консультация педагогам в ДОУ
консультация (старшая группа)

Курбанова Марем Магомедовна

Нарушение внимания - это одна из наиболее главных причин возникновения общего недоразвития речи. У детей с ОНР внимание нарушено примерно в 90 процентах случаев. Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. Заниматься этим воспитателю необходимо не только в образовательной деятельности, но и во время некоторых режимных моментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_pedagogami.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация педагога-психолога для воспитателей ДОУ «Развитие памяти и внимания у дошкольников»

Внимание и память это процессы, которые теснейшим образом связанны с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то и восприятие речи не может происходить в полном объеме.

Нарушение внимания - это одна из наиболее главных причин возникновения общего недоразвития речи. У детей с ОНР внимание нарушено примерно в 90 процентах случаев. Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. Заниматься этим воспитателю необходимо не только в образовательной деятельности, но и во время некоторых режимных моментах.

Остановимся поподробнее на играх и упражнениях, которые эффективно развивают внимание и память детей.

Во время сборов на прогулку, в раздевалке, можно предложить ребятам чтобы они проверили, все ли в порядке в одежде товарищей и своей собственной (правильно ли зашнурованы ботинки, все ли пуговицы застегнуты и т. д., и посоветовали, что можно еще надеть).

Собираясь с детьми на музыкальное занятие, можно спросить их: «Кто за кем стоял на прошлом занятии?», «Кого похвалил музыкальный руководитель?», «Кто лучше всех танцевал?» Это будет иметь также и воспитательное значение.

На прогулке можно поиграть с детьми в игру «Летает – не летает». Воспитатель произносит слова, обозначающие предметы или объекты.  (ворона, ворота, дверь, лебедь, самолет, автомат, вертолет и т. д.).  Если они могут летать, дети машут руками. Если нет – приседают. По такому же принципу проводятся игры на выделение любого обобщающего понятия (овощи, одежда, деревья, транспорт, игрушки, продукты, мебель и т. д.). Задуманное обобщение можно выделять среди других слов хлопками, прыжками, приседаниями и другими действиями.

Еще одно упражнение, которое можно проделать на прогулке. Воспитатель просит детей посмотреть вокруг и назвать все зеленое. (деревянное, покрашенное, металлическое, живое, высокое, толстое, длинное, кирпичное и т. д.). Такое упражнение увеличивает объем внимания и его устойчивость.

Во время игры детей в кукольном уголке воспитатель может подойти, переключить их внимание на какой-то объект (час, светофор, рыбок, попугая) и незаметно спрятать две – три игрушки среднего размера. А по окончании игры предложить детям догадаться, чего не хватает в игровом шкафу, на скамеечке, на ковре и т. д.

Полезно также проводить и традиционные, хорошо известные воспитателям игры: «Чего не хватает?», «Что изменилось?», «Что прибавилось?», «Разложи предметы так, как я скажу» и т. д.

Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности для детей подготовительной группы:

«Любовь к порядку»

Оборудование: игрушки и различные предметы.

Один играющий смотрит внимательно на предметы и игрушки, расставленные в детском уголке, чтобы запомнить, что где стоит. Затем он выходит за дверь. Воспитатель берет несколько игрушек из детского уголка и ставит их на стол. Ребенок возвращается. Нужно поставить игрушки на прежние места. Дети сменяют друг друга. Меняются предметы, игрушки и места, откуда их забирают. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все дети.

Начинать игру нужно с 2—3 игрушек, в дальнейшем их число увеличивают до 5—6 шт. Размер игрушек должен быть разным. Маленькую игрушку труднее заметить.

«Заметить изменения»

Дети делятся на группы (по 3—5 чел.). Комнату можно условно разбить на несколько участков. Дети внимательно рассматривают определенный участок. Воспитатель подсказывает, на что следует обратить внимание. Дети выходят из комнаты. Воспитатель переставляет, меняет, добавляет или убирает предметы, мебель. Дети возвращаются и говорят, какие изменения произошли. Затем играет следующая группа, она исследует другой участок. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все группы.

«О ком говорю?»

Воспитатель. Я расскажу о присутствующем здесь человеке. Попробуйте отгадать, кто это. Воспитатель описывает одного из детей: цвет волос, глаз, рост, характер. (веселый, спокойный, молчаливый или шумный и задиристый; Со всеми дружит или нет, голос, чем любит заниматься. Дети отгадывают, о ком идет речь. Для этого они задают встречные вопросы. Например: «Это мальчик?» «Девочка?»  «В платье?» «В брюках?» «Одет в красное?»  «В белой кофточке?» «На ногах коричневые туфли?» «В белых носочках?» «У нее есть бантики?» «Стоит первым?» «Последним?» «Стоит в середине?» и т. п.  На вопросы детей воспитатель отвечает кратко: да, нет, может быть.

Побеждает тот, кто первым отгадает, о ком идет речь. Победителю предлагают сыграть самому — загадать и описать одного из детей.

«Запомни предметы»

Оборудование: 10 — 12 предметов.

На столе 10—12 предметов, которые дети должны запомнить. Воспитатель закрывает их. Дети перечисляют, что запомнили.

Можно разделить детей на несколько небольших групп.

Варианты:

1. Дети отворачиваются от стола. Воспитатель вместе с одним или двумя помощниками убирает 1—3 предмета, а 2—3 меняет местами. Дети поворачиваются и говорят об изменениях.

2. Воспитатель показывает репродукцию картины, затем убирает ее. Дети рассказывают, что изображено на картине: сначала в общих чертах, потом подробно.

«Маскировка»

Дети шагают друг за другом. Воспитатель произносит слова «кочки», «копна», «дорожка», «овраг». Дети останавливаются и изображают названный предмет.

На слово «кочки» дети приседают на корточки, опускают голову и обхватывают колени руками; «копна» — все сходятся в круг, поднимают и соединяют руки над головой; «овраг» — встают в два ряда, немного пригибаются, соединяют руки между собой, опуская их ближе к полу; «дорожка» — встают друг за другом и кладут руки на плечи впередистоящему. Тот, кто ошибется 5 раз, выбывает из игры.

Варианты

1. Воспитатель называет только 2 предмета.

2. Воспитатель рассказывает (дети показывают предметы по ходу рассказа): «Мы все идем по дорожке (дети показывают дорожку, но вдруг стали попадаться кочки. Сначала одна кочка, а дальше подряд три кочки (дети разделяются на 4 группы и изображают кочки). Весело шагаем по дорожке и скатываемся в овраг (дети изображают сначала дорожку, а затем овраг). В овраге мы нашли много грибов, их собрали (дети собирают раскиданные по полу шишки). Кто больше всех собрал грибов?»

Примечание. Перед началом игры следует немного потренироваться — сделать «кочку», «копну», «дорожку», «овраг».

«У команд свой цвет»

Оборудование: разноцветные кубики, фишки, палочки, шарики.

Дети делятся на команды, у каждой свой цвет. Воспитатель раскидывает разноцветные предметы по полу. По сигналу двое участников (один участник) от каждой команды собирают рассыпанные кубики, фишки, палочки, шарики своего цвета. Можно взять сколько угодно предметов, но ронять их нельзя. Нужно отнести предметы к своей команде. Затем задание выполняют следующие участники команд. Так продолжается до тех пор, пока команды не соберут все предметы своего цвета. Побеждает команда, собравшая первой предметы своего цвета.

«Шагаем — считаем»

Дети делятся на команды (по 5 — 10 чел.). По сигналу участники первой команды встают в шеренгу, шагают вперед и с каждым шагом вместе произносят числа «1», «2», «3» и т. д. Тот, кто сбился со счета, остается на месте. Прошла первая команда, задание начинает выполнять следующая. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все команды.

Воспитатель определяет самую внимательную команду и самого собранного участника.

Варианты. Произносить числа через одну цифру («1», «3», «5», «7», «9», в обратном порядке («10», «9», «8», «7».). Варианты выбирает воспитатель исходя из подготовленности детей.

Игры на развитие слухового внимания и памяти:

1. «Что исчезло?»

Выставляется ряд картинок, дети называют их, запоминают, закрывают глаза, затем одна картинка убирается, дети открывают глаза и отвечают на вопрос «что исчезло?»

2. «Подскажи словечко»

• С мелкими гвоздями

Полюбуйтесь дикими

Алыми … (гвоздиками).

• На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела.

В пестрой юбке танцовщица,

Музыкальная … (юла).

3. «Запомни- повтори»

Предлагается послушать и запомнить столбики слогов:

ба-па-ба па-ба-ба

ба-ба-па па-ба-па

па-па-ба ба-па-па

4. «Запомни-назови»

Выставляется ряд картинок, дети называют их, затем закрывают глаза, картинки убираются, после этого дети называют все запомнившиеся картинки.

5. «Что прибавилось?»

Выставляется ряд картинок, дети называют и запоминают их, затем закрывают глаза, в это время добавляется еще одна картинка, дети открывают глаза, педагог спрашивает «что прибавилось?».

6. «Что изменилось?»

Выставляется ряд картинок, дети произносят, что за чем находится, закрывают глаза, в это время педагог переставляет местами картинки, затем задает вопрос «что изменилось?».

7. «Запомни и повтори чистоговорку».

Спал спокойно сытый сом, видел сладкий сон.

8. «Запомни, повтори и назови слова с заданным звуком».

Из предложенного предложения выбрать слова со зв. «т».

Например: От топота копыт пыль по полю летит.

Список использованных источников:

1. Ткаченко Т. А. «Если дошкольник плохо говорит».

2. Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация педагогам "Организация деятельности педагога-психолог в ДОУ"

Консультация педагогам "Организация деятельности педагога-психолог в ДОУ"...

Консультации педагога-психолога Практические рекомендации педагогам по работе с застенчивыми детьми

Практические рекомендации педагогам«Как помочь застенчивому и нерешительному ребёнку»Застенчивые дети – это замкнутые, нерешительные, робкие и испытывающие сложности при ...

Консультации педагога-психолога Рекомендации педагогам в работе с детьми-провокаторами

Памятка для педагоговАЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ ПОВЕДЕНИЯ  В СИТУАЦИИ ДЕТСКИХ ПРОВОКАЦИЙ Первая реакция. Реагируйте только на первую шалость! (провокацию)Правило «Ты мне – я тебе»....

Консультации педагога-психолога Практические рекомендации родителям и педагогам "Обзываются в группе . Как поступать?"

Как бороться с обзыванием в группеНаверное в каждой группе  наиболее частой причиной обид и драк среди дошкольников является обзывание. Причем обзывают и оскорбляют не только самого ребенка-жертв...

Консультация педагога - психолога для педагогов по теме: "Использование куклотерапии как активного метода формирования социального статуса дошкольников"

Использование метода куклотерапии в работе с дошкольниками, имеющих неуверенность, страх, настороженность...

план на 28 мая педагога-психолога. Консультация педагога-психолога "Пусть ребенок растет самостоятельным"

НОД Консультация педагога-психолога "Пусть ребенок растет самостоятельным"...