Современные методы диагностики речевых нарушений
материал (старшая группа)

Карасева Валентина Ивановна

        Педагогическая диагностика насчитывает столько же лет, сколько и вся педагогическая деятельность.

        Диагностика – это теория и практика постановки диагноза.

        «Диагноз» - подразумевает определение сущности, причины какого-либо нарушения с целью его коррекции, что влечет за собой определенное решение о педагогическом воздействии на данный объект. Установив причины речевых нарушений, намечаются меры по их устранению, компенсации с учетом резервных возможностей каждого ребенка, что требует частичного обследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_metody_diagnostiki.docx18.29 КБ
Файл mo_logopedov.pptx1.72 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида № 11 «Василёк» города Белореченска  

муниципального образования Белореченский   район

Современные методы диагностики речевых нарушений

(из опыта работы)

Районное   методическое объединение

учителей-логопедов ДОО

Подготовила:

учитель-логопед МАДОУ Д/С 11

Карасева Валентина Ивановна

Белореченск

                                                                Чтобы логопедом стать

                                                                Нужно многое уметь;

                                                                Очень важно педагогам

                                                                Диагностикой владеть…

        Педагогическая диагностика насчитывает столько же лет, сколько и вся педагогическая деятельность.

        Диагностика – это теория и практика постановки диагноза.

        «Диагноз» - подразумевает определение сущности, причины какого-либо нарушения с целью его коррекции, что влечет за собой определенное решение о педагогическом воздействии на данный объект. Установив причины речевых нарушений, намечаются меры по их устранению, компенсации с учетом резервных возможностей каждого ребенка, что требует частичного обследования.

        Под диагностической деятельностью понимается процесс, в ходе которого с использованием диагностического инструментария или без него, соблюдая необходимые критерии качества, мы наблюдаем за детьми, обрабатываем полученные результаты, что помогает не только установить причины речевого дефекта, но и дать вероятный прогноз.

        Существенными вопросами применения речевых диагностических методик являются: удобство пользования, простота обработки данных, их  доступность и понятность.

        Немаловажное значение имеет и то, в каких условиях происходит исследование, кто его проводит и как затем используются логопедические, неврологические, психологические данные в общем заключении о ребёнке, в постановке диагноза.

        Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития. 

  

Что входит в логопедическое обследование?

В нашем детском саду   в первые две недели сентября и последние две недели мая учителя-логопеды проводят комплексное обследование развития детей с речевыми нарушениями. Для обследования детей мы  используем альбомы О.Б. Иншаковой, В.С.Володиной.

 Обследование устной речи дошкольников  проводится индивидуально традиционными логопедическими приемами.

       Каждый ребёнок, посещающий группу компенсирующей направленности № 9 для детей с ОНР, обследуется 2 раза в год (сентябрь - май)  по следующим параметрам:

1. Звукопроизношение

2. Фонематические процессы

3. Словарный запас

4. Грамматический строй

5. Связная речь

6. Слоговая структура

  Критерии оценки уровня функции приведены в виде таблицы. Оценка уровня составляет от 1 до 5 (Приложение 1).

             Для большей наглядности составлена групповая таблица путём выведения среднего балла по каждой речевой  функции в начале и конце  года:

1 – низкий уровень;

2 – ниже среднего;

3 – средний;

4 – выше среднего;

5 -  высокий

     Средние баллы и фамилии обследованных детей заносятся в таблицу.

А затем оформляются в виде диаграммы, где наглядно в процентном соотношении можно увидеть результаты мониторинга. Подведение мониторинга проведено по итогов результатов за март 2020 года, в связи с прекращением деятельности Д/С из-за объявленной  пандемии  коронавируса COVID-19.

     Подобная форма мониторинга коррекционно-развивающей логопедической работы способствует более глубокому и детальному изучению речевого развития каждого воспитанника и помогает наметить наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии.

     Пока идёт обследование детей, собираются анамнестические данные в виде анкетирования родителей (законных представителей). По анамнестическим данным уточняются как проходила беременность и роды, вскармливание, особенности речевого и  физического развития с момента рождения до трех лет.

Затем обрабатываем  результаты диагностики, заносим  в речевые карты в соответствии с заключением(для детей с ОНР и ТНР «неговорящих») Речевые карты разработаны, дополнены  учителями-логопедами МАДОУ Д/С 11 и утверждены на ПМПк МАДОУ Д/С 11 (2018 год). И приступаем к планированию коррекционной работы.

      Все полученные данные помогают учителю-логопеду понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
      По результатам диагностики учитель-логопед делает заключение о состоянии речи ребёнка. По показаниям планируется индивидуальный план работы , учитывающий его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 «Василёк» города Белореченска муниципального образования Белореченский район Современный подход к диагностике речевых нарушений РМО учителей-логопедов ДОО (из опыта работы ) Подготовила: учитель-логопед первой квалификационной категории Карасева Валентина Ивановна

Слайд 2

Альбомы для диагностики развития речи детей Альбом предназначен для занятий с детьми 3-6 лет. Он будет полезен при обследовании речи дошкольников. Упражнения пособия помогут развить мышление, научат устанавливать причинно-следственные связи, находить сходство и различие между предметами. В альбоме представлен иллюстративный материал для обследования устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, который позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи ребёнка.

Слайд 3

МОНИТОРИНГ КОРРЕКЦИОННО – ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Каждый ребёнок, посещающий группу компенсирующей направленности для детей с ОНР, обследуется 2 раза в год (сентябрь-май) по следующим параметрам: 1.Звукопроизношение 2. Фонематические процессы 3. Словарный запас 4. Грамматический строй 5. Связная речь 6. Слоговая структура Критерии оценки уровня функции приведены в виде таблицы. Оценка уровня составляет от 1 до 5.

Слайд 4

Средние баллы и фамилии обследованных детей заносятся в таблицу. Подобная форма мониторинга коррекционно-развивающей логопедической работы способствует более глубокому и детальному изучению речевого развития каждого воспитанника и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии. Для большей наглядности составлена групповая таблица путём выведения среднего балла по каждой речевой функции в начале и конце года: 1 – низкий уровень; 2 – ниже среднего; 3 – средний; 4 – выше среднего; 5 - высокий

Слайд 5

Таблица мониторинга речевого развития детей Результаты речевого развития детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности №9 для детей с ОНР за 2019-2020год

Слайд 6

Мониторинг речевого развития детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности № 9 для детей с ОНР 2019-2020 год Подведение мониторинга проведено по итогов результатов за март 2020 года, в связи с прекращением деятельности Д/С из-за объявленной пандемии коронавируса COVID-19 .

Слайд 7

Анкетирование родителей (законных представителей) (сбор анамнестических данных)

Слайд 8

Речевые карты (для детей с ОНР и ТНР) Речевые карты разработаны, дополнены учителями-логопедами МАДОУ Д/С 11 и утверждены на ПМПк МАДОУ Д/С 11 (2018 год).

Слайд 9

Спасибо за внимание! 352637, Краснодарский край, г. Белореченск, ул. Интернациональная, 5 https://madouds11.tvoysadik.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ

}Задания должны быть яркими, красочными, а занятия по диагностике и тренировке внимания желательно проводить с детьми дошкольного возраста в игровой форме и не дольше, чем 15 минут в день.1. К п...

Дифференциальная диагностика речевых нарушений (таблица).

Дифференциальная диагностика речевых нарушений (таблица для логопедов)....

Современные методы диагностики

Современные методы диагностики...

Значение ИКТ в ранней диагностике речевых нарушений

Данный материал предназначен для работы с детьми, имеющими задержку речевого развития....

Консультация для воспитателей на тему: "Современные методы диагностики готовности детей к обучению в школе"

Данная консультация была разработана для воспитателей, для поверхностного ознакомления с методиками определения готовности к школьному обучению"...

Методы и приемы ранней диагностики речевых нарушений у детей

Учитывая, что становление речи у ребенка связано с развитием сенсорной деятельности, психики, моторики, особенно тонкой, с раннего возраста важно уметь определить наличие у него речевых нарушений....