"Шахматное Королевство"
план-конспект занятия (старшая группа)

Мирскова Жанна Мухтаровна

Познавательное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Шахматное Королевство"27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Когалыма  «Чебурашка»

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

по образовательной области

«Познавательное развитие»

(Шахматы)

по теме «Шахматное Королевство»

в старшей группе № 14

Мирскова Жанна Мухтаровна,

(фамилия, имя, отчество педагога)

воспитатель

(должность педагога)

Когалым, 2022г.

Цель: закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.  

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепление названий шахматных фигур и правил их движения.
  • Повторить, как выглядят и как грамотно называются шахматные фигуры.
  • Закрепить правила игры. Активизировать мышление за счет загадок.
  • Продолжать учить детей решать простые шахматные задания.

Развивающие:

  • Продолжать развивать интерес к игре в шахматы.
  • Развивать образное, логическое мышление, память, внимание, сообразительность, кругозор детей.
  •  Прививать интерес к мудрой и полезной для общего развития игре.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к игре в шахматы, выдержку, спокойствие, уверенность в своих силах.

Словарная работа:

Активизация существительных: шахматы, вертикаль, горизонталь, диагональ, наискосок.

Прилагательные: шахматная, белопольные, чернопольные.

Глаголы: разморозились, заморозила, растворилась.

Предварительная работа:

  • проведение занятий, турниров, беседы с детьми;
  • разгадывание загадок, дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Назови правильно», «Расставь правильно», «Исправь ошибки», беседы о шахматах и шахматистах;
  • проведение физ. минуток, подвижных игр, эстафет.

Материалы и оборудование: волшебная палочка, шахматные фигуры, шахматная доска, мешочек, шахматное поле 3х3, шахматные эмблемы.

Методы и приёмы:

Словесный:

  • Беседа-диалог, вопросы к детям, отгадывание загадок, словесные указания, объяснение, поощрения.

Наглядный:

  • рассматривание шахматной доски (поля), шахматных фигур.

Игровой: 

  • введение проблемной ситуации: помощь Шахматному Королевству, подвижная игра с музыкальном сопровождении «Живые шахматы», игра «Вопросы от фигур», «Что изменилось?», разминка «Шахматная расстановка», шахматная эстафета «Поставь правильно шахматную фигуру».

Практический:

  • задания для индивидуальной и коллективной работы.

Ход организованной образовательной деятельности

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ведение в деятельность

Игровая ситуация эмоциональный настрой:

В круг широкий -  вижу я, встали все мои друзья,

Мы сейчас пойдем направо - раз, два, три

А  потом пойдем налево - раз, два, три

В центре круга соберемся - раз, два, три

И на место все вернемся - раз, два, три

Улыбнемся, подмигнем  заниматься мы начнем.

Дети образуют круг.

Мотивационно – побудительный

Помощь Шахматному королевству.

Педагог: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы отправляемся в путешествие в шахматное королевство, т.к. она просит помощи. Там объявилась Снежная Королева и считает, что она самая главная. Вы знаете, что она сделала?

Педагог: Она заморозила шахматную доску!!!! Расскажите, пожалуйста, сможем ли мы играть без доски?  Почему?

Педагог: Ребята, поможем шахматным фигурам избавиться от Снежной королевы?

Педагог: А как же нам попасть в это королевство? Педагог: А еще мы можем попасть при помощи волшебства, я буду волшебником с волшебной палочкой, а вы превратитесь в фигуры при помощи волшебного мешочка.

Педагог: Добро пожаловать в Шахматное королевство. Отныне вы не просто его гости, а самые настоящие жители. На Белой улице живут белые фигуры, на Черной улице – черные.

Предположения детей

Ответы детей

Предположительные ответы детей

Дети поочередно достают фигуру, называют ее, получают эмблему с изображением этой фигуры и занимают соответствующие места в черной и белой команде

Содержательный этап

Педагог: Жителям Белой и Черной улиц предстоит сегодня сложное испытание. И первое испытание нужно разморозить фигуры при помощи загадок:

1.Вперёд и назад ходит браво,

 Помчится налево, направо.

Ту фигуру знаю я, ведь зовут её .....( ладья)

2.Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!

Узнал, кто это? Это…(конь)

3.Не живет в зверинце он

И не весит 40 тонн,

Но и ловок и силен.

Догадались? Это…(слон)  

4.Всех он смелее и сильней,                  

И не узнать его нельзя,                      

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал... (ферзя)

5.Повернулся на престоле

И одно оставил поле

Кто играет эту роль?

Ну конечно же … (король)

6. Ни к чему, ребята, спешка –

Потеряться может… (пешка)

(Угадывая дети поочередно выставляют фигуры в начальное положение)

Педагог: Разморозив шахматные фигуры и выставив их в начальное положение, мы можем отправляться дальше по шахматному королевству.

-Фигуры не двигаются. Чтобы оживить их, поиграем с вами в игру «Живые шахматы».

Цель: Повторить шахматные фигуры и их первоначальную расстановку; вызвать интерес к игре.

Материалы для игры:

  • Шахматные эмблемы (на каждого ребенка)
  • Шахматное поле 3х3м.

Правила игры:

Игра проводиться на шахматном поле. Дети становятся «шахматными фигурами».

Шахматные фигуры (дети) в начале игры стоят на шахматном поле, где их фигура находится.

Звучит музыка - шахматные фигуры танцуют. Когда музыка остановиться должны встать на шахматное поле, где стояли в начале игры шахматные фигуры и должны рассказать на каком месте стоят и как ходит шахматная фигура.

Игра проводится 2 раза.

Педагог предлагает детям присесть на стульчики.

Педагог: Чтобы справиться со Снежной Королевой, нужно хорошо знать правила игры в Шахматы. А вы их знаете? Сейчас проверим. Вот вам испытание – вопросы от фигур. 

- Каких клеток больше, черных или белых? (поровну)

  - Какой формы шахматная доска? (квадратная)

  - Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)  

   -  Как ходит пешка? (только вперед по вертикали).

   - Как бьёт пешка?  (наискосок)

   - Какие слоны никогда не столкнутся? (белопольный и чернопольный) .

- Каких фигур на доске больше всего? (пешек)

   - Какие фигуры стоят между ладьями и конями? (никакие)

- Какая фигура ходит по диагоналям? (слон, ферзь, король)

- Где стоят ладьи на доске до начала игры? (по краям)

-Как ходит ладья? (по вертикали или горизонтали)

-Какие цветом фигуры начинают ход первыми?  (белые)

Педагог: А сейчас мы с вами проведем небольшую разминку.

Физминутка «Шахматная расстановка»

Дети выполняют движения по тексту

Границы королевства охраняют… ладьи

Рядом с ладьями посуться…..кони

Коней с большими ушами защищают…..слоны

Правит королевством толстенький….король

Его защищает: сильный, наблюдательный……ферзь

Всё наше королевство защищает заборчиком маленькие…..пешки

Которые мечтают стать большими, сильными, наблюдательными как……ферзь

Дети присаживаются на стульчики

Педагог: Вот вам следующее задание игра «Что изменилось?». Фигуры на доске в исходном положении, вы закрываете глаза, а я поменяю фигуры местами. Ваша задача – определить, что изменилось на доске.

Игра проводится по одному заданию для каждой команды

Педагог: Следующее задание шахматная эстафета: «Поставь правильно шахматную фигуру».  Ваша задача по моему сигналу быстро расставить фигуры на шахматной доске в начальном положении.

Педагог: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови шахматную фигуру». Ваша задача бросить кубик и назвать фигуру, которая выпадает на верхней грани кубика.

Отгадывание загадок

Подвижная игра (музыкальная разминка)

Игра -  викторина  «Вопросы от фигур».

Разминка

Проводится игра с детьми «Что изменилось?

Команды по сигналу расставляют шахматные фигуры на шахматной доске.

Дети кидают кубики и называют шахматные фигуры.

Рефлексивно-коррегирующий

Педагог: После успешных ответов и эстафет Снежная Королева растворилась в облаке и улетела на север. Жители шахматного королевства благодарят вас за помощь.

Понравилось вам наше путешествие? А что больше всего?

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий досуга с элементами конструирования "ШАХМАТНОЕ КОРОЛЕВСТВО"

Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра?  Чтобы увлечь детей новой игрой, надо было придумать какую-нибудь игровую ...

Приключение в шахматном королевстве

Формирова умение решать простые шахматные задачиАктивизировать мышление за счет разгадывания загадок и кроссвордов...

Шахматная студия « Путешествие в шахматное королевство»

Конструкт организации совместной деятельности с детьми 6-го года жизни....

«Шахматное королевство» (сценарий открытого шахматного турнира)

Увлекательный сценарий шахматного турнира для проведения в дошкольных учреждениях...

Сценарий открытого шахматного турнира "Шахматное королевство"

Сценарий открытого шахматного турнира "Шахматное королевство"...

В шахматном королевстве или в стране шахматных чудес!

Спорт - это прежде всего преодоление себя...Популяризация видов спорта: аэробика и шахматы....