Патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к народным традициям и промыслам
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
В этом проекте мы приобщали детей к патриотическому воспитанию через народное искусство.
Для достижения цели родители посещали музей, воспитатели с детьми изготавливали куклу "Бессоница",
знакомили детей с народныи фольклером, рассказы о русском наряде куклы, знакомили с народными играми,
с лекарственными растениями, провели мастер класс по изготовлению куклы "Кубышки-травницы".
Это и многое другое вы можете прочитать в нашем материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriot._obrazovan._tradits.docx | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к народным традициям и промыслам»
1. «ФГОС » - развивать интерес к народным традициям и промыслам;
Цель работы с детьми в данном направлении
2. Методы и технологии – проектная деятельность
3. Закон об образовании. Родители-участники обр. процесса. -вовлечь родителей в воспитательный процесс для совместной работы;( Родители должны быть ЕДИНОМЫШЛЕННИКАМИ воспитателя, полноправными участниками образовательного процесса!)
Т.о. мы выбрали направление «Патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к народным традициям и промыслам».
Это направление наиболее удобно раскрыть через проектную деятельность. Так у нас родился среднесрочный детско-родительский проект « Народные игры и игрушки».
Он проводился в течение 1 месяца в феврале.
Проект предназначен для детей средней группы, педагогов, родителей, в целях приобщения к русским народным традициям и промыслам.
Цель проекта: разработка эффективной системы работы по развитию интереса детей и родителей к народным традициям и промыслам.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный, дети с помощью родителей собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы .
Задачи проекта:
- расширять знания детей и их родителей о культуре народа (традиции, праздники, конкурсы, народные игры, загадки, поговорки, потешки)
- познакомить детей и их родителей с историей возникновения народной куклы (виды кукол, технология изготовления)
- учить изготовлять народных кукол
- развивать навыки игрового взаимодействия, творческого воображения
- развивать речь детей, расширять словарный запас
- воспитывать бережное отношение к своему и чужому труду
Этапы проекта
1 этап подготовительный
На первом этапе изучена и проанализирована литература по теме, определены объемы материала, сроки, направление по проекту. Совершенствование необходимой материально- технической базы и развивающей предметной среды (альбомы, материалы, дидактические игры, подборка художественной литературы, конспекты занятий), с целью накопления представлений о народной культуре, быте, народных традициях.
Выбраны информационные технические ресурсы для работы с родителями. Подготовлены сопроводительные материалы для работы с родителями.
2 этап основной
Содержание работы по направлению. На февраль месяц.
Тема | Цель | Форма работы | |
Работа с родителями | «Народная кукла в играх современных детей» | Наладить взаимодействие с родителями в организации совместной деятельности по теме «Народные игры и игрушки» | проведение консультации |
Работа с родителями | Экскурсия в музей | Познакомить детей со старинными предметами утвари, развивать у детей интерес к родному краю. Познакомить с образом народной куклы, историей создания куклы и ее предназначением | Карта музея |
Работа с детьми | «Кукла-бессонница» | Знакомство с народной куклой бессонница Познакомить детей с историей создания куклы и ее предназначением | Беседа, |
Работа с детьми | Фольклор, Колыбельные песни | Знакомство детей с народными традициями, народным фольклором, посредством | обучение игровым действиям с куклами Разучивание колыбельной песенки, слушание музыки Свиридов «Колыбельная» |
Работа с детьми | Досуг на прогулке «масленица» | Объяснить детям значение наряда, головного убора. Рассказ о русском наряде, в который обряжается кукла. Детали русского наряда и их значение Расширять представления детей о значении природы и ее | Обучение народным играм Работа с детьми Хороводная игра «У бабушки Меланьи» Знакомство поговорками и приметами о весне |
Работа с детьми | Игры с лоскутками | Знакомить детей с народными играми | Русская народная подвижная игра « Платок» |
Работа с детьми | « Растения, которые нас лечат» | Познакомить детей с лекарственными растениями нашей местности, их внешним видом, местом произрастания. Беседа. | Рассматривание гербариев, иллюстраций с лекарственными растениями |
После того, как мы определились с целью и направлением, возник вопрос, как сделать этот проект интересным для родителей. Мы решили внедрить в практику работы с родителями квест.
Квест (заимствование англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»)
В мифологии и литературе на английском языке понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета — путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей
Анализ результата проекта.
Этапы | Деятельность тв. группы | Деятельность детей и родителей. |
1 этап | Создание карты. Цель: поиск материала по созданию народной куклы, познакомить со старинными предметами быта. | Путешествие в этнографический музей по карте-«Выставка кукол». Фотоотчет. |
2 этап | Изготовление разноцветных клубков с игрой-головоломкой. | «Волшебный клубок» -игра-головоломка. «Разноцветные лоскутки в гости к нам пришли!». |
3 этап | 1. « Лоскутная мозаика.» - презентация для детей. | Лоскутная мозаика-«Сказочный платочек». Д/и «Собери узор», р.н.п/и «Платок» |
4 этап | Знакомство «Обереговая кукла-Бессонница». Цель: Знакомство детей с народными традициями , народным фольклором, посредством Изготовление куклы-Бессонницы. Научить детей изготовлять куколку, развивать творчество Совместная творческая деятельность воспитателей и детей | Совместное изготовление куклы-Бессонницы.( воспитатели и дети) Цель: Научить детей изготавливать куклу-Бессоницу способом скрутки, развивать интерес к народной кукле, способствовать развитию творческой деятельности в процессе создания куклы Разучивание колыбельной песни. |
5 этап | Подружить куклу-Бессонницу с любимыми игрушками. Изготовление свитка «Кукла-Бессонница» | Фотоотчет. |
6 этап | Шифровка ребуса на тему: «Рецепт приготовления травяного чая». | Отгадывание ребуса. Изготовление чашки с рецептом семейного травяного чая. |
7 этап | Мастер-класс по изготовлению «Кубышки-Травницы» Изготовление свитка на тему: «Кубышка-Травница» Конкурс – «Лучший рецепт семейного чая». | Совместное изготовление «Кубышки-Травницы» (воспитатели-родители). Чаепитие, (Лучший рецепт семейного чая) |
Занятия, которые мы проводили, позволили познакомить детей с миром народной куклы, с русскими народными песнями, обрядами и тем самым приобщить детей к народной традиционной культуре России и Коми.
В процессе работы над проектом сформировались дружеское творческое взаимодействие с семьями воспитанников, в работе над проектом были задействованы 90% родителей и детей группы, значительно повысился уровень знаний родителей и педагогов по проблеме, пополнилась и обновилась предметно развивающей среда группы. Завершающим этапом проекта стало создание мини-музея, посвященного народной кукле, изготовленным не только из ткани, а так же из других материалов«Куклы наших бабушек»
Дальнейшее развитие проекта:
- использование рукотворной куклы в игровой деятельности детей:
- участие в конкурсах, выставках, акциях;
- публикации
Для привлечения внимания родителей нами используются различные формы работы с ними:
- тематические родительские собрания;
- брифинги
- дни открытых дверей;
- фольклорные праздники;
- семейный квест;
- семинары-практикумы
- составление тематических альбомов;
- совместные экскурсии
- индивидуальные консультации;
- анкетирование, «Почтовый ящик»;
- педагогическая библиотека для родителей;
- информационные уголки, папки, листовки, выставки совместного творчества;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Патриотическое воспитание дошкольников на основе духовно-нравственных традиций в рамках кружковой работы»
Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенк...
"Патриотическое воспитание дошкольников на основе традиций детского сада"
laquo;Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм…» Эти слова, сказанные нашим президентом В.В.Путиным в условиях обострившейся междуна...
Инновационный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций «Моя семья - моя маленькая Родина»
Проект «Моя семья - моя маленькая Родина»Тип проекта: Творческий, фронтальный. Срок реализации проекта: 1год. Участники проекта: дети 4-5лет, средний возраст; воспитатели, родите...
Психологические основы нравственно-патриотического воспитания дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям
Взгляните на Челябинск с высоты,Чтоб захватило дух от красоты!Как вольно распростёрся город наш.И что за чудо он в рассветный час!В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни...
Методическое пособие «Патриотическое воспитание дошкольников на основе кубанских традиций»
Цель данного пособия: патриотическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к поэтическому творчеству кубанских авторов и развитие двигательной активности через кубанские народные игры....
Патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения к культуре казачества
Время требует от образовательных учреждений повышения потенциала воспитательных программ, проектов, новых форм организации, содержания, методов работы, адекватных современным социально – педагог...