Газета для родителей "Растишка"
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение Дошкольного Образования Детей детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей «Сказка» корпус «Искорка»
«Растишка»
Сентябрь 2023 г.
Исполнитель: Любина И.П.
Сегодня в номере
«Советы специалиста» стр.2
«Выучите с детьми» стр.4
«Это интересно» стр.6
Использование схем при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.
Все родители знают и понимают, что учить стихи с детьми дошкольного возраста необходимо. Заучивание стихотворений играют большую роль в жизни ребенка. Ведь благодаря этому у малышей развивает память, речь, формируется уровень культуры, пополняется словарный запас.
В дошкольном возрасте, ребенку при заучивании стихотворения, важно не механическое запоминание, а понимание текста.
Как помочь ребенку понять и запомнить стихотворение? В силу своих возрастных и психических особенностей, у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление. В чём причина того, что стихи дети запоминают с трудом, а рекламу запоминают великолепно? Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка.
Существует множество методов и приемов способствующих заучиванию стихотворений.
Одной из актуальных методик для запоминания, сохранения и воспроизведения информации является мнемотехника.
Суть этой методики состоит в том, что разучивая стихотворение, нужно рисовать вместе с ребенком к каждому слову, фразе или строчке какой-нибудь простой рисунок-символ. Удобнее показать стихотворение в виде таблицы. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов.
Мнемоквадрат – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Например, для слова «зима», «выпал снег» дается его символическое обозначение.
Затем задание усложняется, демонстрируя детям мнемодорожку – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения.
И, наконец, самая сложная структура мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т.п.)
Для детей 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, трава - зеленая. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы, цветом выделяются только сложные или важные моменты. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.
Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем основывается на установлении смысловой связи между словом или предложением и картинкой. Картинка помогает ребёнку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. Т. е. содержание одной, двух или четырёх строк стихотворения обозначается определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Сначала выразительно и эмоционально взрослый читает текст стихотворения, что важно для получения целостного впечатления и понимания произведения. Затем проводится беседа об услышанном и задаются вопросы. Поскольку кратковременная память воспринимает информацию блоками, то все стихотворение лучше разбить на части, если возможно, на смысловые. Демонстрируются картинно-графические схемы и параллельно воспроизводится текст стихотворения. Текст воспроизводится еще раз, затем ребенок договаривает за взрослым окончание каждой строчки, воспроизводят текст по цепочке. После каждой выученной строчки или четверостишия добавляется еще по одной. Когда выучены все части, стихотворение воспроизводится целиком.
Этот метод особенно эффективен для дошкольников с нарушениями речи. Как уже было отмечено, в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Так через картинно-графическую схему материализуется для детей содержание стихотворения. Такой подход помогает детям вспоминать сюжет и не перепутать в нём порядок событий, поддерживая опосредованную память: существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его продуктивность, способствует развития речи.
Сначала выразительно и эмоционально педагог читает текст стихотворения, что важно для получения целостного впечатления и Таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.
Выучите с детьми.
«Осенний листок»
За окошком лист осенний пожелтел,
Оторвался, закружился, полетел.
Желтый листик подружился с ветерком,
Все кружатся и играют под окном.
А когда веселый ветер улетал,
Желтый листик на асфальте заскучал.
Я пошла во двор и листик подняла,
Принесла домой и маме отдала.
Оставлять его на улице нельзя,
Пусть живет всю зиму у меня.
О. Чусовитина
«Осень»
Дарит осень чудеса,
Да еще какие!
Разнаряжены леса
В шапки золотые.
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята,
И паук – ловкач какой! –
Тянет сеть куда-то.
Дождь и жухлая трава
В сонной чаще ночью
Непонятные слова
До утра бормочут.
(М. Геллер)
«Осень в парке»
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки :
Фартук розовый — осинке,
Бусы красные — рябинке,
Зонтик жёлтый — тополям,
Фрукты осень дарит нам.
И. Винокуров
Утром небо было хмурым,
И казалось все понурым.
Осень очень любит плакать,
Дождиком на землю капать.
Любит листьями шуршать,
И с деревьев их срывать.
Л. Луканова
«Осень»
Падают, падают листья —
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают —
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибом. М. Ивенсен
Это интересно.
Сон
Интересный вопрос, который нередко приходит в голову родителям малышей дошкольного возраста: почему они должны спать больше, чем взрослые? Все знают, что дневной сон дошкольнику необходим, но по какой причине – мало кому известно. Ответ опять-таки связан с удивительной активностью мозга.
Дошкольники так активно познают мир, что остаётся только удивляться. Учёные просчитали, что в том случае, если бы человек на протяжении всей жизни обучался такими же темпами, как в детстве, то любые академики и гениальные учёные выглядели бы умственно отсталыми. К сожалению, мозговые способности неограничены только у детей, но такая загруженность требует периодического восстановления, что и происходит с дошкольниками во сне. По мере взросления умственный прогресс снижается, а вместе с ним – и потребность во сне.
Кстати, установлено, что до четырёх лет человек не способен запоминать свои сновидения, и только потом может их вспоминать днём. Более выражено это происходит с девочками, а мальчики свои первые сны нередко видят уже в подростковом возрасте.
Почемучки
Всем родителям известно, что ребёнку дошкольного периода невозможно быть молчаливым хоть краткий промежуток времени. Любое дело, занятие или хобби обязательно сопровождается расспросами. Вопросы могут смешными, нелепыми, абсурдными или не по-детски адекватными. Для взрослых, привыкших мыслить стереотипно, большинство вопросов становятся неожиданными, и дать на них ответ не так просто, как кажется на первый взгляд.
По статистике за день любой малыш четырёхлетнего возраста задаёт маме или папе около 500 вопросов. И это количество касается обычного ребёнка, а есть ещё и любознательные…
Нередко взрослые сетуют, что задать вопрос для чада важнее, чем услышать объяснение. Этому тоже следует порадоваться, потому что умение сформировать вопрос уже означает зачатки аналитической деятельности. А поскольку концентрация внимания не является сильной чертой дошкольного периода, то ответ может стать уже неактуальным.
В любом случае, семейные психологи утверждают, что от того, как родители реагируют в этом нежном возрасте на подобные вопросы, зависит то, будет ли к ним за помощью и советом обращаться подросток. А вопросы у подростков могут быть не менее интересными, а иногда и обескураживающими, и будет лучше, если юное создание задаст их маме и папе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ежемесячная групповая газета выпуск № 2 Март
Нетрадиционный метод работы с родителями. Выпуск ежемесячной газеты....
Ежемесячная групповая газета выпуск № 3 Апрель
Выпуск газеты посвящен теме: "Зачем детям нужна мама?"...
"Росинка" - газета для родителей
Новая форма взаимодействия ДОУ и семьи. ...
"Росинка" - газета для родителей №2
Новая форма взаимодействия ДОУ и семьи...
Публикация в газету "Природа-скульптор, вдохновитель, идей прекрасных и открытий". (Александровск-Сахалинская районная газета "Красное знамя от 20 июля 2018 года № 28)
В данной статье раскрыта идея создания и ее воплощение в виде экологичекой тропы на территории детского сада. Описаны восемь точек маршрута эколочичекой тропы, новизна по экологическому воспитан...
Публикация в газету "Осторожно на дороге!" (Александровск - Сахалинская районная газета "Красное знамя" от 20 июля 2018 года №28)
Содержание данной статьи рассказывает о празднике для детей среднего и старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения, организованном совместно с инспекторами ГБДД Александровск-Сахалинс...
Публикация в газету "Безопасность прежде всего" (Александровск - Сахалинская районная газета "Красное знамя" от 27 апреля 2018 года)
Содержание статьи знакомит читателя с разнообразными формами мероприятий и видами деятельности по предупреждению и профилактики обращения детей дошкольного возраста с огнем, проводимых в детском саду ...