Организация работы с семьями воспитанников по формированию валеологической культуры в средней группе «Задоринки».
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Маркевич Наталья Петровна

Именно в дошкольном детстве формируются навыки, привычки, предпочтения, в том числе навыки и привычки здорового образа жизни. Но прочный фундамент осознанно правильного отношения ребенка к своему здоровью  будет заложен только при грамотно выстроенной системе воспитания в семье и дошкольном учреждении. Поэтому формы взаимодействия с родителями в рамках решения валеологического воспитания дошкольников, очень актуальны. Чем раньше у ребёнка дошкольника  сформируются навыки здорового образа жизни посредством формирования элементарных знаний о своём организме и о факторах, влияющих на него, тем раньше ребёнок получит представления о строении своего тела, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, будет приобщён к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни - это не только физическое здоровье ребенка, но и социальное благополучие, психическая стабильность и нравственное воспитание. Все эти компоненты  формируют сознательное отношение к здоровому образу жизни у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 Организация работы с семьями воспитанников по формированию валеологической культуры в средней группе «Задоринки».

 

2 Актуальность: Именно в дошкольном детстве формируются навыки, привычки, предпочтения, в том числе навыки и привычки здорового образа жизни. Но прочный фундамент осознанно правильного отношения ребенка к своему здоровью  будет заложен только при грамотно выстроенной системе воспитания в семье и дошкольном учреждении. Поэтому формы взаимодействия с родителями в рамках решения валеологического воспитания дошкольников, очень актуальны. Чем раньше у ребёнка дошкольника  сформируются навыки здорового образа жизни посредством формирования элементарных знаний о своём организме и о факторах, влияющих на него, тем раньше ребёнок получит представления о строении своего тела, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, будет приобщён к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни - это не только физическое здоровье ребенка, но и социальное благополучие, психическая стабильность и нравственное воспитание. Все эти компоненты  формируют сознательное отношение к здоровому образу жизни у детей.

3 Причины резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста.

  • падение уровня жизни;
  • неблагоприятная экологическая обстановка в России;
  • стрессы;
  • дефицит двигательной активности;
  • массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  • неполноценное питание.

4 Воспитание здорового образа жизни, одна из основных задач воспитания.

В данное время в связи с катастрофическим ухудшением состояния здоровья взрослого населения и детей, особенно остро стоит проблема взаимодействия ДОУ и семьи по воспитанию здорового подрастающего поколения. Решение этой задачи невозможно без положительного примера авторитетного для ребенка взрослого- родителя, воспитателя. Взрослые в присутствии ребенка должны контролировать каждый свой шаг, нести в себе те идеалы, которые они хотели бы ему привить. Кто-то верно подметил: самое трудное в воспитании ребенка – это воспитание родителей. Не смотря на сложность задачи вовлечения родителей в орбиту педагогической деятельности, достижения единых подходов семейного воспитания и воспитательной системы детского сада, группы, ее решению уделяется огромное значение.

5 Впервые о необходимости валеолгического просвещения человека заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал: самое главное – научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от вредного.

Учеными  доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения, на 20 процентов от генетической предрасположенности,

на 25 % от окружающей среды и более чем на половину – от образа жизни в семье. А ведь образ жизни – самый управляемый фактор, в сравнении с остальными.

6 Валеологическое просвещение – это процесс, который направлен на

сохранение и укрепление здоровья детей, родителей, педагогов. Его

осуществление связано с перестройкой в сознании всех участников

педагогического процесса. Становление валеологической культуры

обусловлено, прежде всего процессом взаимодействия взрослого и ребёнка,

широким спектром педагогических средств и приёмов.

Совместная работа с семьёй должна строиться на следующих основных

принципах, определяющих её содержание, организацию и методику.

  • Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания

здорового ребёнка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям,

когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами

физкультурно – оздоровительной работы в детском саду, а педагоги

используют лучший опыт семейного воспитания.

  • Системность и последовательность работы в течении всего года и всего

пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.

  • Индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье на основе

учёта их интересов и способностей.

  • Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе

доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

7 Именно детский сад является местом просвещения родителей.

Формы взаимодействия с родителями в рамках решения задач валеологического воспитания дошкольников,

используемые в нашей группы, разнообразны. Условно их можно разделить на традиционные (наглядное просвещение, консультации, беседы, родительские собрания, открытые занятия и пр.)и нетрадиционные (мастер-классы, тренинги и деловые игры, круглые столы, совместные праздники здоровья, участие родителей в формировании

предметно-развивающей среды группы, семейный клуб). Не зря говорится, что лучше один раз увидеть, чем сто раз

услышать, поэтому в работе с родителями отдаём предпочтение таким формам и методам, которые носят

интерактивный характер. Интерактивные формы и методы отличаются тем, что информация должна усваиваться

не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, диалоговое общение в ходе которого

каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями,

собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение. Так же используются индивидуальные и групповые формы работы.

8 В нашей группе «Задоринки» организован детско-родительский клуб «Вместе, жить интереснее», на

заседаниях которого успешно решаются актуальные вопросы валеологического и педагогического просвещения

родителей.

Родительский клуб отдельно не собирается, а работает в рамках родительских собраний, на которых поднимаются

вопросы, наиболее актуальные для детей определённого возраста и тревожащие их мам и пап.

Целью создания клуба является Создание единого образовательного пространства детский сад – семья в области

валеологического воспитания.

Цель достигается посредством решения следующих задач:

- познакомить родителей с  физиологическими особенностями развития детей в разные возрастные периоды;

- обучить родителей практическим навыкам формирования  у детей валеологической культуры через воспитание;

- культурно-гигиенических навыков, потребности в движении и занятиях спортом, здоровом питании;

- популяризировать эффективный опыт семейного воспитания по формированию основ здорового образа жизни;

- установить доверительные отношения между воспитателем группы и родителями;

- приобщать родителей к участию в жизни группы и детского сада, повышать имидж детского сада.

9 Заседания клуба «Вместе, жить интереснее», проходят 1 раз в 2 месяца.

Тематика, круг решаемых вопросов, форма и методы организации заседания определяются программой родительского клуба. Вот примерный перечень тем:

  • «В детский сад идти пора!» (как помочь ребенку преодолеть негативные переживания при расставании с мамой в

- «Поговорим о важном» (воспитание у детей культурно-гигиенических навыков)

- «Утром делаем зарядку!» (организация правильного двигательного режима дома)

- « «Живчики» и «тихони»» (обучение подвижным играм с учетом индивидуальных особенностей ребенка)

- «Сначала питание, потом воспитание» (организация правильного, здорового питания дома)

  • «Как ребенку не попасть злому волку прямо в пасть» - (обеспечение безопасности ребенка в различных ситуациях, дома и на улице, формирование навыков осознанно правильного поведения)
  • «Что ты знаешь о здоровье» (как рассказать ребенку об особенностях строения и функционирования органов и систем, полезных привычках)

Тематика определяется исходя из актуальных возрастных воспитательных задач и потребностями родителей.

На заседаниях клуба, предпочтение отдается интерактивному взаимодействию с родителями

через тренинги, интерактивные игры, мастер – классы, тематические акции, презентации.

10 Родители являются активными участниками диалога, они не только задают вопросы по отдельным аспектам обсуждаемой проблемы, но и охотно делятся опытом семейного воспитания, секретами своих родительских успехов, проводят мастер-классы, фотопрезентации. Часть заседаний проходит при участии детей, в форме физкультурного занятия, развлечения или соревнования. Родители получают полезный опыт эффективного общения с детьми, навыки в организации подвижных игр и упражнений, а дети – массу положительных эмоций. В этом году работа семейного клуба

будет  нацелена на  формирование у   родителей знаний о преимуществе здорового питания. Этой проблеме мы

посвятим несколько заседаний –«Питание детей в детском саду и дома», «Чайные посиделки», «Полезные сладости»,

«Ярмарка национальных блюд». На первом тематическом заседании родители узнали о требованиях СанПиН к рациону,

сбалансированности и разнообразии питания, способах обработки продуктов, которые строго соблюдаются в деском саду, научились составлять детское меню, поделились секретами как приучить есть «малоежку». Часть заседаний так же

будет проходить совместно с детьми. Мы дали задание родителям приготовить дома разные напитки с целебными

травами, ягодами фруктами, сладости из сухофруктов, традиционные блюда  из различных мест нашей огромной страны,

в которых родителям приходилось бывать. Все блюда должны быть приготовлены родителями в соответствии с теми

требованиями, о которых мы говорили на первом заседании. Во время дегустаций родители будут делиться

рецептами, расскажут о семейных традициях, связанных с напитком или блюдом, какую пользу это приносит здоровью.

11 Интерес к деятельности клуба у родителей растет с каждым годом. Радует, что многие родители стали

рассказывать о своих педагогических находках, секретах. В группе в WhatsApp родители размещают

фотоотчеты о встречах и делятся впечатлениями, неизменно дают высокую оценку работе клуба. Конечно,

подготовка к заседанию сложная и долгая работа, но благодаря работе клуба «Вместе, жить интереснее».

все усилия вознаграждаются, потому что наши родители активные помощники в жизни группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование и организация работы с семьей воспитанников младшей и средней группы.

ДатаТематикаФормы проведенияОтветственный1234сентябрь«Познай себя, как родителя» Какие мы родители.  Родительское собрание.      ...

Мастер-класс "Организация работы с семьями воспитанников первой младшей группы по развитию речи посредством игр с водой"

Мастер-класс был организован с целью повышения профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного педагогического общения по освоению опыта организации работы с семьями воспитанник...

Консультация для воспитателей "Организация работы с семьями воспитанников"

Основными  факторами, эффективно влияющими на воспитание ребёнка в семье, являются- нравственно-положительные личные интересы, убеждения и потребности родителей, их добросовестное, ответст...

Консультация для педагогов «Организация работы с семьями воспитанников по ознакомлению с правилами дородного движения»

Одним из направлений работы детского сада является работа по обучению детей безопасному поведению на улицах города. Но не только дети обучаются этому. Оказалось, что и родители нуждаются в повышении у...

Организация работы с семьями воспитанников в условиях ДОУ.

ФГОС ДО решает ряд важных задач: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм по...

Консультация для педагогов "Педагогические инновации как форма работы с семьями воспитанников по воспитанию семейной культуры»

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как ...