Организация работы с семьями воспитанников по формированию валеологической культуры в средней группе «Задоринки».
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Именно в дошкольном детстве формируются навыки, привычки, предпочтения, в том числе навыки и привычки здорового образа жизни. Но прочный фундамент осознанно правильного отношения ребенка к своему здоровью будет заложен только при грамотно выстроенной системе воспитания в семье и дошкольном учреждении. Поэтому формы взаимодействия с родителями в рамках решения валеологического воспитания дошкольников, очень актуальны. Чем раньше у ребёнка дошкольника сформируются навыки здорового образа жизни посредством формирования элементарных знаний о своём организме и о факторах, влияющих на него, тем раньше ребёнок получит представления о строении своего тела, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, будет приобщён к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни - это не только физическое здоровье ребенка, но и социальное благополучие, психическая стабильность и нравственное воспитание. Все эти компоненты формируют сознательное отношение к здоровому образу жизни у детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1 Организация работы с семьями воспитанников по формированию валеологической культуры в средней группе «Задоринки».
2 Актуальность: Именно в дошкольном детстве формируются навыки, привычки, предпочтения, в том числе навыки и привычки здорового образа жизни. Но прочный фундамент осознанно правильного отношения ребенка к своему здоровью будет заложен только при грамотно выстроенной системе воспитания в семье и дошкольном учреждении. Поэтому формы взаимодействия с родителями в рамках решения валеологического воспитания дошкольников, очень актуальны. Чем раньше у ребёнка дошкольника сформируются навыки здорового образа жизни посредством формирования элементарных знаний о своём организме и о факторах, влияющих на него, тем раньше ребёнок получит представления о строении своего тела, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, будет приобщён к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни - это не только физическое здоровье ребенка, но и социальное благополучие, психическая стабильность и нравственное воспитание. Все эти компоненты формируют сознательное отношение к здоровому образу жизни у детей.
3 Причины резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста.
- падение уровня жизни;
- неблагоприятная экологическая обстановка в России;
- стрессы;
- дефицит двигательной активности;
- массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- неполноценное питание.
4 Воспитание здорового образа жизни, одна из основных задач воспитания.
В данное время в связи с катастрофическим ухудшением состояния здоровья взрослого населения и детей, особенно остро стоит проблема взаимодействия ДОУ и семьи по воспитанию здорового подрастающего поколения. Решение этой задачи невозможно без положительного примера авторитетного для ребенка взрослого- родителя, воспитателя. Взрослые в присутствии ребенка должны контролировать каждый свой шаг, нести в себе те идеалы, которые они хотели бы ему привить. Кто-то верно подметил: самое трудное в воспитании ребенка – это воспитание родителей. Не смотря на сложность задачи вовлечения родителей в орбиту педагогической деятельности, достижения единых подходов семейного воспитания и воспитательной системы детского сада, группы, ее решению уделяется огромное значение.
5 Впервые о необходимости валеолгического просвещения человека заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал: самое главное – научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от вредного.
Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения, на 20 процентов от генетической предрасположенности,
на 25 % от окружающей среды и более чем на половину – от образа жизни в семье. А ведь образ жизни – самый управляемый фактор, в сравнении с остальными.
6 Валеологическое просвещение – это процесс, который направлен на
сохранение и укрепление здоровья детей, родителей, педагогов. Его
осуществление связано с перестройкой в сознании всех участников
педагогического процесса. Становление валеологической культуры
обусловлено, прежде всего процессом взаимодействия взрослого и ребёнка,
широким спектром педагогических средств и приёмов.
Совместная работа с семьёй должна строиться на следующих основных
принципах, определяющих её содержание, организацию и методику.
- Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания
здорового ребёнка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям,
когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами
физкультурно – оздоровительной работы в детском саду, а педагоги
используют лучший опыт семейного воспитания.
- Системность и последовательность работы в течении всего года и всего
пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.
- Индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье на основе
учёта их интересов и способностей.
- Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе
доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.
7 Именно детский сад является местом просвещения родителей.
Формы взаимодействия с родителями в рамках решения задач валеологического воспитания дошкольников,
используемые в нашей группы, разнообразны. Условно их можно разделить на традиционные (наглядное просвещение, консультации, беседы, родительские собрания, открытые занятия и пр.)и нетрадиционные (мастер-классы, тренинги и деловые игры, круглые столы, совместные праздники здоровья, участие родителей в формировании
предметно-развивающей среды группы, семейный клуб). Не зря говорится, что лучше один раз увидеть, чем сто раз
услышать, поэтому в работе с родителями отдаём предпочтение таким формам и методам, которые носят
интерактивный характер. Интерактивные формы и методы отличаются тем, что информация должна усваиваться
не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, диалоговое общение в ходе которого
каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями,
собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение. Так же используются индивидуальные и групповые формы работы.
8 В нашей группе «Задоринки» организован детско-родительский клуб «Вместе, жить интереснее», на
заседаниях которого успешно решаются актуальные вопросы валеологического и педагогического просвещения
родителей.
Родительский клуб отдельно не собирается, а работает в рамках родительских собраний, на которых поднимаются
вопросы, наиболее актуальные для детей определённого возраста и тревожащие их мам и пап.
Целью создания клуба является Создание единого образовательного пространства детский сад – семья в области
валеологического воспитания.
Цель достигается посредством решения следующих задач:
- познакомить родителей с физиологическими особенностями развития детей в разные возрастные периоды;
- обучить родителей практическим навыкам формирования у детей валеологической культуры через воспитание;
- культурно-гигиенических навыков, потребности в движении и занятиях спортом, здоровом питании;
- популяризировать эффективный опыт семейного воспитания по формированию основ здорового образа жизни;
- установить доверительные отношения между воспитателем группы и родителями;
- приобщать родителей к участию в жизни группы и детского сада, повышать имидж детского сада.
9 Заседания клуба «Вместе, жить интереснее», проходят 1 раз в 2 месяца.
Тематика, круг решаемых вопросов, форма и методы организации заседания определяются программой родительского клуба. Вот примерный перечень тем:
- «В детский сад идти пора!» (как помочь ребенку преодолеть негативные переживания при расставании с мамой в
- «Поговорим о важном» (воспитание у детей культурно-гигиенических навыков)
- «Утром делаем зарядку!» (организация правильного двигательного режима дома)
- « «Живчики» и «тихони»» (обучение подвижным играм с учетом индивидуальных особенностей ребенка)
- «Сначала питание, потом воспитание» (организация правильного, здорового питания дома)
- «Как ребенку не попасть злому волку прямо в пасть» - (обеспечение безопасности ребенка в различных ситуациях, дома и на улице, формирование навыков осознанно правильного поведения)
- «Что ты знаешь о здоровье» (как рассказать ребенку об особенностях строения и функционирования органов и систем, полезных привычках)
Тематика определяется исходя из актуальных возрастных воспитательных задач и потребностями родителей.
На заседаниях клуба, предпочтение отдается интерактивному взаимодействию с родителями
через тренинги, интерактивные игры, мастер – классы, тематические акции, презентации.
10 Родители являются активными участниками диалога, они не только задают вопросы по отдельным аспектам обсуждаемой проблемы, но и охотно делятся опытом семейного воспитания, секретами своих родительских успехов, проводят мастер-классы, фотопрезентации. Часть заседаний проходит при участии детей, в форме физкультурного занятия, развлечения или соревнования. Родители получают полезный опыт эффективного общения с детьми, навыки в организации подвижных игр и упражнений, а дети – массу положительных эмоций. В этом году работа семейного клуба
будет нацелена на формирование у родителей знаний о преимуществе здорового питания. Этой проблеме мы
посвятим несколько заседаний –«Питание детей в детском саду и дома», «Чайные посиделки», «Полезные сладости»,
«Ярмарка национальных блюд». На первом тематическом заседании родители узнали о требованиях СанПиН к рациону,
сбалансированности и разнообразии питания, способах обработки продуктов, которые строго соблюдаются в деском саду, научились составлять детское меню, поделились секретами как приучить есть «малоежку». Часть заседаний так же
будет проходить совместно с детьми. Мы дали задание родителям приготовить дома разные напитки с целебными
травами, ягодами фруктами, сладости из сухофруктов, традиционные блюда из различных мест нашей огромной страны,
в которых родителям приходилось бывать. Все блюда должны быть приготовлены родителями в соответствии с теми
требованиями, о которых мы говорили на первом заседании. Во время дегустаций родители будут делиться
рецептами, расскажут о семейных традициях, связанных с напитком или блюдом, какую пользу это приносит здоровью.
11 Интерес к деятельности клуба у родителей растет с каждым годом. Радует, что многие родители стали
рассказывать о своих педагогических находках, секретах. В группе в WhatsApp родители размещают
фотоотчеты о встречах и делятся впечатлениями, неизменно дают высокую оценку работе клуба. Конечно,
подготовка к заседанию сложная и долгая работа, но благодаря работе клуба «Вместе, жить интереснее».
все усилия вознаграждаются, потому что наши родители активные помощники в жизни группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование и организация работы с семьей воспитанников младшей и средней группы.
ДатаТематикаФормы проведенияОтветственный1234сентябрь«Познай себя, как родителя» Какие мы родители. Родительское собрание. ...
Мастер-класс "Организация работы с семьями воспитанников первой младшей группы по развитию речи посредством игр с водой"
Мастер-класс был организован с целью повышения профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного педагогического общения по освоению опыта организации работы с семьями воспитанник...
Консультация для воспитателей "Организация работы с семьями воспитанников"
Основными факторами, эффективно влияющими на воспитание ребёнка в семье, являются- нравственно-положительные личные интересы, убеждения и потребности родителей, их добросовестное, ответст...
Консультация для педагогов «Организация работы с семьями воспитанников по ознакомлению с правилами дородного движения»
Одним из направлений работы детского сада является работа по обучению детей безопасному поведению на улицах города. Но не только дети обучаются этому. Оказалось, что и родители нуждаются в повышении у...
Организация работы с семьями воспитанников в условиях ДОУ.
ФГОС ДО решает ряд важных задач: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм по...
Консультация для педагогов "Педагогические инновации как форма работы с семьями воспитанников по воспитанию семейной культуры»
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как ...