Доклад "Развитие творческой личности дошкольников с помощью интерактивных технологий"
методическая разработка (подготовительная группа)

Швыдкина Александра Васильевна

Интерактивные технологии в работе воспитателя ДОУ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 8 «Огонек»

Доклад

Развитие творческой личности дошкольников с помощью интерактивных технологий

Воспитатель Швыдкина Александра Васильевна

1 категория

2022-2023

Последние годы деятельность педагогов ДОО определяют ФГОС ДО.  Данный документ определяет, на что должна быть направлена ОП ДОО, а именно на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, формирование инициативы и творческих способностей. Эти условия должны обеспечивать пять образовательных областей, в том числе художественно-эстетическое развитие.

На современном этапе крайне  важно осмыслить необходимость изменений в организации образовательного процесса.  В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения».  Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня объективной активности учебной деятельности.

Интерактивные технологии можно представить как разновидность активных методов обучения. Суть интерактивных технологий состоит в том, что обучение осуществляется путем взаимодействия всех, кто обучается.

Воспитатель выступает лишь в роли организатора обучения, как правило, моделируются реальные жизненные ситуации, предлагаются проблемы для совместного решения, используются ролевые игры.

Поэтому в дошкольном образовании важен личностно-деятельностный подход, при котором будет происходить не передача готовых знаний, а организация детской деятельности, в процессе которой дети сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных ситуаций и задач. Знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в процессе активных действий самих дошкольников.  

Основным принципом технологий личностно-ориентированного обучения и воспитания является  учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, детских интересов и предпочтений. В связи с этим каждый педагог может видоизменить, перестроить, дополнить предложенный сценарий занятий в методпособиях с учётом особенностей детского коллектива и дидактического обеспечения.

В практике работы нашего ДОУ больший эффект в художественно-эстетическом развитии дошкольников приносит применение таких интерактивных технологий, как технологии развивающего и проектного обучения,  проблемное обучение, коллективные способы обучения, ИКТ-технологии,  технологии интегрированного занятия, игровые технологии,  здоровьесберегающие технологии, технология детского дизайна

Эти интерактивные технологии не только стимулируют познавательную деятельность и самостоятельность детей, но и предоставляют следующие возможности:(которые перечислены на слайде)

Проектные  технологии 

Педагогическая технология проектного  метода имеет большие преимущества

Проекты распределяются по типам (или видам)

Типы проектов в ДОУ (по Л.В. Киселевой): исследовательско-творческий, ролево-игровой, информационно-практико-ориентированный, творческий
В связи с тем, что много лет  наше  дошкольное учреждение имело приоритетное художественно-эстетическое направление, педагоги часто реализуют творческие проекты.

 Творческий проект обычно носит долгосрочный и

коллективный характер, где каждый ребенок предлагает

свою идею.

• На первом этапе проводится подготовительная работа

(обсуждаются и выбираются темы)

• На втором этапе определяются мотивы участия детей в

предстоящем проекте.

• На третьем этапе дети высказывают свои идеи реализации

проекта, рисуют схемы, обсуждают последовательность

работы и участие родителей.

• Четвертый этап – реализация общего замысла. Педагоги

продумывают как будет представлен продукт.

• На пятом этапе осуществляется презентация продукта

творческого проекта.

Преимущества творческих проектов состоит в том, что:

— расширяются границы образовательного пространства. Взаимодействие педагога и детей происходит не только в группе детского сада, но и в музеях, на выставках, во время прогулки и других мероприятиях;

—  вовлекаются в проектную деятельность другие люди: взрослые (родители, педагоги дополнительного образования, работники музеев, библиотек и др.)  — процесс реализации проекта всегда проходит в рамках деятельностного подхода (обсуждаются проблемы на всех этапах проекта,  осмысливаются полученные результаты,  принимаются решения о дальнейших действиях);

— в качестве продуктов проекта присутствуют четкие результаты деятельности (рукотворные поделки, книжки, альбомы, коллекции, презентации, театральные постановки, праздники  и др.).

Реализация здоровьесберегающих технологий является  необходимым условием повышения качества образования в нашем дошкольном учреждении.
Здоровьесберегающ. технологии подразделяются на 3 вида:
 технологии сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, динамические паузы - это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки, релаксация с использованием шума моря, леса, пение птичек и др.)

 технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии (арт-терапевтические технологии:  сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия, песочная терапия).

«Ритмопластика» - является музыкально-ритмическим

психотренингом, развивающим у ребёнка внимание, волю, память,

подвижность и гибкость мыслительных процессов, развивает

музыкальность, эмоциональность, творческое воображение,

фантазию, способность к импровизации в движении под музыку,

ощущение свободного и сознательного владения телом.

Основу ритмопластики составляют простые, но вместе с тем

разнообразные движения (танцевальные, имитационные,

общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по

характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы.

В художественнно-эстетическом развитии детей  нашего ДОУ педагоги применяют такие здоровьесберегающие арт-технологии как сказкотерапия. музыкотерапия, изотерапия, арт-технология песочная терапия.

Изотерапия – эффективный и действенный метод, который помогает ребёнку справиться с негативными эмоциями, снять нервно-психическое напряжение.

Когда ребенок рисует, он позволяет себе выплескивать эмоции. Изобразительное искусство помогает выплеснуть чувства, выразить свое отношение, избавиться от скопившихся эмоций. Таким образом, изотерапия не только выявляет проблемы, но и в некоторой степени помогает в их коррекции.

Хороша  изотерапия для тех детей, которые являются немного замкнутыми, скованными, погруженными в себя. Когда ребенку не хочется говорить вслух, он проявляется себя через действия и творчество. Рисование является самым доступным и увлекательным занятием, которое нравится практически всем детям.

Музыкотерапия – это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.

Музыкотерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов

Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Песочная терапия-

Цель терапии – развить в ребёнке принятие собственного «я», научить доверять и любить себя. Заниматься можно под музыку или слушая сказку, в зависимости от задачи конкретной процедуры.

Ведь главное условие для упражнений детской арт-терапией – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность. Занятия лишены принуждения и воспринимаются, скорее, как игра и интересное времяпрепровождение. Преимущество арт-терапии

состоит в том, что всегда можно подобрать ту форму работы, которая

наиболее близка и интересна ребенку

Основная особенность всех здоровьесберегающих  технологий  — мягкость воздействия и эффективность.

ИКТ-технологии в художественно-эстетическом развитии детей

  В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с искусством, сделать образовательный процесс более интересным.

     Использование ИКТ тем более актуально, что в детских садах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае компьютер  оказывает неоценимую помощь.

  В нашем детском саду имеется достаточно игр, которые составляют медиатеку детского сада и которые используются в художественно-эстетическом развитии детей.  Педагоги активно используют средства приложения Smart Notebook для создания авторских дидактических пособий по художественно-эстетическому развитию детей. Воспитателем Калининой Т.П. разработана интерактивная игра  «Путешествие по волшебному лесу»,  педагогом –психологом Радаевой О.В. интерактивная игра «Приключение весёлого лисёнка», воспитателем Муллер Л.А. – интерактивная игра «Морское путешествие» и «В гостях у сказки»,  Дановой Н.В. – интерактивная игра «Цветик-семицветик», которая заняла 2 место на районном фестивале педагогических идей .

Развитию творческих способностей дошкольников способствует

новое интерактивное оборудование нашего ДОУ: интерактивные доски, сенсорная панель, творческая лаборатория «Олодим»,  развивающий комплекс «Творческая мастерская», который включает теневой театр, световой стол, кинетический песок для детского творчества, цифровая лаборатория «Наураша», световой стол для рисования.

Преимущества интерактивного оборудования в ДОУ(вы видите на слайде)

Технология детского дизайна

Дизайнерская деятельность детей - это область художественного проектирования объектов и направление художественного воспитания,

включающая в себя элементы рисования, лепки, аппликации, конструирования и художественного труда.

Дизайнерская деятельность детей старшего дошкольного возраста –это декоративно – оформительская деятельность, в процессе которой создаются сувениры, игрушки, гирлянды, украшения интерьера группы и др.

Руководство развитием дизайнерской деятельности детей

 В процессе дизайнерской деятельности педагог:

• 1. Создает условия (внешние, благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, деловые, сотруднические отношения между детьми)

• 2.Руководит и управляет познавательной и практической деятельностью детей (учит планировать процесс работы, предоставляет каждому разумную свободу в выборе деятельности, продолжительности занятия)

 • 3. Контролирует и оценивает приложенные усилия и результаты практической деятельности

Технология детского дизайна в ДОУ

- «Дымковская слобода»

- «Новогодняя группа»

- «Зимний сувенир»

- «Зимнее украшенье нашей группы»

- «Оригами своими руками»

Игровые технологии в работе с дошкольниками

 Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

 • Выделяют три класса игр (С.Л. Новоселова):

 • игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), - самодеятельные игры (режиссерские, театрализованные);

 • игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью (дидактические, игры-забавы,  игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные,  театрально-постановочные, компьютерные);

 • игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса, - народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей (досуговые – игры забавы)

Многие  дидактические игры и пособия  созданы  руками наших педагогов. Здесь вы видите группу игр по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством.

- «Собери матрёшку», «Назови роспись»,  «Четвёртый лишний»,  «Собери букет» и др.

Применение интерактивных технологий способствуют обновлению образовательного процесса, отвечающие требованиям ФГОС ДО 

Основными позициями обновления образовательного процесса у нас в ДОУ стали:

Профессиональное взаимодействия педагогов с детьми. Использование интерактивных технологий.

• Психологическое сопровождение образовательного процесса.

• Четкая организация взаимодействия специалистов

• Создание эффективных механизмов социального партнерства с семьями воспитанников (ориентация на семью и ценности семейных отношений).

 • Активное взаимодействие с различными социальными институтами: учреждениями образования и культуры (центр детского творчества, краеведческий музей, детская библиотека, детская музыкальная школа, детская художественная школа и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Цель моей работы заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие творческой и разносторонней личности дошкольника через музыкальные иг...

Художественное конструирование из природного материала как средство формирование творческой личности дошкольника

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Занятия художественно - творческой деяте...

Конспект НОД. Образовательная область "Художественное творчество" Аппликация с использованием трафаретов - как средство развития творческой личности дошкольника. "Подарок любимой мамочки".

Уважаемые коллеги, представляю вам своё занятие по аппликации и надеюсь, что оно вам пригодится в работе. Работа с трафаретами очень интересная и увлекательная, дети  любят обводить трафарет...

«Развитие творческой личности дошкольника (старший дошкольный возраст) в процессе освоения содержания образовательных областей (познавательное и художественно-эстетическое развитие)»

Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте.Одно...

«Развитие творческой личности дошкольника через театрализованную деятельность» (из опыта работы)

Театр - синтез искусств. Музыка, хореография, актёрское искусство, изобразительное творчество – компоненты, из которых состоит сценическое действо. Кроме того, детский театр является эффективным средс...

Консультация для педагогов. Игра - средство развития творческой личности дошкольника. Игры на развития воображения ребенка.

Развивая воображение ребенка педагоги часто делают упор на образовательную область "Художественное развитие". Данный материал содержит несколько игр, которые развивая воображение, способствуют также р...

Педагогический проект «Развитие связной речи с помощью интерактивных технологий у детей старшего дошкольного возраста»

В современном обществе трудности, связанные с процессом развития связной речи являются главной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формиров...