Современные методы диагностики речевых нарушений
материал (старшая группа)
Педагогическая диагностика насчитывает столько же лет, сколько и вся педагогическая деятельность.
Диагностика – это теория и практика постановки диагноза.
«Диагноз» - подразумевает определение сущности, причины какого-либо нарушения с целью его коррекции, что влечет за собой определенное решение о педагогическом воздействии на данный объект. Установив причины речевых нарушений, намечаются меры по их устранению, компенсации с учетом резервных возможностей каждого ребенка, что требует частичного обследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_metody_diagnostiki.docx | 18.29 КБ |
mo_logopedov.pptx | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида № 11 «Василёк» города Белореченска
муниципального образования Белореченский район
Современные методы диагностики речевых нарушений
(из опыта работы)
Районное методическое объединение
учителей-логопедов ДОО
Подготовила:
учитель-логопед МАДОУ Д/С 11
Карасева Валентина Ивановна
Белореченск
Чтобы логопедом стать
Нужно многое уметь;
Очень важно педагогам
Диагностикой владеть…
Педагогическая диагностика насчитывает столько же лет, сколько и вся педагогическая деятельность.
Диагностика – это теория и практика постановки диагноза.
«Диагноз» - подразумевает определение сущности, причины какого-либо нарушения с целью его коррекции, что влечет за собой определенное решение о педагогическом воздействии на данный объект. Установив причины речевых нарушений, намечаются меры по их устранению, компенсации с учетом резервных возможностей каждого ребенка, что требует частичного обследования.
Под диагностической деятельностью понимается процесс, в ходе которого с использованием диагностического инструментария или без него, соблюдая необходимые критерии качества, мы наблюдаем за детьми, обрабатываем полученные результаты, что помогает не только установить причины речевого дефекта, но и дать вероятный прогноз.
Существенными вопросами применения речевых диагностических методик являются: удобство пользования, простота обработки данных, их доступность и понятность.
Немаловажное значение имеет и то, в каких условиях происходит исследование, кто его проводит и как затем используются логопедические, неврологические, психологические данные в общем заключении о ребёнке, в постановке диагноза.
Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.
Что входит в логопедическое обследование?
В нашем детском саду в первые две недели сентября и последние две недели мая учителя-логопеды проводят комплексное обследование развития детей с речевыми нарушениями. Для обследования детей мы используем альбомы О.Б. Иншаковой, В.С.Володиной.
Обследование устной речи дошкольников проводится индивидуально традиционными логопедическими приемами.
Каждый ребёнок, посещающий группу компенсирующей направленности № 9 для детей с ОНР, обследуется 2 раза в год (сентябрь - май) по следующим параметрам:
1. Звукопроизношение
2. Фонематические процессы
3. Словарный запас
4. Грамматический строй
5. Связная речь
6. Слоговая структура
Критерии оценки уровня функции приведены в виде таблицы. Оценка уровня составляет от 1 до 5 (Приложение 1).
Для большей наглядности составлена групповая таблица путём выведения среднего балла по каждой речевой функции в начале и конце года:
1 – низкий уровень;
2 – ниже среднего;
3 – средний;
4 – выше среднего;
5 - высокий
Средние баллы и фамилии обследованных детей заносятся в таблицу.
А затем оформляются в виде диаграммы, где наглядно в процентном соотношении можно увидеть результаты мониторинга. Подведение мониторинга проведено по итогов результатов за март 2020 года, в связи с прекращением деятельности Д/С из-за объявленной пандемии коронавируса COVID-19.
Подобная форма мониторинга коррекционно-развивающей логопедической работы способствует более глубокому и детальному изучению речевого развития каждого воспитанника и помогает наметить наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии.
Пока идёт обследование детей, собираются анамнестические данные в виде анкетирования родителей (законных представителей). По анамнестическим данным уточняются как проходила беременность и роды, вскармливание, особенности речевого и физического развития с момента рождения до трех лет.
Затем обрабатываем результаты диагностики, заносим в речевые карты в соответствии с заключением(для детей с ОНР и ТНР «неговорящих») Речевые карты разработаны, дополнены учителями-логопедами МАДОУ Д/С 11 и утверждены на ПМПк МАДОУ Д/С 11 (2018 год). И приступаем к планированию коррекционной работы.
Все полученные данные помогают учителю-логопеду понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
По результатам диагностики учитель-логопед делает заключение о состоянии речи ребёнка. По показаниям планируется индивидуальный план работы , учитывающий его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Альбомы для диагностики развития речи детей Альбом предназначен для занятий с детьми 3-6 лет. Он будет полезен при обследовании речи дошкольников. Упражнения пособия помогут развить мышление, научат устанавливать причинно-следственные связи, находить сходство и различие между предметами. В альбоме представлен иллюстративный материал для обследования устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, который позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи ребёнка.
МОНИТОРИНГ КОРРЕКЦИОННО – ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Каждый ребёнок, посещающий группу компенсирующей направленности для детей с ОНР, обследуется 2 раза в год (сентябрь-май) по следующим параметрам: 1.Звукопроизношение 2. Фонематические процессы 3. Словарный запас 4. Грамматический строй 5. Связная речь 6. Слоговая структура Критерии оценки уровня функции приведены в виде таблицы. Оценка уровня составляет от 1 до 5.
Средние баллы и фамилии обследованных детей заносятся в таблицу. Подобная форма мониторинга коррекционно-развивающей логопедической работы способствует более глубокому и детальному изучению речевого развития каждого воспитанника и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии. Для большей наглядности составлена групповая таблица путём выведения среднего балла по каждой речевой функции в начале и конце года: 1 – низкий уровень; 2 – ниже среднего; 3 – средний; 4 – выше среднего; 5 - высокий
Таблица мониторинга речевого развития детей Результаты речевого развития детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности №9 для детей с ОНР за 2019-2020год
Мониторинг речевого развития детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности № 9 для детей с ОНР 2019-2020 год Подведение мониторинга проведено по итогов результатов за март 2020 года, в связи с прекращением деятельности Д/С из-за объявленной пандемии коронавируса COVID-19 .
Анкетирование родителей (законных представителей) (сбор анамнестических данных)
Речевые карты (для детей с ОНР и ТНР) Речевые карты разработаны, дополнены учителями-логопедами МАДОУ Д/С 11 и утверждены на ПМПк МАДОУ Д/С 11 (2018 год).
Спасибо за внимание! 352637, Краснодарский край, г. Белореченск, ул. Интернациональная, 5 https://madouds11.tvoysadik.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ
}Задания должны быть яркими, красочными, а занятия по диагностике и тренировке внимания желательно проводить с детьми дошкольного возраста в игровой форме и не дольше, чем 15 минут в день.1. К п...
Современные методы диагностики
Современные методы диагностики...
Современные методики диагностики речевого развития детей
Современные методики диагностики речевого развития детей...
Консультация для воспитателей на тему: "Современные методы диагностики готовности детей к обучению в школе"
Данная консультация была разработана для воспитателей, для поверхностного ознакомления с методиками определения готовности к школьному обучению"...
Методы и приемы ранней диагностики речевых нарушений у детей
Учитывая, что становление речи у ребенка связано с развитием сенсорной деятельности, психики, моторики, особенно тонкой, с раннего возраста важно уметь определить наличие у него речевых нарушений....
Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста (Ф.Г. Даскалова)
Методики для обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....
Нарушение речи. Методы исправления речевых нарушений
консультация...