Перспективный план работы опытно-экспериментальной деятельности старшей разновозрастной группы на 2022-2023г.
опыты и эксперименты

Гиршвельд Ольга Николаевна

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.

Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.

С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире : вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno_-_eksperementalnaya_deyatelnost_starshaya.docx42.81 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы

опытно-экспериментальной деятельности старшей

разновозрастной группы на 2022-2023г.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.

Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.

С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире : вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

Старшая группа (дети 5-7лет)

Месяц, тема

Задачи, цели, содержание

         Оборудование        

Вид

деятельност и

Работа с родителями

СЕНТЯБР

Ь

Дать представление о

воздухе как

камешек, стакан с

водой,

Дети

оформляют

Беседа: «

Опытно –

  1. Воздух. Некоторые свойства воздуха.
  2. Живой – кусочек.
  3. Вода. Свойства воды.
  4. Может ли растение

дышать.

газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его

обнаружения.

Знакомить с органами дыхания человека.

Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на

здоровье человека. Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ

для растения. Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования. Познакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды.

полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, соломинка, зеркало; вырезанные из бумаги силуэты человеческого тела и дерева с густой кроной; воронка, весы.

Плоская емкость, корнеплоды:

редька, морковь, свекла.

Ванночка с водой, различные по весу предметы:

деревянный брусок, металлическое кольцо, пластмассовая игрушечная ложечка и т. п.; 2 стакана с водой, 2

яйца, 5 чайных ложек соли; камешки, сахар, соль, марганец, масло, глубокая тарелка.

Комнатное растение, трубочка для коктейля, вазелин, лупа.

панно

«Берегите воздух», прикрепляю т силуэты

деревьев. Проводиться предварител ьная работа: беседа

«Органы и система

дыхания человека». Раскрашива ние силуэтов деревьев.

Используетс я,

изображенн ый в

таблице, алгоритм

деятельност и.

Результаты эксперимент а зарисовыва ются.

Результаты эксперимент а по плавучести предметов в воде

заносятся в таблицу при помощи знаков + и -. Наблюдение проводится ежедневно в течение

недели.

эксперимент альная

деятельность в жизни старших

дошкольник ов».

Цель: Дать представлен ия о том, что опытно – эксперимент альная

деятельность пронизывает все сферы

деятельности дошкольник ов.

В уголок « Для Вас Родители»:

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса

детей к познавательн ому эксперимент ированию».

ОКТЯБРЬ

1. На свету и в темноте. 2.Песок, его свойства.

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развитая растения.

Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом,

Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Стакан с песком, с глиной, водой, лист бумаги, ложечки,

Результаты эксперимент а зарисовыва ются через

7-10 дней. Используетс

Анкетирован ие родителей.

Цель: выявить

отношение родителей к

Песочные часы.

  1. Почва. Свойства почвы.
  2. Зеленые фигурки.

структурой. Обучить детей возможным

действиям

обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить.

Познакомить с песочными часами. Познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины.

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений

лупы. Песочные часы.

Образцы почвы в железной баночке, стакан с водой, палочка.

Семена кресс- салата, влажные бумажные салфетки, почва.

я,

изображенн ый в

таблице, алгоритм

деятельност и.

         

поисково – исследовател ьской активности

детей. Консультаци я: «Игра или эксперимент ирование».

Цель: Расска зать родителям о том, что эксперимент ирование, как и игра

является ведущим видом

деятельности дошколнико в.

НОЯБРЬ

1.Магнит и его свойства. 2.Земля на глобусе.

3..магнитн ые свойства

Земли. Компас. 4.Портрет Земли – карта.

Познакомить детей с магнитом некоторыми его свойствами, уточнить

представления о предметах,

взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках.

Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли.

Расширять

представления об атмосфере Земли,

четырех сторонах света ( север, юг, запад, восток ) и их сокращенных обозначениях.

Познакомить детей с тем, что Земля –

большой магнит, у которого есть северный и южный полюс;

сформировать

Магниты различных размеров, предметы из железа, меди,

алюминия, дерева, кусочки ткани, бумаги, стеклянная баночка.

Глобус, энциклопедия        « Мир вокруг»,

фотографии с изображениями

Земли из космоса. Компас, различные предметы.

Карта полушарий, большой атлас

Земли, схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта.

Результаты эксперимент а по

выявлению взаимодейст вия магнита с

предметами из различных материалов заносятся в таблицу.

Домашнее задание:Закр епить знания об устройстве компаса, совершенств овать навыки и умения в практическо м использован ии компаса. Домашнее задание: вып олнить схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта.

Консультаци я:

«Значение опытно – эксперимент альной

деятельности

представления о компасе.

Развитие способности понимать знаково – символические обозначения карты

Земли. Формировать умение ориентироваться на карте и определять на ней стороны горизонта; познакомить с современными картами, условными обозначениями на них.

в психическом развити

ребенка»

ДЕКАБРЬ

  1. Термоме тр и температу ра.
  2. Плавучес ть

предметов. 3.Выявлен ие механизма образовани я облаков. 4.Выявлен ие механизма образовани я инея.

Развитие способности

ребенка концентрировать внимание на измерении температуры

окружающей среды и собственного тела..

Познакомить с понятием

«температура»; формировать представление о

приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов термометров.

Подвести детей к выводу, что полые предметы плавают. Воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть.

Выявить механизм образования облаков. Выявить механизм образования инея.

Термометры для

измерения температуры воды, воздуха, тела человека; два стакана с водой разной температуры ( из холодильника и теплой) на каждого ребенка; репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей в разное время года.

Две бутылочки с пробками, большая емкость с водой.

Пульверизатор, комнатное растение с большими, крупными

листьями. Эксперимент проводиться в группе.

Термос с горячей водой.

Эксперимент проводиться на улице.

Рассматрива

ние репродукции картин профессиона льных

художников с

изображение м пейзажей в разное время года. Поговорить о том когда бывает

жарко, тепло, холодно.

Температура тела измеряется в помещении и на улице.

Беседа: «Зна

чение

детского эксперимент ирования

для психическог о развития».

ЯНВАРЬ

Дать представление о

том, что вода

У воспитателя и у

детей по 4 образца

Наблюдение

за

Консультаци

я:

1.Почему идет снег. 2.Почему не тонут корабли. 3.В погоне за светом.

испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках. Упражнять детей в установлении различий между инеем и снегом.

Подвести детей к выводу почему не тонут корабли.

Установить как растение ищет свет.

снежинок.

Емкость с водой, металлические предметы,

жестяная банка.

Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде

лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном отверстие.

падающим снегом. Дать характерист ику состоянию снег (мокрый, липкий, рассыпчаты й и т. д.).

Отгадывани е загадок о снежинках. Рассматрива ние иллюстраци й с

изображение м различных моделей кораблей катеров.

«Соблюдени е правил

безопасност и».

ФЕВРАЛЬ

1.Дышат ли рыбы. 2.Ветер в комнате. 3.Вертушка для ветра.

4. Уличные тени.

Установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что воздух есть в воде.

Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.

Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и

предмета, их взаиморасположение.

Прозрачная емкость с водой, аквариум, лупа, палочка, трубочка для коктейля.

Две свечи,

«змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить).

Вертушка, материал для ее изготовления на каждого ребенка: бумага (квадрат из альбомного листа), ножницы, палочка, гвоздик.

Фонарик, предметы с разной степенью прозрачности.

Наблюдение на прогулке за ветром; определить силу ветра (по раскачиваю щимся веткам

деревьев, по флюгеру).

Наблюдение на улице образование теней днем от солнца, вечеров от света

фонарей.

Анкетирова ние родителей: ц ель -выявить отношение родителей к поисково – исследовате льской активности детей.

МАРТ

1. «Огород на окне». 2. Плавление

Выяснить, что раньше появляется из семени. Уточнить знания детей о материалах, из которых изготавливают

свечи, их качествах.

Бобы (горох,

фасоль), влажная ткань (бумажные салфетки), прозрачные емкости, зарисовки

Рассматрива ние схемы строения растения.

Наблюдение проводиться

Консультаци я:

«Соблюдени е правил

безопасност и».

парафина. 3.Из каких цветов состоит солнечный луч.

4.Свет. Прямолине йность его распростра нения.

Образован ие тени.

Упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина.

Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и

отражением лучей цвета.

Расширить

представления детей о тени - тень имеют все предметы, она имеет конфигурацию того предмета, от которого получена. Формировать у детей представление о свете, как о прямолинейно распространяющихся лучах.

с использованием символов строения растения, алгоритм

деятельности. Кусочки парафина, игрушечные сковородки, палочки для размешивания парафина, тряпочки.

Граненое стеклышко (деталь от хрустальной люстры), зеркало. Настольная лампа, непрозрачные предметы, теневой театр «Колобок».

ежедневно, в течение 10

–12 дней Загадки о свече, чтение А.

Тувим « Что стряслось у тети Вали?».Выяс нить для чего нужны свечи. Перед занятием по лепке

предложить детям положить властелин на хорошо освещенный подоконник и

наблюдать, что с ним произойдет (превращени е вещества из твердого состояния в мягкое под влиянием солнечных

лучей).

Цель: Позна комить с необходимы ми правилами безопасност и при организаци и и

проведении эксперимент ов и игр

дома.

АПРЕЛЬ

1. От чего происх одит смена дня и ночи. 2.Темн ый космос

.

3.Вид ы электр ичеств

Развивать у детей элементарные представления о

Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве;

объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли.

Узнать почему в космосе темно. Познакомить детей с понятиями

«электричество»,

«электрический ток»,

Модель Земли – глобус, фонарик, картинки с изображением различных времен суток, детская энциклопедия.

Фонарик, стол, линейка.

Воздушный шарик, ножницы, салфетка, линейка, расческа, пластилин,

большая металлическая скрепка.

Д\И « День и ночь»

Наши помощники

электроприб оры

Д\и «Что сначала, что потом».

Дать

представлен ие о том, что с момента появления тока люди изобрели

Беседа:

«Как организоват ь игры с водой».

Цель: Дать знания о том как организоват ь предметно

развивающу ю среду среду для проведения игр с водой.

а. 4.Пров одник и и

диэлек трики

Формировать основы безопасноти при взаимодействии с электричеством.

Формировать представление о

материалах, которые проводят электрический ток (проводники) и не проводят (диэлектрики), познакомить детей с устройством некоторых электрических

приборов (фен, настольная лампа), совершенствовать опыт безопасного использования электрических

приборов.

Провод в оплетке, резиновые перчатки, пласт масса, дерево, стекло.

электроприб оры – помощники ( веник –

пылесос, стиральная доска – стиральная машина,

мясорубка – электромясо рубка и т. д.).

МАЙ

1.

Источник звука и его распростра нение.

2.Способы восприяти я звуков человеком и

животных. 3.Спичечн ый

телефон. 4.Равновес ие.

Простые механизмы

.

5.Взаимод ействие и переход вещества из одного вида в

другой нагрев и

Познакомить детей с понятием «звук», с органами воспринимающими звук –ухо,

сформировать представления о

характеристиках звука

– громкости, тембре, длительности, развивать умение сравнивать различные звуки,.

Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние.

Сформировать представление об

изобретении человеком простых механизмов в истории; совершенствовать

представление о равновесии (устойчивом и неустойчивом). Продемонстрировать

Детские музыкальные

инструменты: бубен, барабан, металлофон, ложки, погремушка, трещетка.

Два спичечных коробка, тонкая длинная нить.

Иголка, две спички. Рычажные весы, толстая бечевка, ножницы, линейка, линейка, две

шайбы, карандаш, стол, клейкая лента, фломастер, три стакана по 250гр., две круглые зубочистки.

Пластмассовая бутылка, воздушный шарик,

2 миски с горячей и холодной водой, термометр, две спички.

Предварител ьная беседа:

«Ухо –орган слуха».

Прослушива ние в грамзаписи

«Театральны е шумы» Рассматрива ние

телефонного аппарата.

Предварител ьная беседа о том как осуществляе тся

телефонная связь (см.

«детская энциклопеди я»)

Практикум:

«Тонет? Не тонет!» Цель:

Предложить практически е

рекомендаци и, по организации игр и эксперимент ов с водой.

Познакомит ь с

простыми эксперимент ами и играми с водой.

охлаждени е, горение, круговорот воды в природе).

детям, как нагревается вода, как циркулирует тепло в комнате, и подвести к самостоятельному выводу о круговороте воды в природе, закрепить

представления о расширении тел при нагревании и использовании этого свойства человеком.

Список литературы:

  1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
  2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.
  3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.
  4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
  5. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.
  6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности с неживой природой в подготовительной к школе группе

Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности с неживой природой в подготовительной к школе группе...

Перспективный план работы: «Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» Картотека опытов и экспериментов

     Проведение опытов и экспериментов – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес ...

Перспективный план работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста...

Перспективный план работы с родителями второй младшей группы 2022-2023г.

Беседы, консультации, папки-передвижки, памятки, рекомендации, буклеты выставки  ,конкурсы, праздники...

Перспективный план работы по формированию ЗОЖ. Средняя группа на 2022-2023г.

Перспективный план работы по формированию ЗОЖ.Средняя группа на 2022-2023г....