виде анкетирования родителей (законных представителей). По анамнестическим данным уточняются как проходила беременность и роды, вскармливание, особенности речевого и физического развития с момента рождения до трех лет.
Затем обрабатываем результаты диагностики, заносим в речевые карты в соответствии с заключением(для детей с ОНР и ТНР «неговорящих») Речевые карты разработаны, дополнены учителями-логопедами МАДОУ Д/С 11 и утверждены на ПМПк МАДОУ Д/С 11 (2018 год). И приступаем к планированию коррекционной работы.
Все полученные данные помогают учителю-логопеду понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
По результатам диагностики учитель-логопед делает заключение о состоянии речи ребёнка. По показаниям планируется индивидуальный план работы , учитывающий его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Альбомы для диагностики развития речи детей Альбом предназначен для занятий с детьми 3-6 лет. Он будет полезен при обследовании речи дошкольников. Упражнения пособия помогут развить мышление, научат устанавливать причинно-следственные связи, находить сходство и различие между предметами. В альбоме представлен иллюстративный материал для обследования устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, который позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи ребёнка.
МОНИТОРИНГ КОРРЕКЦИОННО – ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Каждый ребёнок, посещающий группу компенсирующей направленности для детей с ОНР, обследуется 2 раза в год (сентябрь-май) по следующим параметрам: 1.Звукопроизношение 2. Фонематические процессы 3. Словарный запас 4. Грамматический строй 5. Связная речь 6. Слоговая структура Критерии оценки уровня функции приведены в виде таблицы. Оценка уровня составляет от 1 до 5.
Средние баллы и фамилии обследованных детей заносятся в таблицу. Подобная форма мониторинга коррекционно-развивающей логопедической работы способствует более глубокому и детальному изучению речевого развития каждого воспитанника и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии. Для большей наглядности составлена групповая таблица путём выведения среднего балла по каждой речевой функции в начале и конце года: 1 – низкий уровень; 2 – ниже среднего; 3 – средний; 4 – выше среднего; 5 - высокий
Таблица мониторинга речевого развития детей Результаты речевого развития детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности №9 для детей с ОНР за 2019-2020год
Мониторинг речевого развития детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности № 9 для детей с ОНР 2019-2020 год Подведение мониторинга проведено по итогов результатов за март 2020 года, в связи с прекращением деятельности Д/С из-за объявленной пандемии коронавируса COVID-19 .
Анкетирование родителей (законных представителей) (сбор анамнестических данных)
Речевые карты (для детей с ОНР и ТНР) Речевые карты разработаны, дополнены учителями-логопедами МАДОУ Д/С 11 и утверждены на ПМПк МАДОУ Д/С 11 (2018 год).
Спасибо за внимание! 352637, Краснодарский край, г. Белореченск, ул. Интернациональная, 5 https://madouds11.tvoysadik.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ
}Задания должны быть яркими, красочными, а занятия по диагностике и тренировке внимания желательно проводить с детьми дошкольного возраста в игровой форме и не дольше, чем 15 минут в день.1. К п...
Дифференциальная диагностика речевых нарушений (таблица).
Дифференциальная диагностика речевых нарушений (таблица для логопедов)....
Современные методы диагностики
Современные методы диагностики...
Значение ИКТ в ранней диагностике речевых нарушений
Данный материал предназначен для работы с детьми, имеющими задержку речевого развития....
Консультация для воспитателей на тему: "Современные методы диагностики готовности детей к обучению в школе"
Данная консультация была разработана для воспитателей, для поверхностного ознакомления с методиками определения готовности к школьному обучению"...
Методы и приемы ранней диагностики речевых нарушений у детей
Учитывая, что становление речи у ребенка связано с развитием сенсорной деятельности, психики, моторики, особенно тонкой, с раннего возраста важно уметь определить наличие у него речевых нарушений....
: Нарушение речи. Методы исправления речевых нарушений
консультация...