Консультация для педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников в условиях современных требований ДО"
консультация

Маркина Наталья Валерьевна

Патриотическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл патриотическое воспитание160.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное бюджетное образовательное учреждение детский сад №124

Консультация для воспитателей

Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях современных требований ДО»

Воспитатель Маркина Н.В.

г.Калининград

2023 год

Актуальность современного патриотического воспитания

   На сегодняшний день проблема патриотического воспитания приобретает особую актуальность. Одной из важнейших задач современного образования является гражданское становление подрастающего поколения. Поэтому любовь к родине необходимо начать прививать как можно раньше. Дошкольный возраст идеально подходит для старта работы в данном направлении, т.к. в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны и восприимчивы.

   Патриотическое воспитание дошкольников – это не только формирование привязанности к родному дому, семье, детскому саду, но и воспитание уважительного отношения к работнику и результатам его труда, к защитникам отечества, государственным символам, традициям и праздникам. Это важно, поскольку каждый ребенок в первую очередь является гражданином своей страны.

   Формирование человека как гражданина начинается с осознания им своей малой родины. Чувство любви к Родине начинается с восхищения тем, что ребенок видит перед собой; чему он удивляется и что находит отклик в его душе. Пусть многое из этого и не признается ребенком сознательно, но уже оказывает огромное влияние на формирование его патриотического сознания.

   В педагогическом энциклопедическом словаре дается такое определения патриотизму: «Патриотизм – это любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде». С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели.

   Что же касается понятия и содержания патриотического воспитания, то здесь существует несколько точек зрения. Они представлены в Таблице 1 (см. Таблица 1).

https://attestatika.ru/wp-content/uploads/2022/10/1-4.jpg

   В соответствии с основными нормативными документами (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»)  патриотическое воспитание выступает одним из основных направлений в достижении  высокого уровня духовно-нравственного развития у детей, в формировании чувства причастности к историко-культурной общности российского народа, в развитии у подрастающего поколения уважения к символам страны (герб, флаг, гимн), к историческим символам и памятникам Отечества.

   Нормативно-правовые документы в области патриотического воспитания дошкольников

   Патриотическое воспитание должно носить плановый, системный, постоянный характер, а также быть одним из приоритетных направлений в государственной политике России в области воспитательной деятельности.

   Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральные законы Российской Федерации «Об образовании», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»;
  • ФГОС ДО;
  • другие нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части, касающейся вопросов патриотического воспитания.

   Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (далее – Концепция) – документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания.

   Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол N 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.).

   В Концепции сформулированы теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях реализации программы патриотического воспитания.

   Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности; становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

   На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

  • Утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому и традициям России; повышение престижа государственной (особенно военной) службы.
  • Создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем.
  • Воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни; создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга.
  • Привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества.
  • Привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, её защиты как высшего духовного долга.
  • Создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни; активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества.
  • Формирование расовой, национальной, религиозной терпимости; развитие дружеских отношений между народами.

Реализация задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания; условий, в которых оно проводится; особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах.

Условия реализации программ патриотического воспитания в ДО

   Патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы, а также одно из приоритетных направлений рабочей программы воспитания в дошкольной образовательной организации.

Задачи патриотического воспитания ориентированы на:

  • формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
  • воспитание уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
  • воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
  • воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.

Достижение результатов в рамках патриотического воспитания возможно при соблюдении определенных условий.

   Условия приобщения к культурно-историческому наследию края детей дошкольного возраста:

  • максимальное использование окружения региона;
  • создание развивающей среды в дошкольной организации (создание центра или мини-музея по краеведению: уголка родного края, города; уголка боевой славы, природных зон в группе и на участке; центра полезной деятельности), её вариативность;
  • выставки детского творчества в оформлении помещений;
  • подготовка детей к восприятию краеведческих сведений;
  • обогащение эмоциональной сферы (умение удивляться, восторгаться), развитие разных форм образной речи;
  • развитие патриотического видения: эмоциональное восприятие среды, отбор познавательного материала с выделением значимого для края, умение выделять характерное в окружающем для видения его ценностей;
  • организация развивающего обучения: разнообразные формы обучения и воспитания (проектно-исследовательская деятельность, проблемные обучающие ситуации, культурные практики, историко-познавательные беседы, акции и др.);
  • расширение воспитательного пространства с помощью занимательных игр и заданий на дом;
  • отбор, переработка и включение в образовательное пространство исторического материала (в привлекательной для детей форме), способного вызвать интерес и эмоциональный отклик;
  • работа с социумом, родителями, совместная поисково-исследовательская деятельность со взрослыми;
  • самостоятельная деятельность детей на основе интеграции образовательных областей и разных видов деятельности детей;
  • выстраивание обучения от более простых, близких дошкольнику форм работы, к постепенному усложнению, к знакомству с культурно-историческими фактами;
  • формирование личностного отношения к событиям истории, достопримечательностям, культуре родного края;
  • осуществление системно-деятельностного подхода в приобщении дошкольников к культурно-историческим ценностям;
  • использование интересных для детей видов деятельности (игра, рисование, экспериментирование и т.д.);
  • организация работы с родителями;
  • создание оптимальных условий, в которых каждый дошкольник сможет самовыражаться, с использованием индивидуального подхода к каждому ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Актуальные проблемы физического воспитания дошкольников в свете современных требований"

На ряду с лругими проблемам, является особенно актуальным физическое воспитание дошкольноков в контексте с ФГОС и ещё важнейшим этапом в формировании здоровья ребёнка, развития у него физических навык...

Презентация "Актуальные проблемы физического воспитания дошкольников в свете современных требований"

Презентация "Актуальные проблемы физического воспитания дошкольников в свете современных требований"Презентация к консультации "Актуальные проблемы физического воспитания дошкольников в свете современ...

Актуальные проблемы физического воспитания дошкольников в свете современных требований

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙАннотация: В последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальным физическое воспитание дете...

Консультация для педагогов: «Роль экологического воспитания дошкольников в условиях современного дошкольного образования»

Экологическое воспитание – это процесс, цель которого увеличить во всем мире количество населения, осознающего экологические и связанные с ним проблемы, имеющего знания, положительную мотивацию,...

Организация духовно-нравственного воспитания дошкольников с учетом современных требований

Актуальность духовно-нравственного воспитания детей обусловлена объективной заинтересованностью общества в управлении этим процессом, стремлением передать новому поколению культуру духовно-нравственно...

Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников в контексте современных требований ФГОС ДО

Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников в контексте современных требований ФГОС ДО...

Консультация для воспитателей на тему: "Патриотическое воспитание дошкольников в условиях современного образования".

Консультация для воспитателей на тему:  "Патриотическое воспитание дошкольников в условиях современного образования"....