"Шахматное Королевство"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Когалыма «Чебурашка»
КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности
по образовательной области
«Познавательное развитие»
(Шахматы)
по теме «Шахматное Королевство»
в старшей группе № 14
Мирскова Жанна Мухтаровна,
(фамилия, имя, отчество педагога)
воспитатель
(должность педагога)
Когалым, 2022г.
Цель: закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепление названий шахматных фигур и правил их движения.
- Повторить, как выглядят и как грамотно называются шахматные фигуры.
- Закрепить правила игры. Активизировать мышление за счет загадок.
- Продолжать учить детей решать простые шахматные задания.
Развивающие:
- Продолжать развивать интерес к игре в шахматы.
- Развивать образное, логическое мышление, память, внимание, сообразительность, кругозор детей.
- Прививать интерес к мудрой и полезной для общего развития игре.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к игре в шахматы, выдержку, спокойствие, уверенность в своих силах.
Словарная работа:
Активизация существительных: шахматы, вертикаль, горизонталь, диагональ, наискосок.
Прилагательные: шахматная, белопольные, чернопольные.
Глаголы: разморозились, заморозила, растворилась.
Предварительная работа:
- проведение занятий, турниров, беседы с детьми;
- разгадывание загадок, дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Назови правильно», «Расставь правильно», «Исправь ошибки», беседы о шахматах и шахматистах;
- проведение физ. минуток, подвижных игр, эстафет.
Материалы и оборудование: волшебная палочка, шахматные фигуры, шахматная доска, мешочек, шахматное поле 3х3, шахматные эмблемы.
Методы и приёмы:
Словесный:
- Беседа-диалог, вопросы к детям, отгадывание загадок, словесные указания, объяснение, поощрения.
Наглядный:
- рассматривание шахматной доски (поля), шахматных фигур.
Игровой:
- введение проблемной ситуации: помощь Шахматному Королевству, подвижная игра с музыкальном сопровождении «Живые шахматы», игра «Вопросы от фигур», «Что изменилось?», разминка «Шахматная расстановка», шахматная эстафета «Поставь правильно шахматную фигуру».
Практический:
- задания для индивидуальной и коллективной работы.
Ход организованной образовательной деятельности
Этапы деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Ведение в деятельность | Игровая ситуация эмоциональный настрой: В круг широкий - вижу я, встали все мои друзья, Мы сейчас пойдем направо - раз, два, три А потом пойдем налево - раз, два, три В центре круга соберемся - раз, два, три И на место все вернемся - раз, два, три Улыбнемся, подмигнем заниматься мы начнем. | Дети образуют круг. |
Мотивационно – побудительный | Помощь Шахматному королевству. Педагог: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы отправляемся в путешествие в шахматное королевство, т.к. она просит помощи. Там объявилась Снежная Королева и считает, что она самая главная. Вы знаете, что она сделала? Педагог: Она заморозила шахматную доску!!!! Расскажите, пожалуйста, сможем ли мы играть без доски? Почему? Педагог: Ребята, поможем шахматным фигурам избавиться от Снежной королевы? Педагог: А как же нам попасть в это королевство? Педагог: А еще мы можем попасть при помощи волшебства, я буду волшебником с волшебной палочкой, а вы превратитесь в фигуры при помощи волшебного мешочка. Педагог: Добро пожаловать в Шахматное королевство. Отныне вы не просто его гости, а самые настоящие жители. На Белой улице живут белые фигуры, на Черной улице – черные. | Предположения детей Ответы детей Предположительные ответы детей Дети поочередно достают фигуру, называют ее, получают эмблему с изображением этой фигуры и занимают соответствующие места в черной и белой команде |
Содержательный этап | Педагог: Жителям Белой и Черной улиц предстоит сегодня сложное испытание. И первое испытание нужно разморозить фигуры при помощи загадок: 1.Вперёд и назад ходит браво, Помчится налево, направо. Ту фигуру знаю я, ведь зовут её .....( ладья) 2.Узнать его легко: он с гривой, С осанкой важной, горделивой. Красавца этого не тронь! Узнал, кто это? Это…(конь) 3.Не живет в зверинце он И не весит 40 тонн, Но и ловок и силен. Догадались? Это…(слон) 4.Всех он смелее и сильней, И не узнать его нельзя, Он победит слонов, коней, Конечно, ты узнал... (ферзя) 5.Повернулся на престоле И одно оставил поле Кто играет эту роль? Ну конечно же … (король) 6. Ни к чему, ребята, спешка – Потеряться может… (пешка) (Угадывая дети поочередно выставляют фигуры в начальное положение) Педагог: Разморозив шахматные фигуры и выставив их в начальное положение, мы можем отправляться дальше по шахматному королевству. -Фигуры не двигаются. Чтобы оживить их, поиграем с вами в игру «Живые шахматы». Цель: Повторить шахматные фигуры и их первоначальную расстановку; вызвать интерес к игре. Материалы для игры:
Правила игры: Игра проводиться на шахматном поле. Дети становятся «шахматными фигурами». Шахматные фигуры (дети) в начале игры стоят на шахматном поле, где их фигура находится. Звучит музыка - шахматные фигуры танцуют. Когда музыка остановиться должны встать на шахматное поле, где стояли в начале игры шахматные фигуры и должны рассказать на каком месте стоят и как ходит шахматная фигура. Игра проводится 2 раза. Педагог предлагает детям присесть на стульчики. Педагог: Чтобы справиться со Снежной Королевой, нужно хорошо знать правила игры в Шахматы. А вы их знаете? Сейчас проверим. Вот вам испытание – вопросы от фигур. - Каких клеток больше, черных или белых? (поровну) - Какой формы шахматная доска? (квадратная) - Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь) - Как ходит пешка? (только вперед по вертикали). - Как бьёт пешка? (наискосок) - Какие слоны никогда не столкнутся? (белопольный и чернопольный) . - Каких фигур на доске больше всего? (пешек) - Какие фигуры стоят между ладьями и конями? (никакие) - Какая фигура ходит по диагоналям? (слон, ферзь, король) - Где стоят ладьи на доске до начала игры? (по краям) -Как ходит ладья? (по вертикали или горизонтали) -Какие цветом фигуры начинают ход первыми? (белые) Педагог: А сейчас мы с вами проведем небольшую разминку. Физминутка «Шахматная расстановка» Дети выполняют движения по тексту Границы королевства охраняют… ладьи Рядом с ладьями посуться…..кони Коней с большими ушами защищают…..слоны Правит королевством толстенький….король Его защищает: сильный, наблюдательный……ферзь Всё наше королевство защищает заборчиком маленькие…..пешки Которые мечтают стать большими, сильными, наблюдательными как……ферзь Дети присаживаются на стульчики Педагог: Вот вам следующее задание игра «Что изменилось?». Фигуры на доске в исходном положении, вы закрываете глаза, а я поменяю фигуры местами. Ваша задача – определить, что изменилось на доске. Игра проводится по одному заданию для каждой команды Педагог: Следующее задание шахматная эстафета: «Поставь правильно шахматную фигуру». Ваша задача по моему сигналу быстро расставить фигуры на шахматной доске в начальном положении. Педагог: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови шахматную фигуру». Ваша задача бросить кубик и назвать фигуру, которая выпадает на верхней грани кубика. | Отгадывание загадок Подвижная игра (музыкальная разминка) Игра - викторина «Вопросы от фигур». Разминка Проводится игра с детьми «Что изменилось? Команды по сигналу расставляют шахматные фигуры на шахматной доске. Дети кидают кубики и называют шахматные фигуры. |
Рефлексивно-коррегирующий | Педагог: После успешных ответов и эстафет Снежная Королева растворилась в облаке и улетела на север. Жители шахматного королевства благодарят вас за помощь. Понравилось вам наше путешествие? А что больше всего? | Ответы детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий досуга с элементами конструирования "ШАХМАТНОЕ КОРОЛЕВСТВО"
Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Чтобы увлечь детей новой игрой, надо было придумать какую-нибудь игровую ...
Приключение в шахматном королевстве
Формирова умение решать простые шахматные задачиАктивизировать мышление за счет разгадывания загадок и кроссвордов...
Шахматная студия « Путешествие в шахматное королевство»
Конструкт организации совместной деятельности с детьми 6-го года жизни....
«Шахматное королевство» (сценарий открытого шахматного турнира)
Увлекательный сценарий шахматного турнира для проведения в дошкольных учреждениях...
Сценарий открытого шахматного турнира "Шахматное королевство"
Сценарий открытого шахматного турнира "Шахматное королевство"...
В шахматном королевстве или в стране шахматных чудес!
Спорт - это прежде всего преодоление себя...Популяризация видов спорта: аэробика и шахматы....