смарт-тренинг для дошкольников "Мир головоломок. Пуговицы"
материал
Для педагогов выступление на тему "Смарт-тренинг для дошкольников "Мир головоломок. Пуговицы."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_golovolomok_pugovitsy_vystuplenie.docx | 135.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«МИР ГОЛОВОЛОМОК»
( смарт-тренинг для дошкольников)
S.M.A.R.T.
♦ Specific– конкретный
♦ Measurable – измеримый
♦ Attainable – достижимый
♦ Relevant – значимый
♦ Time-bound – ограниченный во времени
Smart (по-русски «умная») тренировка – это тренировка с умом.
Слово «тренинг» (англ. training, train – «обучать, воспитывать») обозначает метод активного обучения детей, направленный на достижение поставленных целей, развитие познавательного интереса, сообразительности и находчивости.
ЦЕЛЬ:
Развитие творческих умственных способностей с помощью игр головоломок
ЗАДАЧИ:
- Познакомить детей с разными видами головоломок
- Учить понимать инструкцию и соблюдать её при решении головоломок
- Обучать способам и правилам решения головоломок, используя алгоритм
- Создать условия для развития психических процессов
- Воспитывать инициативность, самостоятельность, целеустремлённость
Головоломка – один из наиболее интересных и доступных способов заниматься «зарядкой для ума» вместе с ребёнком.
Смарт-тренинг для дошкольников «МИР ГОЛОВОЛОМОК» автора-составителя Ирины Ивановны Казуниной, поможет развивать у детей умственные и творческие способности через игры-головоломки.
Авторы игрового набора руководствовались принципам «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям», способствующими поддержанию у ребенка интереса и веры в свои возможности в результате самостоятельно выполненного задания и создания условий умственного и творческого развития личности дошкольника, способного к достижению цели.
Игры-головоломки являются одним из эффективных дидактических приемов развития логических операций у дошкольников. Развивается навык самостоятельного решения стоящей перед игроком проблемы, творческого поиска решения интеллектуальной задачи и уважительного отношения к чужим идеям во время командной игры.
Головоломки и игровые упражнения с использованием «Пуговиц» данного набора не исключение.
При работе с «Пуговицами» детям наиболее доступны следующие мыслительные операции
Анализ, который направлен на разделение целого на составные части. Используется для выявления признаков, а также выделения объекта или его свойств из группы аналогичных по заданному признаку (цвет пуговиц, количество дырочек на пуговицах), т.е. анализ помогает понять структуру того, что мы воспринимаем.
Синтез – противоположная анализу операция, когда на основе общих черт части объекта объединяются в единое целое с учетом их адекватного расположения в объекте. В играх может использоваться игровое поле.
Анализ и синтез – две взаимосвязанные операции.
Сравнение – достаточно доступная логическая операция, которая заключается в сопоставлении и установлении сходства или различия предметов по признакам. Например, предлагаем определить, чем похожи эти объекты, чем отличаются эти же объекты. В нашем случае это созданные образы из пуговиц разного цвета с разным количеством дырочек.
Обобщение – это мысленное объединение объектов и явлений по каким-либо существенным свойствам с подбором обобщающего слова, сохраняются только существенные связи. Чаще всего мы предлагаем подобрать обобщающее слово или обобщающий признак к группе объектов.
Классификация – более сложная логическая операция. Это разделение объектов по группам в зависимости от их общих признаков. Классификация включает два действия: нахождение общего признака и деление на классы по этому признаку. Например, предлагаем разложить фигуры на две группы с объяснением признака, позволившего это сделать.
Выполняя логические игры-упражнения и решая головоломки, детям предлагается работа с карточками, в основу которых заложено развитие навыка ориентировки на листе, умение видеть клетку и игровое поле, состоящее из них.
Для выполнения заданий различного уровня сложности очень важным подготовительным этапом станет умение находить правую, левую, верхнюю, нижнюю границы игрового поля; углы (верхний правый, нижний правый, верхний левый, нижний левый). Пуговицы могут располагаться в строчку, в столбик, наклонной линией: сверху вниз наискосок (по диагонали)
Некоторые игры-упражнения и все головоломки имеют различные уровни сложности, которые на карточках обозначены звездочками.
В состав игрового набора входят:
Деревянные пуговицы – 28 шт. (красные, синие, желтые и неокрашенные). С 2 и 4 дырочками.
Карточки с шифром – 24 шт.
Тканевые мешочки для хранения одного комплекта пуговиц – 5 шт.
Шнурки черного цвета – 6 шт.
Карточки-маркеры
Смарт – тренинг для дошкольников «Мир головоломок. Пуговицы» проводится по 2 разделам. Игры-упражнения подобраны для развития каждой мыслительной операции.
РАЗДЕЛ I ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ
- «Найди пару»
- «Выложи ряд»
РАЗДЕЛ II
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ
Игры-упражнения на развитие мыслительной операции «Анализ»
- «Вставь пропущенные пуговицы»
- «Перемести через мостик»
- «Лотоходики»
- «Умный квадрат»
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ
Игры-упражнения на развитие мыслительной операции «Синтез»
- «Ёлочка»
- «Пуговичный город»
- «Раскодируй картинку»
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ
Игры-упражнения на развитие мыслительной операции «Сравнение»
- «Пуговичный пэчворк»
- «Загадочные пуговицы»
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ
Игры-упражнения на развитие мыслительной операции «Обобщение»
- «Дружные пуговки»
- «Три дорожки»
- «Объедини пуговицы в группу»
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ
Игры-упражнения на развитие мыслительной операции «Классификация»
- «Пуговичный ребус»
- «Домик для пуговиц»
- «Пуговичное солнышко»
ГОЛОВОЛОМКИ С ПУГОВИЦАМИ
- «Зашифрованные пуговицы»
- «Умные столбики»
- «Часики»
Целевые ориентиры на этапе завершения смарт-тренинга для дошкольников «МИР ГОЛОВОЛОМОК»
Дети могут:
- знать разные виды головоломок: геометрические головоломки на плоскости, объемные, лабиринты, словесные;
- овладеть способами и правилами решения головоломок;
- использовать алгоритм при решении головоломок;
- понимать заданную инструкцию и применять ее в решении головоломок;
- владеть элементами логического, наглядно-образного мышления, целостного восприятия, произвольного внимания и воображением;
- ориентироваться в пространстве, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;
- проявлять познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, целеустремленность.
Благодаря играм-головоломкам, ребенок получает возможность включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач.
Игры головоломки учат детей усидчивости, умению решать проблемы, развивают воображение, логическое и образное мышление, а также зрительно-моторную координацию, способствуют развитию и становлению нравственно-волевых качеств личности дошкольника.
Дети, увлекающиеся головоломками способны решать любые жизненные задачи легко!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Смарт - тренинг для дошкольников. Мир головоломок» в старшей группе
План – конспект занятия кружка«Смарт - тренинг для дошкольников.Мир головоломок» в старшей группе«Путешествие в лес»Цель: развивать предпосылки формирования логического м...
Конспект занятия по сказке «Репка» с использованием игрового набора «Мир головоломок» Смарт- тренинг для дошкольников в старшей группе МБДОУ «ДС «Дружба» с. Скалистое Бахчисарайского района РК.
Смарт-тренинг "Мир головоломок"...
"Мир головоломок - смарт-тренинг для познавательного развития дошкольников" ( 11.11.2022г)
Головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по зада...
Консультация. Виды игр головоломок, как метод технологии "Смарт-тренинг для дошкольников".
Важно при выборе игр-головоломок учитывать возраст ребёнка!...
Опыт работы инновационной площадки "Мир головоломок.Смарт-тренинг для дошкольников"
Презентация о деятельности сетевой инновационной площадки АНО ДПО «Национальный исследовательский институт всероссийской общественной организации содействия развитию профессиональной сферы ...
Программа дополнительного образования кружка "Мир головоломок" смарт- тренинг для дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ Вы хотите научить своего ребёнка нестандартно мыслить, развить у него упорство и сообразительность, умение находить оригинальные решения? Участие в кружке даёт детям не только определён...
Опыт работы «День открытых дверей» как форма взаимодействия семьи и ДОО в контексте использования технологии смарт-тренинг для дошкольников «МИР ГОЛОВОЛОМОК»
laquo;День открытых дверей» дает родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Родители получают воз...