Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов «Креативность в работе педагога»
план-конспект занятия на тему

Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов «Креативность в работе педагога»

 

Цель: развитие личности и профессиональных качеств педагогов через развитие творческого мышления и повышение уровня креативности.

 

Задачи тренинга:

1.     развитие интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности

2.     демонстрация возможностей использования креативности при решении жизненных проблем

3.     формирование навыков командной творческой работы

Сопутствующие задачи: раскрепощение, сплочение коллектива

 

Семинар-практикум с элементами тренинга рассчитан на группу из 8 -12 педагогов, члены которой знакомы между собой. По времени рассчитан на 2 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreativ.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ г. Иркутска детский сад №43 педагог-психолог Штанке В.И.

Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов «Креативность в работе педагога»

Цель: развитие личности и профессиональных качеств педагогов через развитие творческого мышления и повышение уровня креативности.

Задачи тренинга:

  1. развитие интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности
  2. демонстрация возможностей использования креативности при решении жизненных проблем
  3. формирование навыков командной творческой работы

Сопутствующие задачи: раскрепощение, сплочение коллектива

Семинар-практикум с элементами тренинга рассчитан на группу из 8 -12 педагогов, члены которой знакомы между собой. По времени рассчитан на 2 часа.

Креативность в работе педагога:

  1. помогает в продуктивном решении различных возникающих проблем (за счет большого количества идей, нестандартности и быстроты),
  2. помогает найти индивидуальный подход к ребенку,
  3. способствует лучшему взаимопониманию между воспитателем и ребенком (поскольку ребенок живет в мире фантазий, воображения, он еще не засорен стереотипами, шаблонами в восприятии, мышлении и действиях, дети более непосредственны, открыты и т.д.)
  4. помогает в организации образовательно-воспитательного процесса (в планировании занятий, праздников, в организации игр и режимных моментов)
  5. способствует развитию артистичности, что пригодиться для исполнения ролей в театрализованных представлениях в саду, на праздниках и т.д.)

Теоретическая вводная часть:

(разграничение понятий творчество и креативность, обсуждение для чего нам она нужна, как ее развивать)

Творчество – деятельность в ситуации неопределенности, направленная на получение результатов, обладающих объективной или субъективной новизной.

Креативность: характеристика интеллектуальной сферы, самостоятельное качество мышления, не сводимое к интеллекту в его традиционном понимании, система личностных качеств.

Креативность – способность порождать нечто новое, необычное, оригинальное; открытость новому жизненному опыту, независимость, гибкость, динамичность, способность отойти от шаблонов, от заранее известных алгоритмов, способность действовать в ситуациях с высокой степенью неопределенности.

Креативность включает:

  • интеллектуальные предпосылки деятельности, набор знаний и умений, необходимых для создания нового, творческое мышление и развитое воображение
  • личностные качества (возможность проявлять спонтанность, выходить за рамки предсказуемого)
  • жизненная позиция (отказ от шаблонности, стереотипности в суждениях и действиях, желание видоизменять себя и мир, стремление к новому, к свободе, активности и развитию).

Компоненты креативности (Дж.Гилфорд):

  • Способность к обнаружению и постановке проблем
  • Беглость – способность генерировать большое число идей
  • Гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи, относящиеся к различным смысловым категориям
  • Оригинальность, нестандартность
  • Способность усовершенствовать уже имеющееся путем дополнения или изменения деталей
  • Способность к решению проблем на основе анализа и синтеза информации

Черты креативной личности (Олах, Девис):

  • Независимость
  • Открытость ума. Восприимчивость к новому и необычному, к чужим и своим фантазиям, умение находить необычные ассоциации
  • Высокая толерантность
  • Развитое эстетическое чувство
  • Ассертивность - стремление делать все по-своему. Даже если ето идет вразрез с мнением и примером окружающих. Уверенность в себе, неподатливость манипуляциям. Склонность к свободному самовыражению
  • Способность рисковать
  • Артистичность
  • Энергичность
  • Чувство юмора
  • Тяга к сложности
  • Потребность в одиночестве
  • Интуитивность

План-конспект тренинга:

План

этап

Последовательность упражнений

Время на каждое упражнение, включая обсуждение

Цель упражнения

Знакомство

«Формула личности (рецепт меня)»

15 мин.

Отработка навыков самопрезентации, более глубокое знакомство участников, развитие творческого мышления

Разминка

«Любопытный»

15 мин.

Раскрепощение, выравнивание эмоционального фона, развитие умения быстро реагировать и генерировать идеи в необычной обстановке

Основная часть

«Друдлы»

15 мин.

Развитие гибкости восприятия, воображения, творческого подхода в решении задач

«Невозможные словосочетания и рисунки»

20 мин.

Развитие творческого мышления, нестандартности, способствование разрыву шаблонов.

«Оригинальное использование»

15 мин.

Развитие креативности, развитие умения видеть свойства и возможности предметов по-новому, способствование разрыву шаблонов

«Странные отгадки»

или «Невероятные ситуации»

10 мин.

Развитие умения генерировать большое количество идей, не противоречащих логике и здравому смыслу, но отличающихся оригинальностью и нестандартностью, развитие умения действовать в необычных условиях

Заключение

«Восточный базар»

20 мин.

Отработка умения генерировать идеи, аргументировать свою позицию, развитие креативности, создание «зарубки на будущее»

Обсуждение, получение обратной связи

«Аплодисменты себе любимым»

10 мин.

Завершение дня, эмоциональная разрядка, позитивная фиксация.

Описание упражнений:

«Формула личности (рецепт меня)»

Участникам предлагается описать себя, свои принципы, качества, характер, взгляды на мир в виде формулы (математической, физической, химической) или в виде кулинарного или иного рецепта.

«Любопытный»

Ведущий называет какую-либо букву из числа распространенных в русском алфавите, после чего, перекидывая мячик любому из участников, начинает задавать участникам различные короткие вопросы (каждому по одному). Ответом должны служить слова и фразы максимум из двух-трех слов, начинающиеся на эту букву. Ответ нужно дать быстро, в течение 3-х секунд. Ответив, участник перебрасывает мячик другому, уже сам задавая вопрос. В итоге часто получается довольно связный рассказ, но логически несуразный. Главное быстрота ответа с учетом выбранной буквы. Можно усложнить задачу, выбрав менее распространенную букву алфавита.

«Друдлы»

Друдлы – это рисунки, посмотрев на который, невозможно точно сказать, что на нем нарисовано, правильного ответа не существует. Придумал рисунки-загадки Роджер Прайс 50-х годах ХХ века. Ответ на вопрос «Что здесь нарисовано? (Что это?, Что это значит?)» не обязательно должен быть реалистичным, достаточно чтобы он был забавным, интересным и немного похожим на то, что изображено на рисунке.

Картинки примерных друдлов приложены в конце.

«Невозможные словосочетания и рисунки»

Участникам предлагается придумать как можно больше несочетаемых, невозможных в реальности сочетаний, например, «горячий лед», «трехтонный микроб», кроме того, им предлагается нарисовать, как это придуманное ими выглядит.

«Оригинальное использование»

Данное упражнение подразумевает придумывание как можно большего количества разнообразных принципиально осуществимых способов оригинального использования обычных предметов, например, таких:

  • Бумажных листов или газет
  • Пустых картонных коробок
  • Кирпичей
  • Автомобильных покрышек
  • Бутылочных пробок
  • Порванных колготок
  • Перегоревших лампочек
  • Алюминиевых банок из-под напитков
  • Снега, льда

Оценивается количество идей, их оригинальность, и отношение к разным категориям (идеи должны быть разными по смыслу)

«Странные отгадки»

Участникам предлагается несколько загадок, и они должны придумать как можно больше вариантов ответов на них, которые не совпадали бы с «традиционными» отгадками, но не противоречили бы условиям загадки, логике и здравому смыслу. Так, «сто одежек и все без застежек» - это не только кочан капусты, но еще и луковица, «развал» джемперов в секонд хенде, матрешка, провод с многослойной изоляцией, шаманская куколка 9делается из накрученных друг на друга тряпок), кокон шелкопряда и т.п.

Примеры загадок:

  • Сам худ, а голова с пуд.
  • Небывалой красоты в небе выросли цветы.
  • Ой, не трогайте меня, обожгу и без огня.
  • Без окон, без дверей, полна горница людей.
  • Сидит девица в темнице, а коса на улице.
  • Два кольца, два конца, посередине гвоздик.
  • Висит груша – нельзя скушать.

«Невероятные ситуации»

Участникам предлагается поразмыслить над какой-либо воображаемой ситуацией, наступление которой невероятно или маловероятно. Их задача – представить, что такая ситуация все же случилась, и предложить максимум последствий для человечества, к которым может привести ее наступление. Примеры ситуаций:

  • Увеличится в 5 раз сила тяжести на Земле
  • Все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские
  • У всех людей внезапно вырастут хвосты
  • Исчезнут окончания во всех словах русского языка
  • Доллар подорожает в 100 раз по сравнению со всеми другими валютами
  • С облаков начнут свисать тросы до самом Земли
  • Из жизни людей сразу и полностью исчезнет спорт
  • Коэффициенты трения у всех веществ на Земле уменьшается в 20 раз
  • Все металлы превратятся в золото
  • Люди научаться точно читать все мысли друг друг друга

«Восточный базар»

На столе выложены «никчемные» предметы, имеющие минимальную ценность или не имеющие ее вовсе. Каждому из участников достается какой-нибудь из этих предметов. Им предлагается придумать как можно больше агрументов, почему окружающим имеет смысл купить его предмет. Можно предложить участникам договориться друг с другом о сделке, если у кого-нибудь возникает желание купить (конечно это все импровизировано, а не по-настоящему) этот предмет. В итоге все оказываются с предметами на память о тренинге. Происходит закрепление позитивного опыта и эмоционального состояния.

В обсуждение каждого из упражнений входят вопросы: Кому было сложно, а кому легко выполнять задание? Где были трудности, с чем это может быть связано? Что нам дает это упражнение, умение, где это пригодиться? Что понравилось, а что нет? Комментарии, предложения, пожелания, обратная связь и т.п. Обсуждение можно устраивать после каждого упражнения в ходе тренинга и в конце занятия.

Обсуждение, получение обратной связи

«Аплодисменты себе любимым»

Похлопать в ладоши друг другу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум с элементами тренинга для воспитателей на тему "Взаимодействие педагога с детьми".

Позитивно относиться – не значит сюсюкать, лелеять, баловать детей, это умение принять точку зрения ребенка, понять его как целостную личность.   Наше занятие направлено на форм...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Практикум для педагогов с элементами тренинга «РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ»

Цель: развить и усовершенствовать рефлексивные способности педагогов, исходя из их индивидуальных особенностей. Задачи: - актуализировать знания педагогов о педагогической рефлексии;- п...

Семинар-практикум по профессиональному развитию для педагогических работников: «Креативность и развитие творческого потенциала педагога»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеЦентр Образования «Юлдаш»Табасаранский район, с.Хучни      семинар-практикум по профессиональному развити...

Семинар-практикум для педагогов « Организация совместной работы педагогов с родителями воспитанников».

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи:- актуализировать существующие проблемы во взаимодействии педа...

Сценарий проведения педагогической гостиной «Кафе «Нескучный сад» с элементами тренинга на тему «Креативность и как ее развить».

Fктуализация творческого, креативного развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя....

Семинар - практикум для воспитателей "Утренний круг, как одна из форм работы педагога с детьми".

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в работе с детьми.Задачи:Познакомить педагогов с понятием «утренний круг».Дать практические упражнения для проведения &laq...