Патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения к культуре казачества
статья (старшая группа)
Время требует от образовательных учреждений повышения потенциала воспитательных программ, проектов, новых форм организации, содержания, методов работы, адекватных современным социально – педагогическим реалиям. Предпочтение отдаётся формам воспитательной работы, дающей наибольшей эффект. Содержание работы в рамках указанной темы направлено на поиск, разработку и апробацию наиболее эффективных направлений, форм и содержания нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov_na_osnove_priobshcheniya_k_kulture_kazachestva.docx | 31.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ КАЗАЧЕСТВА
Хорохорина Ю.Н., педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №51»Красная шапочка» города Тамбова
Ключевые понятия:патриотизм, патриотическое воспитание, приобщение, казачество, культура казачества
Аннотация. Время требует от образовательных учреждений повышения потенциала воспитательных программ, проектов, новых форм организации, содержания, методов работы, адекватных современным социально – педагогическим реалиям. Предпочтение отдаётся формам воспитательной работы, дающей наибольшей эффект. Содержание работы в рамках указанной темы направлено на поиск, разработку и апробацию наиболее эффективных направлений, форм и содержания нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Раньше у жителей города название нашего дошкольного образовательного учреждения ассоциировалось с героиней сказки Шарля Перро, а теперь с казачьей кубанкой. В 2016 году полностью обновился административный состав учреждения, поэтому возникла проблема выбора вектора развития. Пришла идея: делать то, что сможет объединить всех участников образовательных отношений и уже через полгода творческая группа успешно презентовали педагогический проект «Горжусь тобой, Отечество! Мы – казачата!», став лауреатами городского конкурса социально значимых проектов «Тамбов - наш общий дом». Так начал формироваться наш «казачий круг». «Внутренний» – это педагоги, воспитанники и их родители. «Внешний круг» составляют наши социальные партнеры: ТОГБОУ «Казачья кадетская школа-интернат им. Графа И.И. Воронцова-Дашкова», ТОГАПОУ «Педагогический колледж г. Тамбова», Тамбовский областной краеведческий музей, Городской Дом ветеранов, Тамбовское войсковое казачье общество «Центральное казачье войско» и многие другие.
С 2017 года проект реализуется как вариативный модуль Основной образовательной программы «От рождения до школы» и включает региональный компонент «Тамбовское казачество». А в 2022 году в учреждении разработана и утверждена Рабочая программа воспитания на 2022-2025 годы, в содержание которой был внесён модуль «Нравственно-патриотическое воспитание на основе приобщения к культуре казачества».
Почему мы выбрали казачество?
Наш выбор обусловлен тем, что культура казачества тесно связана с православием, основана на христианских ценностях и включает: воинские, трудовые, семейно-бытовые традиции, самобытное казачье народное искусство, православно-казачьи идеалы, обычаи и ритуалы, что не противоречит современным духовно-нравственным ценностям. Подбирая содержание проектных мероприятий, мы постарались ответить на вопросы, что такое «казачество» и «культура казачества»?
Казачество– военное сословие в России, которое складывалось в VIII – начале XX вв., на южных и юго-восточных окраинах Российского государства из вольнолюбивых крестьян.
Один из ключевых компонентов казачьей культуры – традиционная казачья система воспитания, имеющая народные и православные корни, основанная на ценностях свободного развития личности. Кроме того, мы учли, что ведущим видом деятельности дошкольного детства является игра и решили, что традиционная казачья культура, яркая, самобытная это кладезь для детской игры и творчества. Казачество - увлекательная игра с красивой атрибутикой, яркими костюмами, что завораживает не только детей, но и взрослых. А в процессе этой увлекательной игры успешно решаются задачи нравственно-патриотического воспитания.
Анализ психолого-педагогической литературы и практического опыта по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста позволил выделить основные проблемы данного направления: отсутствие целостной системы патриотического воспитания, сведение патриотического воспитания к одному аспекту, связанному с будущей военной службой.
В рамках работы над темой мы попытались систематизировать направления патриотического воспитания, выделить основные задачи по каждому из них, которые доступны детям дошкольного возраста. Обобщённая информация представлена в таблице:
Направления патриотического воспитания | Задачи |
Духовно-нравственное | формировать начала духовности и нравственности, приобщать к культурным традициям своего народа; |
Культурно-патриотическое, краеведческое | формировать систему знаний о родном крае, развивать творческие способности, приобщать к фольклору; |
Семейно – ценностное воспитание | содействовать сохранению традиций и ценностей семейного воспитания; развивать интерес к изучению истории своей семьи; |
Военно-патриотическое воспитание | формировать основы патриотического сознания; |
Гражданское и правовое | формировать правовую культуру (знание символики России, Тамбовщины); |
Социально-патриотическое | сохранять преемственность поколений, формировать активную жизненную позицию, чувства благородства и сострадания, необходимость заботы о людях; |
Спортивно – патриотическое | развивать морально – волевые качества личности (чувство гордости за достижения спортсменов, выдержку, силу воли, мужественность целеустремлённость); |
Трудовое и природоохранное | воспитывать любовь и чувство ответственности за состояние окружающей природы. |
Таким образом, патриотическое воспитание детей мы базируем на новом подходе, который заключается:
в признании духовно-нравственной основы патриотизма;
в комплексном подходе к решению задач воспитания;
в преимущественном использовании практических методов духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Достичь успехов в формировании и развитии чувств патриотизма и гражданственности у детей возможно только через активное вовлечение их в социально-значимую деятельность и созидательное участие в ней, через развитие самоуправления в детских коллективах, творческих объединениях. Патриотизм может «вырастать» только из разнообразной социальной практики – из дела, а не из внушения и «натаскивания». В сознании остаётся только то, что дети прочувствуют, потрогают, переживут и пропустят через себя. В педагогической практике нашего учреждения мы используем следующий алгоритм формирования нравственно-патриотических чувств: от знания к принятию, к осознанию и действию (поступку).
Решение задач нравственно-патриотического воспитания планируется и осуществляется нами в различных видах деятельности, с использованием разнообразных форм организации педагогического процесса.
№ п/п. | Нравственно- патриотическое воспитание детей в процессе: |
1. | непосредственной образовательной деятельности (НОД); |
2 | реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ; |
3. | психолого–педагогического сопровождения (диагностика, развитие); |
4. | реализации индивидуальных образовательных маршрутов (индивидуализация и дифференциация воспитания и развития); |
5. | организации воспитательных событий; |
6. | участия в конкурсном движении. |
В младшем и среднем дошкольном возрасте особое внимание уделяется созданию предметной среды, в группах оформлены уголки казачьего быта, элементы которых используются на занятиях, в процессе проведения дидактических и подвижных игр.
Для детей старшего дошкольного возраста проводятся занятия по программе «Школа юных казачат», содержание которой рассчитано на 2 учебных года. В рамках программы предусмотрены занятия для «юных казачек», где девочки постигают секреты «женских казачьих трудов», а мальчики постигают азы «мужских казачьих трудов». По окончанию «Школы юных казачат» традиционно проводится ритуал «Посвящение в казачата».
В структуре уклада нашего учреждения функционирует «Большой казачий круг» - система воспитательных событий, в подготовке и проведении которых участвуют и дети, и родители, и педагоги, и наши социальные партнёры.
Система традиционных воспитательных событий в рамках «Большого казачьего круга» | ||
№ п\п | Дата проведения | Название мероприятия |
1. | сентябрь | Старт проекта «Горжусь тобой, Отечество!» |
2. | 14 октября | Праздник печеной картошки |
3. 4. | Ноябрь-Январь | Смотр строя и казачьей песни Святочные гуляния |
5. 6. 7. | Февраль-март | Посвящение в казачата Зимние ширмиции (казачьи игры) Масленичные гуляния |
8. | Март-апрель | Весенние ширмиции (казачьи игры) |
9. | Апрель-май | Красная горка |
10. | Май | Нам дороги эти позабыть нельзя |
11. | Июнь | Праздник первых шароваров |
12. | Август | Яблочный спас |
В основу формирования чувства патриотизма нами положена позиция св. Тихона Задонского: «образование как образ», включающее развитие трёх составляющих: ума, сердца, воли.
Воспитание ума - формирование умения различать добро и зло, представлений о нравственных ценностях (доброта, любовь, щедрость, дружба, родина, семья, человек), понимания связи между поведением человека и его последствиями для самого себя и для других людей, воспитание трудолюбия.
Воспитание сердца это процесс воспитания патриотизма (любви к людям, окружающему миру, родному городу, краю, Родине), формирование умения прощать, сопереживать, сочувствовать.
Воспитание воли – развитие умения управления поведением: послушание, уважение старших, почитание родителей, терпение, стремление к достижению позитивной цели, преодоление трудностей.
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы, можно дать утвердительный ответ: детям старшего дошкольного возраста доступно чувство любви к родному городу, родной природе, родному краю, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
В «Примерной общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста», в частности, говорится: «Воспитателю необходимо способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма-любви к семье, детскому саду, родной природе, соотечественникам, осознанию ребёнком себя, как гражданина своей страны».
Если патриотизм рассматривать, как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, быть ответственным уже в любом, пусть маленьком деле, т.е. формировать систему чувств. Очень жаль, что патриотическое воспитание, направленное на становление патриотических чувств и отношений на некоторое время, практически ушло из терминологии дошкольной педагогики.
Можно ли оценить степень сформированности духовно-нравственных и патриотических чувств у дошкольников? В процессе работы нам удалось подобрать и систематизировать диагностический инструментарий для оценки уровня развития духовно-нравственных и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Обозначенные выше составляющие: воспитание ума, сердца и воли были приняты нами за основные параметры оценки уровня нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Мониторинговые наблюдения динамики личностного роста детей представлены в таблице:
№п/п | Показатели (параметры) | Прирост в (%) |
1. | Воспитание ума- представления о нравственных ценностях (когнитивный аспект). | от 30 до 40%. |
2. | Воспитание сердца - умение прощать, сопереживать, сочувствовать. Воспитание воли – умение управлять своим поведением, послушание (чувственные аспекты) | не более 10-15%, |
Анализ результатов, представленных в таблице, свидетельствует о том, что наиболее значимая динамика отмечается у воспитанников по первому критерию (когнитивный аспект), где прирост составляет от 30 до 40%. Однако, по второму и третьему критерию (эмоционально-чувственный и эмоционально-волевой аспект) динамика составляет не более 10-15%, что свидетельствует о сложности формирования чувств, их неустойчивости (ситуативности). Важно, чтобы на следующих ступенях образования уделялось достаточно внимания системному формированию нравственно-патриотических чувств.
Следует отметить, что выбранное учреждением направление работы актуально, поскольку обобщённый практический опыт, который мы транслируем через конкурсы различных уровней находит поддержку у профессионального педагогического сообщества. За пять лет мы трижды становились лауреатами региональных конкурсов патриотической направленности и трижды победителями Всероссийских конкурсов.
В 2021 и 2023 годах по итогам конкурсных отборов нашему учреждению присвоен статус Федеральной инновационной площадки ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание дошкольников на основе реализации авторской программы "Надежда России" Социально-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста: состояние, проблемы, перспективы. Киров, 2007г.
Статья посвящена вопросам приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре....
Консультация для воспитателей Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников путём их приобщения к историческим и культурным ценностям»
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стр...
Патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к народным традициям и промыслам
В этом проекте мы приобщали детей к патриотическому воспитанию через народное искусство.Для достижения цели родители посещали музей, воспитатели с детьми изготавливали куклу "Бессоница", знакомил...
педсовет "Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям края, города"
сценарий педсовета с целью повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам приобщения дошкольников к историческим и культурным ценностям края, города, систематизация зна...
«Духовно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к физической культуре»
Одним из эффективных средств решения задач патриотического воспитания подрастающего поколения являются занятия физической культурой и спортом....
Психологические основы нравственно-патриотического воспитания дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям
Взгляните на Челябинск с высоты,Чтоб захватило дух от красоты!Как вольно распростёрся город наш.И что за чудо он в рассветный час!В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни...
Виртуальная экскурсия по краю с целью приобщения к историческим и знаменательным датам и местам России. Патриотическое воспитание дошкольников на основе регионального компонента. Тула – моя историческая Родина.
Знакомство детей с традициями, культурными ценностями русского народа, расширение представления о городах России и достопримечательностями родного города....